«Алтайская правда»: преподаватель из Шотландии знакомит студентов АлтГУ с историей своей страны

19 декабря 2016 ФМКФиП
О легендах и традициях своей родной Шотландии студентам факультета массовых коммуникаций, филологии и политологии Алтайского госуниверситета уже несколько месяцев рассказывает Алистер Митчелл, преподаватель из Шотландии, знакомя с историей своей родины будущих лингвистов. Студентов, да и наших преподавателей, он учит говорить на классическом английском.

Он родом из маленького городка рыбаков – Лосимут. Учился в Абердинском университете (в маленькой Шотландии уже в древности было четыре университета, в то время как в великой и гордой Англии – всего два!). А потом преподавал там историю. Когда-то у Митчелла была большая семья, но теперь остался он сам и его взрослый сын. И 63-летний Алистер, поскольку его ничего не держало дома, поехал преподавать английский язык как иностранный. Сначала в Гватемалу, а затем в Монголию. А потом и к нам, в Барнаул.

«Я работал в Монголии, помогал развивать туризм, работал с гидами, переводил на английский, потом работал при больнице, полгода учил медперсонал английскому в маленьком городке. Переехал в Улан-Батор и работал там, готовил студентов, сдававших международный тестовый экзамен по английскому языку. Сдали все, некоторые – очень хорошо – и теперь успешно учатся в Великобритании».

До этого о Барнауле не слышал никогда и ничего. Конечно, он знал о Сибири больше, чем среднестатистический британец, но…
Алистер в Барнауле часто фотографирует студентов, улицы, выкладывает фотографии в соцсети. И его соотечественники удивляются: не срастается их собственное представление о Сибири с тем, что они видят. В их головах все черно-белое, холодное, один большой ГУЛАГ. А видят современный город, современных людей – и для них это большой сюрприз.

– Но и у наших есть стереотипы о Шотландии – что вы все время ходите в килте и с утра до вечера пьете виски…

– Большая часть алтайских студентов на Алтае гораздо больше знает о нас, чем мы о вас, – возражает педагог. – На своих уроках пытаюсь показать историю и положение вещей в комплексе. Все гораздо сложнее, чем стереотипы или байки для туристов. В Великобритании, к примеру, шесть языков, кроме английского.

О кланах

И хотя килт есть в доме каждого шотландца, в обычной жизни его не носят – надевают только по особым случаям: на свадьбу, на похороны, на Новый Год. Килт зависит от клана. У каждого клана свой цвет и рисунок килта.

Большинство шотландцев знают, к какому клану они принадлежат. В этом плане шотландцы, пожалуй, одна из последних стран мира.

В повседневной жизни это не играет никакой роли – скорее, историческая память.

– Предмет гордости? – спрашиваю Алистера.

– Трудный вопрос, – задумался он. – Принадлежность к клану можно определить по фамилии. Я долгое время считал, что принадлежу к клану Инсов. Но прошел ДНК-тест – и оказалось, что я из клана МакГрегоров. Я всегда считал, что мои родственники из Испании прибыли в Шотландию после кораблекрушения. Но тест показал, что 11 веков мы принадлежали к клану Грегоров. Не было никакого кораблекрушения и никаких испанцев. Маркеры ДНК показывают принадлежность к племенам пиктов. Это те люди, которые сражались против римлян за независимость Шотландии. Очень древний клан. Остались культурные памятники, каменные изваяния, символы. И какие-то пережитки. Например, дикий кабан считается священным животным. Люди избегают кабана называть кабаном, иначе это принесет неудачу.

В Средние века во время восстания за независимость МакГрегоры были объявлены вне закона, их могли казнить, и многие меняли фамилии. МакГегоры – одни из самых известных, прославленных кланов. Потомки первого короля Шотландии Кеннета I. Конечно, не прямые потомки по крови. Скорее, вассалы. В древности лорды – основатели родов создавали кланы, и крестьяне были частью их кланов.

