6 марта в АлтГУ открылся цикл литературных семинаров Михаила Тарковского

12 марта 2015 Вера Короткова, корреспондент газеты «За науку»

Вооруженные пером

6 марта в рамках Года литературы в Алтайском госуниверситете открылся цикл литературных семинаров известного русского поэта и писателя, члена Союза писателей РФ Михаила Тарковского. На первое занятие пришли пишущие и заинтересованные люди – не только студенты.

Справка
Михаил Александрович Тарковский родился в 1958 г. в Москве. Окончил Московский педагогический институт им. В.И. Ленина по специальности география/биология. В 1981 году уехал в Туруханский район Красноярского края, где почти сразу же начал писать стихи и работал сначала полевым зоологом на биологической станции, а затем охотником в с. Бахта. В этом селе он живет до сих пор.
В 1991 году М.А. Тарковский окончил Литературный институт им. А.М.Горького, заочное отделение, семинар поэзии В.Д. Цыбина. Автор стихов, рассказов, повестей, очерков, печатавшихся во многих литературных журналах. Лауреат премий журналов «Наш современник», «Роман-газета», «Новая юность», а также нескольких литературных премий, в частности премий Белкина, Соколова-Микитова, Шишкова, а также Л.Н. Толстого «Ясная Поляна», «Литературной газеты» «Золотой Дельвиг». Автор книг «Стихотворения», «За пять лет до счастья», «Замороженное время», «Енисей, отпусти!», «Тойота-креста», «Избранное». В декабре 2014 г. в Красноярске вышла детская книга «Сказка о Коте и Саше» с рисунками красноярской художницы Евгении Аблязовой. Михаил Тарковский является главным редактором альманаха «Енисей».

Сундук, полный книг

Михаил сразу дал установку: цель литературных семинаров не научить писать стихи и рассказы, но помочь в этом пишущим и начинающим людям.

– В литинституте дают все возможности для того, чтобы студенты прочитали необходимую литературу. Нам рекомендовали огромное количество книг. Я заполнял в библиотеке полный сундук, грузил его у себя в деревне в деревянную лодку, отправлялся с этими книгами к себе в избушку на охотничий участок и там вечерами, ночами читал.
Нас учили мыслить стихами, чтобы личность человека была воплощена в стихах. От нас требовали, чтобы мы были людьми в первую очередь, а потом уже — мастерами.
Обычно человек, который интересуется литературой, хочет попробовать свои силы в стихах или прозе. Для кого-то творчество останется занятием для души. А для других станет делом всей жизни, тогда они станут настоящими авторами.

Голос Пушкина в моих ушах

Секрет стихотворения не в его совершенстве, а в том очищении, которое человек испытал от написания. Всем пишется по-разному. А как пишется Тарковскому?

– Осень. Ночь. Керосиновая лампа. Я сижу один. На столе книга Пушкина. Вокруг невероятно красивая тайга. Под впечатлением от стихов и удивительной природы вокруг пытаюсь своим корявым пером что-то написать. Это ощущение меня полностью поглощает. Кажется, что у тебя на ладони весь мир и ты силой своего поэтического слова его чувствуешь. Хочется, чтобы что-то получилось на бумаге! Но наступает утро, и на трезвую голову вдруг с горечью понимаешь, что стихи твои никуда не годятся. Такой утренний тест полезно себе устраивать, потому что вечером мы не объективны.

– У меня в основном стихи создаются утром, пока на работу добираюсь, – делится мнением одна из участниц. – Кто-то еще спит, а меня вдохновляет! Три дня назад был туман на улице: ничего не видно, все белое, и я написала стихотворение…

– Я много лет бился над тем, что не мог ни от кого из знакомых людей получить критической оценки моих стихов, – продолжает Михаил. – Не хватает взгляда со стороны, объективного мнения. Увидеть технические дефекты в своем стихотворении – это самое сложное. Самое главное – почувствовать свой голос. Чтобы ты сам научился в своем стихотворении увидеть, узнать одну строчку – по-настоящему твою, которая тебя характеризует. Если научишься ее отличать – дело в шляпе. Дальше старайся, чтобы таких строчек было больше и уже целое стихотворение звучало твоим голосом.
Когда читаешь много классической литературы, невольно начинаешь подражать, и это естественно. Для начала нужна какая-то манера. Советую выбрать автора, который люб, что в поэзии, что в прозе, и просто попробовать в нем пожить, попробовать писать в его духе, но при этом живя своей жизнью, и посмотреть, что из этого получится.
Надо читать огромное количество стихов, чтобы голос наших любимых поэтов звучал в ушах, фоном стоял, чтобы внутренний голос говорил языком Пушкина, Есенина, Блока... Он будет настолько сильно звучать, что стихи из вас сами польются, проклюнется ваша собственная личность. Так и я пытался всю русскую поэзию перепеть на своем таежном материале. Когда я начал писать прозу, у меня в ушах стоял голос Бунина, его интонация. Я пытался утонченным бунинским языком описать жизнь сибирского охотника-промысловика. На этом контрасте и получился сплав языка, наполненного новым содержанием.

