От «пиарологии» к менеджменту коммуникаций

30 апреля 2015 Анна Милюкова

24 апреля в рамках фестиваля «Дни PR и рекламы на Алтае» состоялась всероссийская научно-практическая конференция «PR и реклама в изменяющемся мире: региональный аспект». В конференции в очной и заочной формах участвовали преподаватели из Барнаула, Воронежа, Казани, Санкт-Петербурга и других городов.

Тематически конференция была разбита на несколько блоков. Первый был посвящен теоретическим, социокультурным основаниям PR, рекламы и массовых коммуникаций в целом.

 

Этой теме был посвящен доклад зав. кафедрой связей с общественностью и рекламы М.В. Гундарина «От "пиарологии" к менеджменту коммуникаций: современные исследовательские подходы к PR». Сдобрив свое выступление изрядной долей иронии, докладчик остановился на этапах развития «веселой науки» о PR и разоблачил некоторые мифы, связанные с ее основателями. В частности, с загадочным основателем PR, по версии авторов российских учебников, Сэмом Блэком.

Подхватив метафору Ницше, удачно использованную М.В. Гундариным, тему «веселой науки» продолжил проф. В.В. Корнев с докладом «Приватизация воображения». В нем он остановился на проблеме этики в профессии PR-специалиста.

Доцент АлтГУ С.Н. Куликова рассмотрела виртуальную функцию соблазна в рекламной коммуникации. Для массмедиа в последнее время по большому счету не интересна информация. Человека потребляющего сменяет человек, предвкушающий соблазны в виртуальной реальности. Так же, как знаки не размениваются на реальность, реклама не разменивается на товар. Она строится на игре соблазнов. В связи с этим исследователь предлагает ввести понятие «декольтизации» (от слова «декольте») — это логика скрытой явленности, то есть приоткрывание большего. В полной мере явление «декольтизации» представлено при использовании тизерных технологий в рекламной коммуникации.

Театровед, старший преподаватель АлтГАКИ Н.В. Осиночкина в докладе «Механизмы аксиологической трансформации в современной массовой культуре» проанализировала аксиологию персонажей массового кинематографа и комиксов: Бэтмена, супермена, Капитана Америки с точки зрения влияния на ценности российской молодежи. Особое опасение Нины Васильевны вызывает не сам факт переноса ценностей другой культуры в Россию, но искажение исторических фактов (как в истории о Капитане Америка).

Второе тематические направление конференции было посвящено технологиям массовых комммуникаций.

Доцент АлтГУ Л.М. Комиссарова рассмотрела явление когнитивного диссонанса в современных коммуникационных технологиях при ребрендинге. Как показала Людмила Михайловна, крупные организации не застрахованы от негативных оценок после ребрендинга, примером чему служат «Почта России» и «Сбербанк».

Доцент АлтГУ Ю.В. Явинская в докладе остановилась на логико-лингвистическом анализе социальной рекламы «Что для вас успех Алтая?». Как показала исследователь, в этой рекламе допущены ошибки. Так, семантика слова «успех» связана с настоящим временем, а в рекламных материалах говорится о будущем. Такие неточности имеют манипулятивный потенциал и могу быть замечены в зависимости от уровня коммуникативной компетентности аудитории. Люди с высокой коммуникативной компетентностью (журналисты, эксперты) эту манипуляцию видят, а массовая аудитория — нет, поэтому такая пропаганда действенна.

Профессор АлтГУ А.В. Ковалева представила результаты исследования рекламы в прессе дореволюционного Алтая. Всего на рубеже XIX–XX вв. в нашем регионе издавалось около 19 газет, но наиболее активно рекламные объявления размещались в газете «Жизнь Алтая». В коммерческом сфере рекламировались такие продукты, как коньяк и пиво, крупы, а также лекарства. Кроме того, в газете есть информация о благотворительных акциях, таким образом и социальная реклама находила свое место в дореволюционной прессе.

Доклады, представленные на всероссийской конференции в очной и заочной формах, будут опубликованы в сборнике научных статей «PR и реклама в изменяющемся мире: региональный аспект».

Версия для печати
поделиться