В ЦППКП завершилось обучение по программе повышения квалификации «История России в новом измерении»

2 июня 2017 ЦППКП

В ЦППКП завершилось обучение ППС 25 вузов России по программе повышения квалификации «История России в новом измерении».

Ее авторство и реализация принадлежат научно-педагогическому коллективу исторического факультета АлтГУ под руководством известного российского ученого-историка, декана факультета, профессора Евгении Валентиновны Демчик – коллективу, которой многие годы, работая в дополнительном профессиональном образовании, создал свою авторскую систему обучения  различных категорий научно-педагогических и педагогических работников, завоевав высокий авторитет и получив широкую известность и признательность.

Ключевая идея программы – знакомство слушателей с новыми подходами и оценками исторических событий, процессов, личностей с древнейших времен до современности – вызвала серьезный интерес со стороны коллег, осуществляющих научные исследования в области истории и преподавания в вузе исторических дисциплин, живое обсуждение дискуссионных вопросов, обмен опытом.

В конце программы состоялся традиционный круглый стол с ее участниками, где были подведены итоги совместной работы всех, кто был причастен к организации и проведению программы.
Слово – нашим слушателям:

Светлана Владимировна Крамская, к.и.н., доцент кафедры истории и философии, Ростовский государственный медицинский университет:

«Я первый раз приняла участие в дистанционном обучении, и мне было очень комфортно самой планировать время для прослушивания учебных лекций. За период обучения я ознакомилась с современными подходами в освещении некоторых исторических проблем и методикой преподавания истории России с помощью преподавательского коллектива исторического факультета АлтГУ. Были полностью реализованы поставленные передо мною цели и задачи обучения на курсах повышения квалификации, за что хочу выразить благодарность руководителю программы, декану исторического факультета, профессору Е.В. Демчик.
С моей точки зрения, очень положительным было систематическое закрепление прослушанного теоретического материала проверочными тестами, а также еженедельное участие в дискуссиях на вебинарах. Было очень интересно узнать мнение коллег по различным проблемам, рассматриваемым на лекциях.
Полученные теоретические знания были очень своевременны, я успела применить их на лекциях и семинарских занятиях со студентами 1 курса. Получен также практический навык в разработке и структурировании учебного процесса в свете современных тенденций преподавания истории России в вузе.
Весьма актуальным было включение в программу лекции об использовании элементов электронного обучения в преподавании вузовских исторических дисциплин. Очень интересна также методика генеалогического исследования.
Хочу выразить благодарность всем преподавателям, которые были задействованы в курсе обучения за высокий профессионализм, интересные лекции, организацию всего процесса обучения: своевременное информирование, расписание, оценки и т.д.
Спасибо большое директору Регионального Центра переподготовки и повышения квалификации преподавателей – О.П. Морозовой».

Ольга Станиславовна Нагорных, доцент кафедры социально-гуманитарных наук, Нижегородская государственная медицинская академия:

«Хотелось бы выразить благодарность организаторам данных курсов. В течение двух месяцев педагоги и ученые АлтГУ делились своим опытом, вводили в курс много научно-исторических и методологических проблем, связанных с преподаванием курса истории. Также хочется отметить высокий уровень технической подготовки на образовательном портале, хорошо проработанную тематику лекций, удачное сочетание педагогического и научного аспектов преподавания в вузе. Все вебинары были интересными, темы всегда отличались дискуссионностью и разнообразием.
Я лично в ходе обучения получила многое: во-первых, программное обеспечение семинаров дало возможность в другом ракурсе посмотреть на собственную деятельность, особенно на преподавание истории на непрофильных направлениях. Во-вторых, в ходе семинаров были рассмотрены вопросы, касающиеся методики преподавания, что позволило по-новому сформулировать некоторые уже существующие вопросы, было весьма полезно и интересно послушать коллег, занимающихся исследованиями и анализом. В-третьих, получила ответы на вопросы по методике генеалогического исследования. Обратила внимание на очень богатый опыт работы Ваших преподавателей – блестящее владение материалом, интересное изложение проблем.
Подобные курсы оставляют впечатление углубленности, разносторонности, высокой организации, профессионализма».