Выучить и забыть

«Язык есть смысл. Поэзия есть ритм. Ритм смысла есть мое стихотворенье»
Михаил Яснов

– Возможно писать стихи, не имея специального образования, но представьте фотографа, который плохо протер объектив. Каким бы художником он ни был – фотография не получится. Нужно проявлять уважение к традициям стихосложения, уметь мыслить стихами, не задумываясь о форме. Ее нужно раз и навсегда выучить и забыть про то, что она существует.
Язык – это некое существо, в котором есть все. От того, насколько вы его хорошо чувствуете и умеете использовать его возможности, зависит ваш успех. В языке заключается духовный код нации. Русский язык – это форма + содержание. Язык надо любить и чувствовать. Надо бережно обращаться со словом, чувствовать смысл, которым оно наполнено. В каждом слове нужно видеть его историю и те культурные ассоциации, которые стоят за ним. Иногда для этого требуется целая жизнь. По мере наполнения жизненного опыта, разочарований, побед, всего, без чего человеком не станешь, слова приобретают полноту и ясность, совершенно по-другому начинают звучать.
Для меня Енисей – это огромный мир, который начинается в районе Монголии, а заканчивается в Карском море. Когда я туда впервые ехал – молодой и неопытный – для меня слово «Енисей» означало лишь ниточку на карте и книгу В.П. Астафьева «Царь-рыба». Сейчас для меня Енисей – целый мир коренных народов, которые там живут, соприкосновение их традиций. Енисей – это дорога в прямом смысле слова, потому что это единственный путь, по которому идет трасса с юга на север.
«Живи, как пишешь, и пиши, как живешь» – К.Н. Батюшков старался быть искренним и избегать всего натянутого, надуманного, искусственного: «Мы смотрим на поэзию с надлежащей точки, о которой толпа и понятия не имеет. Большая часть людей принимает за поэзию рифмы, а не чувство, слова, а не образы». Великая тайна и сила поэзии заключается в том, чтобы постичь глубокий философский смысл, для этого нужно читать классиков.

Люди без кожи

«Поэты ходят пятками по лезвию ножа
И режут в кровь свои босые души...»
Владимир Высоцкий

Не писать для поэта – все равно что не дышать. Какого поэта ни возьми – все страдальцы – Гумилев, Блок, Есенин, Бродский… Поэты – люди без кожи, с особым восприятием мира. Они не могут не страдать, иначе стихов не будет. Сознательно ли они делают жертвенный шаг на стезю творчества или же невольно становятся заложниками собственных переживаний?

– В определенный момент понимаешь, что писать – это дело всей твоей жизни, – делится Тарковский. – Почва уходит из-под ног, и ты вцепляешься в свое сочинительское дело, как в плод, а все посторонние дела уходят на второй план. А если это начинает мешать нормальной повседневной жизни? Требуется принять очень серьезное решение, потому что нужно очень многим пожертвовать. Женщинам сделать выбор вдвойне сложнее.

Нарочно не придумаешь

Как появляется рассказ? С чего начинается интрига? Как сделать портретную зарисовку персонажа? Где брать речь  героев? Как передать атмосферу?

– Прежде всего надо посмотреть, как это сделано у различных писателей. Внимательно прочитать заново произведения великих авторов не как читатель, а как будущий мастер. В литературе XIX века без портрета обходилось редкое произведение. Сегодня традиция внимательного описания героев утрачивается. Многие пишут поточным стилем, часто забывая о классическом портрете героя.
Проза состоит из череды вещей, которые нарочно не придумаешь. Либо тебе кто-то расскажет, либо сам где-то увидишь-услышишь. Для прозаика очень важно записывать в книжечку все, что он подмечает: чье-то острое слово, выражения, наблюдения. Как собака перебежала деревенскую улицу, а у нее все «штаны» в репейнике – собака в шароварах из репейника! Образ нужен.
Есть вещи, которые ты никогда не придумаешь. У всех енисейских стариков индивидуальный языковый строй. Один из них мой – знакомый Григорий Трофимыч, старинный коренной сердюк. Как он говорил – я бы никогда в жизни не смог этого придумать!

В ходе семинара участники делились мнениями, читали собственные стихи и напоследок обещали встретиться вновь на следующем занятии, которое состоится в апреле.

поделиться
https://www.asu.ru/?v=sw0