Третий день работы летней школы: «Дерево лидерства нужно поливать каждый день!»

29 августа 2013

Третий день работы Международной летней школы лидеров стран Азии в Алтайском государственном университете был посвящен речевой коммуникации

Лингвисты Е.В. Лукашевич и Т.В. Чернышова вместе с модератором С.А. Мансковым предложили участникам в первой половине дня деловую игру, посвященную личности современного лидера. После теоретической части представителей пяти государств Азии разделили на три группы, в задачу которых входило выявление семи главных качеств идеального лидера. Интересно, что все команды сошлись на том, что современный лидер должен быть харизматом, имеющим навык разнообразной коммуникации.

Спор возник во время обсуждения темы «Должен ли быть современный лидер справедливым?». Презентационную концепцию группы оценивали пять экспертов, которые заняли президиум в зале Ученого совета АлтГУ. В их задачу входило задавать проблемные вопросы. Но они не смогли вывести из равновесия участников. Так, на вопрос «Кто, на ваш взгляд, является справедливым лидером в мировой истории?», одна из команд мгновенно парировала — «Робин Гуд». На просьбу назвать лидеров ХХI века был получен ответ — «Владимир Путин и Барак Обама», что позволило отчасти зафиксировать некоторые приоритеты современной молодежи Содружества независимых государств. Первые два часа работы способствовали формированию жизнеспособных команд, в каждой из которых было по одному представителю пяти государств. Интересно, что многие участники легко использовали аллегории из античного мира. Сегодняшние представители Центральной Азии отдают предпочтение классической культуре.

После обеденного перерыва работу продолжила Татьяна Владимировна Чернышова. Вводная теоретическая часть вызвала живую дискуссию. Вопрос «Что дал языку переход к рыночной экономике?» инициировал интересный разговор о современной рекламе и политике. Визуальный ряд рекламных плакатов вызвал неподдельный интерес у аудитории. Весьма любопытным был перевод нового рекламного глагола «сникерсни» на языки народов Азии. Оказывается, в разных странах есть свое обозначение для момента потребления разрекламированного шоколада. Итоги мозгового штурма участников школы через короткое время были соотнесены с выводами теоретиков лингвистики.

Градус общения снизился, когда участники школы перешли к обсуждению свободы слова в России и странах Центральной Азии. Здесь мы наблюдаем сходную картину. Свобода слова позволила расширить тематику устного общения, увеличила активный словарный запас носителей языка, но при этом увеличила общую агрессию. В завершении дискуссии Татьяна Владимировна представила презентацию с неологизмами, употребляемыми современными российскими политиками.

Вечером начался тренинг межкультурного общения под руководством Елены Васильевны Лукашевич. В рамках ассоциативного эксперимента было предложено записать понятия, возникающие в сознании при произнесении слов Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан. Выяснилось, что практически все участники зафиксировали максимальное количество ассоциаций, связанных с родной страной, и минимум слов по отношению к далекой малоизвестной стране. При сравнении результатов стало очевидно, что треть ассоциаций совпала, остальные дополнили картину. В целом же ассоциации носили политкорректный характер и имели позитивную семантику. Россия в этом ассоциативном ряду отмечена словами «огромность», «холодный климат», «медведь», «Путин», «водка», «блины», «березы».

Итогом дня стали рекомендации для укрепления межгосударственных отношений. Уже сегодня ощущается необходимость чаще встречаться, осуществлять диалог культур, организовать большое общее дело. Кроме того, необходимо осмыслить наше общее имперское прошлое.

Сергей Мансков

Фотограф Алина Свириденко

 

 

Версия для печати
поделиться