В АлтГУ студенческие СМИ провели «разбор полетов»

29 октября 2015 ФМКФиП
Фотографии из архива объединения фотографов ФМКФиП

В первом городском слете студенческих СМИ «Медиаплощадка-2015» участвовали девять редакций из разных учебных заведений Барнаула. 23 и 24 октября в стенах классического вуза студенты обменивались опытом друг с другом и учились мастерству у теоретиков и практиков журналистики.

Студенческие издания «душит» отсутствие денег и свободы слова

В первый день на круглом столе «Роль студенческих СМИ в молодежной  среде» участники  презентовали свои издания и пресс-центры. По поводу каждой редакции заводились оживленные дискуссии. Обсуждали студенты не только плюсы работы, но также и ее минусы. Как оказалось, основной проблемой развития молодежных изданий стал денежный вопрос. Для того, чтобы напечатать тираж, нужны немалые суммы. В связи с этим частота выпуска студенческих журналов и газет в основном не превышает пяти раз в год, а для некоторых редакций по этой причине издания вообще стали ежегодными.

Вопрос финансирования сегодня волнует не только студенческие СМИ. Однако за отсутствием самостоятельного заработка они вынуждены даже отказываться от работы. Находясь в зависимости от университета, молодые журналисты сталкиваются с трудностями в реализации своих идей. Невостребованность в «студенческом слове» влечет к паданию интереса у студентов заниматься журналистикой. Такой процесс участники круглого стола назвали ограничением свободы слова. Примечательно, что цензорами, по их словам, выступают преподаватели, которые контролируют содержание материалов. 

Сила – в языке и стиле

Второй день слета был посвящен «разбору полетов». Участники посетили пять мастер-классов от теоретиков и практиков журналистики.

Начался день со встречи с заведующим кафедрой теории и практики журналистики, профессором, д.ф.н. Еленой Лукашевич. На площадке обсудили особенности стиля и текстов студенческих СМИ на примере изданий участников. В ходе детального анализа выяснилось, что молодые журналисты в своих изданиях обходят тему учебы, а в основном пишут о развлечениях студентов. Каждая редакция отстаивала свою позицию по поводу подхода к освещению событий. Как отметила, Елена Лукашевич, студенты в своих изданиях боятся поднимать острые проблемы и представляют студенческую жизнь в «позитивном» свете.

«Студенческое СМИ сегодня должно быть позицией студента, – отмечает Елена Лукашевич. – Соответственно, оно должно формировать запрос преподавателю и администрации, обсуждать не только позитивные стороны и то, что следует менять. Студент  сегодня не чувствует себя в центре жизни вуза, у него есть много претензий. И мне кажется, молодежные СМИ сегодня должны в какой-то мере эти остросоциальные вещи на своих страницах обозначать. А почитаешь газеты и журналы наших студентов – оказывается, что все хорошо и ничего менять не нужно».

При создании своих текстов журналисты не чувствуют своей аудитории и не имеют собственного имиджа. Эти два важных момента также обсудили на встрече с экспертом. В процессе активной дискуссии участники площадки узнали много полезных вещей.

«На мастер-классе мы услышали самое важное: события нужно освещать так, как они есть на самом деле, а не приукрашивать их, – говорит редактор журнала и руководитель пресс-центра географического факультета АлтГУ Алиса Буслиенко. – Мы всегда показывали, как у нас все отлично, а о проблемах молчали, хотя они в студенчестве присутствуют. Поэтому теперь мы постараемся в своем журнале это исправить и найдем удачный подход в освещении таких тем». 