Это был клан разбойников и конокрадов… МакГрегоры были очень воинственны и захватили многие земли силой оружия. Однако в XVII веке настали черные времена: король Яков VI своим указом ликвидировал, «забанил» клан и изгнал МакГрегоров из страны. Объявленные вне закона, лишенные земли и средств к существованию, МакГрегоры промышляли угоном скота, разбоем, сбором «черной дани» и браконьерством. Из рода МакГрегоров происходит знаменитый разбойник XVIII века Роб Рой – «Рыжий Роберт». Клан официально реабилитировали лишь в 1774 году.

– Пока клановая система существовала, ее все критиковали. Мол, дикость и варварство. Но когда ее разрушили, она стала романтизироваться. И образ диких горцев (haighlanders) стал популярен, – замечает Алистер.

– Есть знаменитый виски «Клан МакГрегор». Вы должны получать деньги с каждой бутылки, – в шутку говорю Алистеру.

– Если раньше каждый клан мог делать свои виски, то сейчас – госмонополия. Раньше были маленькие заводики в селениях, потом государство «наложило лапу». Отправляли специальных людей в села, и, если видели заводик, разносили его в щепки. Только государство!

– Принадлежность к своему клану как-то влияет на прием на работу, на продвижение по службе?

– Маловероятно. Идея клановости уже не работает. Здесь скорее сыграет ваш один с ним социальный статус, и, если вы учились в одном университете…

– Вы своих родственников знаете до какого колена?

– Примерно с 1760 года. Один из предков матери женился, сохранилась запись. Родственники по обеим линиям были рыбаки. Они приехали в маленький рыбацкий город Лосимут. К концу XVIII века шотландцев воспринимали как диких, примитивных горцев. Но это была и самая просвещенная страна: много ученых, исследователей. Физики, географы, литераторы. В Шотландии была всеобщая грамотность, все могли читать и писать, даже самые бедные.
И люди оставляли документальные свидетельства. Обычные люди знают своих предков (крестьян) примерно до 1760 годов. Была сельхозреволюция, все стало фиксироваться – факты рождения, смерти, бракосочетания, аренда домов…

– Вспоминается знаменитый актер Йен МакГрегор из «Звездных войн». Не ваш родственник?

– Да, он из нашего клана. Но когда вышли «Звездные войны», я еще не знал, что сам из этого клана. Девичья фамилия матери – Стюарт. Обычные люди брали фамилию своего лорда. Клановая система феодальная. Если у лорда фамилия Стюарт – все его крестьяне будут Стюартами. Макгрегор, Маккензи, Маклауд. Приставка мак значит «сын», сын основателя рода.

– Я читал об интересных традициях шотландских университетов. Так называемый «студенческий суд», «приемные родители» (кураторы первокурсников), «изюмный понедельник» с обливанием пеной для бритья…

– Да, университеты у нас древние, много оригинальных традиций. Я в Абердине учился.  В 1977 году ничего подобного не было. Студенческий суд – это, скорее, студклуб, организация спортивных праздников и культурных мероприятий.
Замечу, что в 80-е годы прошлого века у нас и в мире произошли большие перемены: раньше люди хотели изменить мир, но потом стали хотеть заработать денег. Я рос в 60-е – 70-е годы. Это было время романтиков. Потом было ощущение, что все изменилось буквально за год.

– А что повлияло?

– Это были времена Рейгана и Маргарет Тетчер. Вопрос очень сложный, комплексный, надо часов шесть, чтобы объяснить почему.

– Работая в Гватемале, вы попали в руки бандитов. Расскажите, как попали к ним и как спаслись?

