Как бороться с неэтичной рекламой?

26 апреля 2015 Анна Милюкова

24 апреля состоялся круглый стол «Реклама в Алтайском крае: этика и право» в рамках межрегионального фестиваля «Дни PR и рекламы на Алтае». На нем специалисты отрасли, представители органов власти и университетского сообщества обсуждали проблемы этики и правового регулирования рекламы в нашем городе.

 Во вступительном выступлении профессор, доктор социологических наук Алла Ковалева рассказала об истории правового регулирования рекламы, обратив внимание на то, что 8 статья «Неэтичная реклама» исключена из федерального закона «О рекламе». Таким образом, сейчас регулирование рекламы, провоцирующей насилие, страх, дискриминацию по различным факторам, основывается только на добровольных соглашениях сторон конфликта, а не на преследовании по закону. Саморегулированию рекламы должно способствовать создание в 2004 году экспертного совета по рекламе при Федеральной антимонопольной службе. Кроме того, в 2012 году ведущие российские рекламные ассоциации приняли Кодекс практики рекламы и маркетинговых коммуникаций, который также призван регулировать ситуацию с недобросовестной и неэтичной рекламой.

Выступление кандидата филологических наук, доцента АлтГУ Елены Гусар было посвящено «"градусу" эмотивности в региональной рекламе». На многих примерах барнаульской наружной рекламы и вывесок Елена Геннадьевна показала, как «работают» национальные культурные образы, которые могут оцениваться как неэтичные. Были представлены примеры рекламы на центральных улицах города, которые напрямую нарушают закон «О рекламе» (показывая процесс распития спиртных напитков). К сожалению, не удалось услышать мнение на эту тему Федеральной антимонопольной службы, поскольку ее представители на круглый стол не пришли.

Ведущий специалист Управления по образованию и молодежной политике Алтайского края Юлия Пяткова подтвердила, что бороться с неэтичной рекламой на улицах города бессмысленно с помощью закона и посоветовала разрабатывать социальные рекламные кампании для борьбы с этими проблемами.

Одна из таких проблем не так давно обсуждалась на интернет-площадке Рекламного портала Алтайского края — это вопрос об этичности рекламы покупки курсовых и дипломных работ. Тогда участники дискуссии — преподаватели и рекламные компании-разработчики — не пришли е единому мнению. В ходе круглого стола одно из решений этой проблемы было представлено студентами АлтГУ Екатериной Перфильевой и Анной Брютовой, которые предложили PR-кампанию для борьбы с покупкой дипломных и курсовых работ. Ребята рассказали о том, что в СМИ эта проблема освещается неоднозначно. Есть статьи, осуждающие несамостоятельное написание курсовых, но в тех же изданиях встречается и прямая реклама организаций, оказывающих таких услуги. Студенты представили шокирующие результаты проведенного в 2015 году репрезентативного социологического опроса молодежи города. Как выяснилось, до 60% студентов разных вузов готовы покупать или уже покупают курсовые и дипломные работы. Причем решение «не покупать диплом» — не следствие осознания неэтичности поступка, а боязнь того, что поймают, либо слишком высокая стоимость услуги. Для борьбы с выявленной социальной проблемой студенты кафедры связей с общественностью и рекламы предлагают размещать социальную рекламу и провести ряд социальных акций. Представитель Управления по образованию Юлия Пяткова сказала о возможности получить грант для реализации этого важного проекта.

 Другой проблемой, вызвавшей споры, стала звуковая реклама в магазинах и торговых центрах. Доцент АлтГУ Юлия Явинская представила результаты социологического исследования на тему отношения жителей Барнаула к аудиорекламе. Как выяснилось, она многих раздражает, не очень запоминается и не стимулирует к покупке. Была выявлено, что женщин как основных покупателей рекламируемых товаров звуковая реклама в магазинах раздражает меньше, чем мужчин. Кроме того, женщины большее внимание обращают на текст рекламы, а мужчины — на музыку. В сфере аудиорекламы есть и проблемы с соблюдением авторских прав на используемые в ней популярные песни. Как прокомментировали руководитель отдела маркетинга ООО «Еврозвук» Ирина Ашихмина и руководитель отдела маркетинга медиагруппы «FM Продакшн» Ольга Ефимова, вся реклама, транслирующаяся в радиоэфире радиостанций и торговых центров, тщательно согласуется на предмет соответствия законодательству, а при наличии разногласий нужно обращаться в Российское авторское общество.

Участники круглого стола договорились, что для отработки у студентов профессиональных навыков создания аудиорекламы на кафедре связей с общественностью и рекламы АлтГУ будет организован специальный практический курс «Мастерская рекламы» совместно и «FM Продакшн» и ООО «Еврозвук». Кроме того, студенты реализуют социальные проекты для изменения мнения общественности о покупке курсовых и дипломных работ.

Версия для печати
поделиться