Наталья Тимофеевна Кудинова, д.и.н., профессор, зав. кафедрой истории Отечества, государства и права, Тихоокеанский государственный университет:

«Содержание программы повышения квалификации "История России в новом измерении", равно как и формат ее реализации, заслуживают высокой положительной оценки во многих отношениях.
Прежде всего необходимо отметить очень четкую организацию работы слушателей, включая хорошо отработанную систему информационного оповещения, подготовленные для слушателей инструкции по работе на сайте и методические рекомендации по написанию реферата. В этой связи следует особо выделить безукоризненную работу модератора программы Светланы Алексеевны Саква, которая постоянно находилась в режиме мгновенного доступа, что позволяло оперативно решать любые возникающие вопросы или проблемы, получать индивидуально помощь и консультацию. Ни одно обращение к организаторам курсов не осталось без внимания, что очень важно при реализации дистанционных технологий обучения.
Большого одобрения заслуживает предложенная тематика лекций по истории России, которая охватывает широкий круг дискуссионных проблем, связанных с изучением таких актуальных тем, как "Столыпинская аграрная реформа", "Советская модернизация", "Большой террор 1937–1938 гг.", "Великая Отечественная война". И в этой связи следует отметить высокий профессиональный уровень таких лекторов, как Е.В. Демчик, В.Н. Разгон, К.А. Пожарская. Не меньший интерес в плане "нового измерения истории России" вызвали лекции по урбанизации В.А. Скубневского, исторической географии Д.С. Дегтярева, фронтирной модернизации Д.С. Боброва. Следует также выделить очень содержательные и интересные по своей тематике лекции Т.Г. Гребенниковой "Исторические памятники и коллекции в музеях России" и Н.П. Ивановой "Методика генеалогического исследования".
В рамках программы удалось значительно расширить представление о возможностях применения новых информационных методов в исторических исследованиях, а также дистанционных образовательных технологий в учебном процессе, во-первых, благодаря видеолекциям и вебинарам Н.П. Ивановой, а во-вторых, благодаря формату реализации самой программы, что позволило ее слушателям получить бесценный опыт в качестве обучающегося с применением дистанционных технологий. Такая апробация ДОТ на личном опыте весьма актуальна для преподавателей, которые активно внедряют элементы ДОТ в учебный процесс со студентами. Не менее актуальным было обсуждение проблем преподавания истории в вузах на вебинарах Е. В. Демчик и Н. Ю. Колокольцевой, что подчеркивает высокую практическую значимость разработанной программы повышения квалификации.
О большом интересе слушателей к содержанию программы свидетельствует их активное участие в вебинарах. При этом следует отметить, что на протяжении всего периода обучения не было ни одного срыва запланированных вебинаров. Все они прошли на высоком уровне благодаря профессиональной компетентности лекторов, которые всегда интересно и подробно отвечали на поставленные вопросы, а по ряду вопросов удалось осуществить обмен мнениями среди слушателей.
Высокому уровню лекционного материала соответствует сложность заданий, разработанных для слушателей, что следует только приветствовать. Однако при выполнении тестовых заданий возникли некоторые трудности. В частности, оказалось несколько сложным сориентироваться в тематике тестовых модулей, потребовалась дополнительная консультация. Положительно следует отметить тот факт, что при подготовке к выполнению тестов по некоторым темам слушатели могли воспользоваться либо рекомендованными монографиями и учебными пособиями (например А.А. Тишкина, В.А. Скубневского, Ю.М. Гончарова), либо материалами содержательных презентаций к лекциям (Т.Г. Гребенниковой, Н.Ю. Колокольцевой, Д.С. Боброва, Ю.Г. Чернышова). При отсутствии таковых приходилось вновь возвращаться в видеолекциям, на прослушивание которых необходимо было изыскивать дополнительное время, что весьма проблематично и не всегда получалось.
Однако в целом следует отметить высокое качество организации обучения, оптимально подобранную тематику лекционного курса и вебинаров, успешное использование интерактивных методов обучения, высокий уровень профессионализма и креативность преподавательского состава. Несомненно, полученные в рамках освоения данной программы знания и навыки найдут практическое применение при организации учебного процесса в наших вузах».

