Депутаты и судьбы высшего образования

28 марта 2001
Сегодня в актовом зале АГУ прошли депутатские слушания по проблемам высшей школы. О системе высшего образования, намеченных правительством реформах, роли региональных властных структур в организации подготовки специалистов говорили ректоры вузов, депутаты, представители краевой исполнительной власти и студенчества.

Геннадий Петрович Зырянов, председатель комитета краевой администрации по образованию акцентировал внимание на качестве подготовки специалистов (тем более, что по количественным показателям вузы края достигли высоких результатов). Недоумение и сожаление геннадий Петрович высказал, затронув тему реформы системы образования в целом и высшей школы в частности. Почему кардинальные структурные изменения планируется внедрить без широкого обсуждения? Проблемы высшего образования напрямую связаны с проблемами на рынке труда. По данным Департамента Федеральной службы занятости, в 2000 году более 10 процентов безработных встали на учет сразу после получения диплома о высшем образовании. По некоторым специальностям эта цифра колеблется от 15 до 75 процентов.

Многие проблемы вызваны отсутствием информации об истинной ситуации в сфере высшего образования и трудоустройства молодежи. Необходимо квалифицированное исследование перспектив развития народного хозяйства и прогнозирование востребованности специалистов. Потому как в данный момент государственный заказ для сельского хозяйства составляет 550 человек, а было выпущено 966 дипломированных специалистов. С энергетической сферой это соотношение составляет 6:310.

Необходима гибкая система, позволяющая оперативно реагировать на изменения рынка специальностей. Но оперативность не может исчисляться месяцами и даже годом. Необходимо 3 - 5 лет на то, чтобы подготовить учебно-методическую, материальную базу, базы практик. А это требует значительных финансовых вложений.

Вопрос финансирования поднимался на слушаниях не раз. Каковы источники финансирования высшей школы? Только ли государство должно вкладывать средства в молодых специалистов? Леонид Васильевич Тэн, ректор Академии экономики и права призывал использовать все имеющиеся каналы финансирования. Необходимо избавиться от смущенной улыбки, возникающей при словах "платное образование". Почему мы приветствуем инвестиции в производство и ставим заслоны на инвестициях в образование?

По мнению ректора Алтайского государственного аграрного университета Ю.Ф. Загороднева, первостепенная задача - максимально "выбить" финансы из федерального бюджета, плюс - изыскать все возможности финансирования высшей школы на региональном уровне.

Выступление ректора АГУ Юрия Федоровича Кирюшина было посвящено проблемам науки. Эта сфера обычно воспринимается как нечто отдаленное от современной экономической ситуации. Однако, и это было доказано не раз, наука ведет за собой значительные изменения в структуре экономики, позволяет достичь высоких показателей во всех сферах человеческой деятельности. Сформировавшейся алтайской науке по силам решить многие проблемы региона. Юрий Федорович предложил краевой администрации формулировать задачи и на конкурсной основе поручать научным коллективам разработку прикладных тем. Это - действенный метод сотрудничества.

Юрий Федорович также акцентировал внимание на необходимости активной работы по регулированию набора на бюджетные места. Также ректор АГУ заметил, что негосударственные вузы составляют серьезную конкуренцию традиционным университетам. Существующая Ассоциация негосударственных вузов, имея консолидированную позицию, будет представлять на федеральном уровне интересы подобных образовательных учреждений. Среди государственных вузов такой сплоченности нет. Университеты до сих пор отстаивают свои права и интересы в индивидуальном порядке.

На слушаниях также прозвучали выступления о роли вузов в формировании гражданина, о процессе социализации, адаптации вчерашних школьников, о формировании активного, деятельностного, культурного и нравственного россиянина. Этих проблем коснулись рек

поделиться
https://www.asu.ru/?v=sw0