– Это очень криминальная страна. Да и я оказался не в том месте не в то время. Стечение обстоятельств. В полдень с коллегами шли по городу. В парке играли дети. Когда выходили из парка, все вдруг притихло. Подошли двое, приставили пистолеты и повели в джунгли. Они рядом. Всех поставили на колени. Руки связали сзади. Обыскали. Забрали деньги. Один выщелкал из пистолета патроны и показал, потом снова вставил в пистолет, приставил к моей голове и для убедительности щелкнул курком. Все было серьезно. Был уверен, что это конец. Пока один держал пистолет, другой одну девушку изнасиловал. Она кричала. Потом вернулся и увел другую девушку. Все повторилось.
Потом они сказали: полчаса никуда не ходите. Оставайтесь на месте. И исчезли. Потом и мы пошли домой.
А через неделю эта банда попалась: кого-то взяли в заложники и ограбили. Обычно все это там сходит с рук, но так как потерпевшие – иностранцы, бандитов посадили. Но через месяц выпустили: ДНК не совпало. И я стал опасаться за свою жизнь. Запросто могли подъехать на мотоцикле, выстрелить и поехать дальше. А тут еще заболел дизентерией, в больницу попал. И уехал. Побыл несколько месяцев дома – и уехал в Монголию.

Так второй ДНК-тест привел к тому, что в конце концов Алистер оказался на Алтае.

Начало распада?

Референдум о БРЭКЗИТЕ – выходе Великобритании из ЕЭС – вновь актуализировал давние разговоры о выходе самой Шотландии из Соединенного Королевства. Говорим с Алистером о плюсах и минусах этого процесса. Это начало распада. Но позитивен ли этот процесс? Ведь развал СССР многие у нас считают трагедией…

Среди его соотечественников разные мнения: «В Великобритании все четыре страны были насильно притянуты в союз. Раньше, когда существовала единая и мощная британская империя, легче было убедить людей жить вместе. Сейчас сложнее. Их мало что связывает»….

Собственно, даже шутки и анекдоты у каждого народа свои, и во многих они выставляют друг друга не в очень выгодном свете.

Рассказываю Митчеллу шотландский:
«Шотландец отмечает свое столетие. Среди гостей они видит пожилого мужчину и говорит ему:
– Эдвин, сынок, я тебя полвека не видел!»
– Как ты меня узнал, отец?
– По галстуку, сынок, по галстуку!»

Алистер смеется:
– Это типичная английская интерпретация шотландцев. После объединения корон шотландский двор приехал в Англию, у них не было денег. Правящая элита Англии смотрела на бедных шотландцев сверху вниз… Отсюда пошли стереотипы бедности и скупости – это британская точка зрения. Шотландцы в их мифах – жадюги и алкоголики, Ирландцы – тупые алкоголики, валлийцы (жители Уэльса) – все воры. А лучше всех англичане. А сами шотландцы считают, что они невероятно щедрые, а жадюги как раз англичане. Англичане пытаются спроецировать свои негативные черты на других. Вор всегда думает, что все другие воры, лжец думает, что все остальные врут, – резюмировал Алистер.

О килте

Его издревле носили шотландцы, а до них – горцы и викинги. Очень практичная и удобная одежда для тамошнего климата! Для создания классического килта требуется около 8 ярдов (7,3 метров) специальной ткани – тартана, сотканной из натуральной шерсти, очень тяжелой и плотной.

И стандартный «армейский» килт – такие, как носят волынщики – весит почти 4,5 кг. Впрочем, на повседневный идет более легкий тартан, а килты для танцоров делают из самой легкой ткани, чтобы летала в танце. Каждый крест цветных нитей означает принадлежность к определенному шотландскому клану. Голливудский актер Лиам Нисон создал весьма романтический образ благородного разбойника Роб Роя МакГрегора, но шотландцы недовольны этим фильмом. Во-первых, Нисон ничуть не похож на реального Роб Роя. Во-вторых, МакГрегоры никогда не носили такого тартана!

В XVII веке англичане пытались запретить шотландцам носить килты, но те сопротивлялись, как могли: на брюки пришивали куски тартана. Или носили килт на палке, остроумно обходя закон.

Еще одна байка для туристов:
Королева Виктория, принимая парад, как-то спросила у шотландских гвардейцев – неужели под килтом ничего нет?
Последовал ответ:
– Ваше величество, успокойтесь, там все есть!
Под килтом – длинная рубашка, а чтобы килт не развевался от ветра, он крепится булавкой…

поделиться
https://www.asu.ru/?v=sw0