Татьяна Ивановна Бакулина, к.и.н, доцент кафедры отечественной истории, Тюменский государственный университет:

«Прохождение курсов считаю очень полезным для себя во всех отношениях. Это, конечно же, общение с коллегами из других вузов через систему вебинаров, прекрасно организованных. Особая благодарность за понимание со стороны организаторов курсов. Порой огромное желание поучаствовать в работе вебинара наталкивалось на обязанность находиться в это время на работе и общаться со студентами и коллегами. Предоставленная возможность просмотреть материалы вебинара создавала хотя бы иллюзию участия в этом важном деле. За это еще раз огромное спасибо.
Следует отметить высокий уровень чтения лекций, умение строить их с учетом новейших достижений методологии и методики исторических исследований, с профессиональным отбором материала и с регулярным обращением к собственному опыту работы. Избранные темы представляются значимыми для работы и на профильных исторических направлениях и на направлениях неисторических. Особая благодарность преподавателям, которые поделились собственными методиками работы, раскрыли для нас подходы кафедры к преподаванию курса и, конечно же, благодарность за презентации, которыми мы уже похвастались на своей кафедре.
Сейчас, после сдачи всех контрольных заданий, нужно отметить и высоко оценить и эту сторону работы курсов – систему контроля, его систематичность, и в то же время определенную лояльность при составлении вопросов с учетом нашей занятости и, порой, невозможности почитать сейчас же рекомендованную литературу. Хотя рекомендации литературы представляются ценными для последующей работы. Хотелось бы поблагодарить руководителя программы Е. В. Демчик, а в ее лице всю команду преподавателей за высокий уровень организации и проведения курсов и приятное общение с ними. Еще хотелось бы сказать спасибо человеку, который оперативно и всегда своевременно поддерживал с нами связь и ненавязчиво напоминал нам о наших обязанностях. Это Светлана Алексеевна. Спасибо всем!».

Елена Викторовна Бородулина, к.и.н, доцент кафедры отечественной истории, Тюменский государственный университет:

«Программа повышения квалификации "История России в новом измерении" полностью оправдала мои ожидания. Преподаватели не только профессионально, качественно, разнообразно и интересно отразили в своих лекциях самые разные исторические, методологические и методические проблемы, но позволили через вебинары поучаствовать в открытых дискуссиях, получить квалифицированные ответы на самые разные вопросы и даже реплики слушателей.
Неожиданно все проведенные занятия оказались и полезными с точки зрения дальнейшего профессионального роста, и творческими. Если с некоторыми учеными я была знакома заочно по их трудам, например, с профессорами Евгенией Валентиновной Демчик, Валерием Анатольевичем Скубневским, Юрием Михайловичем Гончаровым, и их лекции порадовали продолжением этого знакомства, то с другими авторами разработанных занятий познакомилась впервые, чему очень и очень рада.
Удивительно, что даже те темы, которые первоначально показались не очень важными для моей непосредственной работы, и отношение к ним было как к "вынужденной мере", произвели грандиозное впечатление. Здесь персональное спасибо хочется сказать кандидатам исторических наук Татьяне Геннадьевне Гребенниковой, Данилу Сергеевичу Дегтяреву, профессору Юрию Георгиевичу Чернышову.
Особо подчеркну видеолекции и вебинары по методике преподавания истории. Предложенные формы, приемы, средства организации интерактивных лекций и семинаров, а также эффективной организации самостоятельной работы студентов-историков и студентов непрофильных направлений оказались очень полезными и своевременными в связи с переходом на новые учебные планы. В первую очередь здесь хочется поблагодарить кандидата исторических наук Наталью Петровну Иванову.
Огромное-огромное спасибо преподавательскому составу исторического факультета АлтГУ за предоставленные презентации! И за то, что после проведенных ими занятий захотелось что-то изучить подробнее, например о концепцию "фронтирной модернизации", имидж Тюменской области, а что-то использовать для работы со студенческой аудиторией, например элементы электронного обучения!
Огромное спасибо за качественное и оперативное сопровождение курсов всему ЦППКП АлтГУ, а также нашему методисту – Светлане Алексеевне Саква!
Надеюсь на продолжение знакомства через участие в ваших конференциях и новых курсах повышения квалификации!».