Дизайнерская изюминка

Что важно для любого печатного СМИ – так это его верстка. Одно дело написать текст и подобрать к нему снимок, а другое – расположить все это на полосах будущего номера. Найти «дизайнерскую изюминку» помог магистрант объединенного факультета АлтГУ, графический дизайнер Денис Култышев. Какой цвет выбрать, как располагать графические элементы на полосе, как выдержать свой стиль, в какой программе лучше работать – все эти вещи участники смогли детально разобрать на примере своих изданий. В качестве интерактива они разработали полосу номера, предназначенную для материала о слете.
Ведущий мастер-класса выделил также общую ошибочную тенденцию студенческих газет и журналов – отсутствие «воздуха» на полосах.

«Плюсом студенческих СМИ Барнаула я вижу то, что разные редакции пытаются "играть" со своими  материалами и подавать их по-новому, – отмечает  Денис Култышев.  – Однако все они сталкиваются с одними и теми же ошибками: пытаясь разместить как можно больше текста на полосе, они делают ее неструктурированной. Чтобы текст и фотографии были одним целым, им необходимо владеть современным софтом и знаниями графического языка».

Без визуализации – никуда

О том, как важно выбирать удачный кадр, на «Медиаплощадке-2015» рассказал фотограф Михаил Хаустов, снимки которого можно увидеть в разных средствах массовой информации города. На мастер-классе «Фоторепортаж» участники познакомились с лучшими работами фотографа, узнали, как важно выбирать ракурс, какой объектив лучше использовать для репортажа, и другое. Как отметил Михаил, важным для фотографа является формирование собственного архива и выбора своей любимой темы для съемки. Ведь никогда не знаешь, что может пригодиться однажды для иллюстрации журналистского материала. Ведь без визуализации сегодня не обходится ни одно СМИ.

«Я считаю, что фотографии – это самое важное в журналистике, – говорит Михаил Хаустов. – И фото, и видео, и инфографика – это все должно работать. Потому что без визуализации сегодня ничего работать не может. Постепенно слова уходят, однако правильная иллюстрация нужна будет всегда». 

Скованные одной сетью

Вопрос о том, как продвинуть свое СМИ в интернет-пространстве, волнует не только официальные источники информации, но и студенческие редакции. В этом вопросе помог разобраться редактор сайта altapress.ru Олег Копылов. По словам эксперта, продвижение издания должно происходить во всех социальных сетях: от twitter и Instagram до «Одноклассников». Главная задача – поместить информацию, которая завоюет определенную аудиторию.

«Набором новостей в идеале должен заниматься один человек, – отметил Олег Копылов. – Он будет оформлять информацию в одном стиле, а значит, будет всегда узнаваем аудиторией».

Редактор сайта altapress.ru посоветовал также чаще устраивать интерактивы со своими читателями, чтобы их количество с каждым разом росло.

4 шага к …

Последним на медиаплощадке стал мастер-класс педагога детско-юношеской газеты «Сами» Олесей Роженцовой. Она рассказал участникам о четырех шагах к успешному завоеванию и удержанию аудитории.
Интерактивность, понимание целевой аудитории, использование новых форматов и правильная подача – вот основные четыре «кита», которые подметили для себя участники. Стоит заметить, что данный мастер-класс вызвал чуть ли не наибольший резонанс среди редакций студенческих СМИ.

«Студенческие СМИ Алтая давно нуждались в подобной медиаплощадке, – говорит Олеся. Наконец-то редакции смогли познакомиться и узнать о существовании друг друга. Думаю, это общение пойдет на пользу всем, ведь невозможно сделать качественный продукт, не зная, чем занимаются коллеги».

По окончании площадки участники были награждены сертификатами и памятными подарками. Как отметила организатор Татьяна Луценко, впечатления от слета у частников остались положительные. Поэтому подобная форма обмена опытом между молодыми журналистами и общения с профессионалами может стать традиционной в стенах классического вуза.

«Думаю, со временем площадка сможет вместить в себя не только печатные СМИ, но также молодежные радио и телевидение. В следующем году, если подобный слет повторится, мы добавим экспертов по созданию лонгридов и написанию колонок, а также пригласим известных ведущих и операторов с телевидения и радио».

Версия для печати
поделиться