Ученые АлтГУ при поддержке гранта Президента РФ создают модель наиболее эффективного взаимодействия людей

31 января 2018 Управление информации и медиакоммуникаций
Доцент кафедры общей и прикладной психологии факультета психологии и педагогики Алтайского государственного университета, кандидат психологических наук Яна Константиновна Смирнова разрабатывает модель наиболее эффективного взаимодействия людей при решении общих задач.

Проект Яны Константиновны под названием «Становление механизмов произвольной регуляции ориентировочной части совместной деятельности на ранних этапах онтогенеза» победил в конкурсе на право получения в 2018–2019 году гранта Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых.

«Один из самых важных моментов в деятельности человека, решающего определенную задачу, – это поиск информации, определенных признаков и моментов, которые помогают ему в достижении поставленной цели. Психологов особенно интересует малоизученный ими процесс решения человеком данной задачи в коллективе. Как он ищет эти признаки,  распределяет и согласовывает их с другими людьми, – поясняет Яна Смирнова. – Особый интерес у психологов имеет процесс взаимодействия людей в дошкольном возрасте, когда еще существуют трудности контроля речи, отсутствует согласованность действия между собой. Это вопрос коммуникации людей, как они договариваются между собой, как передают свое мнение другому человеку и в итоге решают совместно конкретную задачу».

Один из основных моментов проекта молодого ученого АлтГУ – разработка модели поведения детей дошкольного возраста в коллективе. По словам исследователя, они выясняют, как на ранних этапах развивается контроль совместных действий у дошкольников и как помочь ребенку в его формировании, чтобы в дельнейшем он мог свободнее адаптироваться в коллективе.

«Существует такое понятие, как контроль действий, благодаря которому человек может своевременно скорректировать свое поведение, если что-то пошло не так при решении задачи, способен увидеть свои ошибки. Если этот механизм не развит, то ребенку трудно адаптироваться в обществе, что, соответственно, отразится на его дальнейшей взрослой жизни. Если на ранних этапах мы сможем это продиагностировать, то поможем человеку стать более эффективным в будущей жизни. Кстати, все эти признаки в том числе отражаются и на лидерских способностях человека, его умении самостоятельно выстраивать жизненную позицию», – уточнила Яна Смирнова.

Итогом работы ученого станет построение определенной модели решения данной проблемы, установление конкретных коррекционных и диагностических процедур для результативной работы дошкольных учреждений. В частности, планируется создание определенного методического, коррекционного, тестового материала, который поможет педагогам и психологам при общении с ребенком выявлять присутствие проблемы и находить способы их решения.

«Через общение, через взаимодействие, через решение общих задач мы будем учить ребенка контролировать собственную деятельность», – подытожила Яна Константиновна.

Версия для печати
поделиться