Ольга Ивановна Ситникова, к.и.н, доцент кафедры истории, культурологии и социологии, Волгоградский государственный технический университет:

«Хотелось бы выразить огромную благодарность всем, кто был задействован в разработке и подготовке программы курсов – организаторам и преподавателям.
Следует отметить обширность курса и глубокую проработку каждой темы, высокий профессиональный уровень лекторов. Трудно кого-то выделить. Было очень интересно слушать практически каждого.
Понравилась нестандартная подборка тем, актуальная по содержанию, затрагивающая, с одной стороны, сложные и важные проблемы методологии структурирования исторического процесса, создания периодизационных схем для изучения истории человечества, возникновения имперской государственности в России и др., с другой, расширяющая представление о не вполне традиционных вопросах изучения истории на непрофильных направлениях, таких как, например, протомузейные формы в российской культуре и их эволюция, городская семья в России в  XIX – начале XX века, урбанизационные процессы в истории России второй половины XIX века и др. Было чрезвычайно интересно познакомиться с   теорией фронтира и возможностями археологии в изучении истории России.
Безусловно, ценными в познавательном отношении являются лекции, посвященные электронному обучению и новым информационным методам в исторических исследованиях.
Интересными лично для меня стало знакомство с региональными исследованиями, акценты на сибирской проблематике.
Я впервые участвую в курсах с использованием системы Moodle, хотя в общем она мне была знакома. Но практическое участие открыло неоспоримые удобства этой системы: дистанционно получать необходимые знания, проходить контроль в удобное время, при желании повторить прослушивание понравившейся темы и др.
В заключение еще раз спасибо за предоставленную прекрасную возможность обогатить свои знания и опыт. Мне кажется, лучшим комплиментом для организаторов будет рекомендация курсов коллегам нашего университета, а также других вузов». 

Сергей Александрович Дианов, д.и.н, профессор кафедры «Государственное управление и история», Пермский национальный исследовательский политехнический университет:

«В период с 24 марта по 24 мая 2017 года я, Сергей Александрович Дианов, являлся слушателем программы повышения квалификации "История России в новом измерении", проводимой ЦППКП Алтайского государственного университета в дистанционном формате обучения. Следует признать, что программа повышения квалификации оказалась насыщена разнообразными формами проведения занятий (видеолекции, вебинары, презентации, консультации преподавателей, реферативное задание). Особенно интересными показались вебинары по темам "Протомузейные формы в российской культуре и их эволюция" (преподаватель Т.Г. Гребенникова), "Советская модернизация" (преподаватель Е.В. Демчик), а также видеолекция доктора исторических наук, профессора Ю.М. Гончарова на тему "Городская семья в России в XIX – начале XX века". Ее автор широко известен за пределами Западной Сибири, и его научные труды знакомы, в частности, уральским ученым.
Как преподавателю, работавшему на протяжении семи лет в Пермском государственном педагогическом университете, довольно дискуссионной показалась видеолекция и проведенный на ее основе вебинар Н.Ю. Колокольцевой по теме "Преподавание курса "История России" на непрофильных направлениях подготовки: опыт, проблемы, перспективы". Действительно, говорить сегодня о состоянии методики преподавании истории весьма проблематично. Не в каждом вузе эта тема является предметом обсуждения научно-педагогического сообщества. Несколько лет назад в Пермском педагогическом университете перед процедурой государственной аккредитации на истфаке стоял вопрос: "Какую литературу обновлять: историческую научную или методическую?". В итоге было принято решение в пользу научной.
Считаем, что настоящая программа повышения квалификации является уникальной и востребованной в среде профессиональных историков и учителей истории. Особенно она актуальна для преподавателей, не имеющих возможности выехать в командировку и принять очное участие в курсах повышения квалификации в ведущих вузах России, одним из которых, вне всякого сомнения, является Алтайский государственный университет».

   

поделиться
https://www.asu.ru/?v=sw0