В ЦППКП завершилась программа повышения квалификации

1 июня 2018 ЦППКП

В ЦППКП завершилась программа повышения квалификации «Геоинформационно-картографическое моделирование: подходы и практическое применение» для преподавателей 23 российских и казахстанских вузов, представляющих 23 региона.

Обучение слушателей явилось своеобразным продолжением предшествующей программы в рамках аналогичной проблематики, реализованной в 2015 году в нашем университете научно-педагогическим коллективом географического факультета под руководством И.Н. Ротановой.

Научный и практический интерес наших коллег к вопросам ГИС-технологий стимулировал ученых и преподавателей к дальнейшему развитию исследований в данном направлении. Новые важные результаты, полученные в ходе такого рода работы, явились основой содержания настоящей программы и были высоко оценены ее участниками:

Елена Александровна Пономаренко, к.б.н., доцент кафедры землеустройства, кадастров и сельскохозяйственной мелиорации Иркутского ГАУ им. А.А. Ежевского:

«Со 2 апреля по 19 мая 2018 года на базе ФГБОУ ВО "Алтайский государственный университет" нами были пройдены курсы повышения квалификации "Геоинформационно-картографическое моделирование: подходы и практическое применение".
В рамках курсов были рассмотрены теоретические основы геоинформационно-картографического моделирования, геоинформационные модели структур явлений, методы представления географического пространства, моделирование в картографии, методы моделирования тематического содержания карт, пространственный анализ данных в ГИС и многие вопросы, касающиеся геоинформационных систем.
Хочется отметить высокую квалификацию и профессиональную работу специалистов и преподавателей ФГБОУ ВО "Алтайский государственный университет".
Выражаем свою признательность И.Н. Ротановой, О.В. Останину, В.В. Скрипко, Е.П. Крупочкину, Г.А. Ефремову, Г.С. Дьяковой, Т.В. Байкаловой за индивидуальный подход к подготовке лекционного материала, практических заданий, качество профессиональных знаний, полученных нами,
Хочется отметить важность таких курсов для преподавателей. В настоящее время геоинформационные системы, моделирование изменений, происходящих в ландшафтных структурах, особенно важны. При помощи ГИС можно реально отобразить все процессы, происходящие в биогеоценозах. Материал, рассмотренный на лекциях, безусловно, актуален, интересен, полезен. Занятия были насыщенные и интересные, организация курсов отличная. Данные курсы для меня, это начало качественного этапа работы над моей темой.
Кроме того, удачным моментом на курсах стало то, что теоретические знания нашли подкрепление на практике. Огромное спасибо В.В. Скрипко за тот уровень профессионализма и ответственности, который проявлен в процессе обучения.
Была очень интересна подача практического материала. В лабораторных работах я почерпнула очень много интересного и нового для меня. Я поняла, над чем надо работать, тем более, что данная тема для меня очень важна, так как занимаюсь расчетом рекреационных нагрузок и прогнозом изменений, которые происходят в природных комплексах прибрежных экосистем озера Байкал в результате туристической деятельности.
Особенно запомнился вебинар "ГИС особо охраняемых природных территорий", который проводила И.Н. Ротанова, т.к. этот вопрос в настоящее время довольно актуален и важен, у нас, в Иркутской области.
Один из небольших недостатков, на мой взгляд, что во время проведения курсов, было недостаточно информации по прогнозным изменениям в природных комплексах и отображении этих изменений на картах.
Еще раз хотела бы сказать спасибо за учебу, было очень интересно и познавательно. Знания, полученные нами, навыки и умения значимы, актуальны, практически применимы, необходимы в научной и преподавательской деятельности».

Алексей Сергеевич Матушкин, к.г.н, доцент кафедры географии и методики обучения географии Вятского государственного университета:

«Начало XXI века ознаменовалось бурным ростом количества информации. Причем основную долю этого объема составляет пространственная информация, которую можно положить на карту. Карта всегда являлась наиболее удобной формой анализа пространственной информации. Резко возросший объем такого рода информации в настоящее время способствует быстрому переходу от аналоговых бумажных карт к цифровым электронным картам. На фоне этого глобального процесса резко возрастает потребность в специалистах по геоинформационным технологиям во всех сферах деятельности, а курсы повышения квалификации по геоинформационно-картографическому моделированию приобретают особое значение.
Программа повышения квалификации "Геоинформационно-картографическое моделирование: подходы и практическое применение" на базе Алтайского государственного университета, в которой мне посчастливилось принимать участие в качестве слушателя, имеет логично выстроенную структуру и высокий научный уровень. Все темы программы достаточно полно раскрыты в рамках видеолекций и вебинаров. Меня, как ландшафтоведа-географа, особенно привлекла ландшафтно-экологическая направленность программы, однако, без сомнения, она будет интересна всем специалистам-географам самого широкою профиля. Важно, что авторы программы уделяют большое внимание только узким практическим навыкам в рамках какой-то отдельно взятой ГИС, но выходят на более высокий теоретический уровень обобщения, который позволяет распространять полученные знания на широкий круг практических задач и не зависеть от конкретной ГИС-платформы. В частности, очень подробно и доступно были раскрыты особенности привязки топографических карт по прямоугольным координатам. Большой интерес также вызвал обзор научно-исследовательских проектов авторов программы, подготовленных с использованием геоинформационных технологий».

Ольга Владимировна Нежевляк, к.б.н., доцент кафедры экологии, природопользования и биологии ФГБОУ ВО Омский ГАУ:

«Программа повышения квалификации "Геоинформационно-картографическое моделирование: подходы и практическое применение" очень актуальная, так как геоинформационные технологии проникли практически во все сферы нашей жизни,
В рамках программы были рассмотрены современные подходы в гео-информационно-картографическом моделировании, задачи и особенности геоинформационно-тематического картографирования, современные методы представления географического пространства и другие актуальные вопросы.
Хочется отметить высокий уровень компетентности и профессиональную работу специалистов Регионального Центра переподготовки и повышения квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений ФГБОУ ВО "Алтайский государственный университет" при организации данной программы повышения квалификации.
Также хочется отметить, что организация курса была отличной, не было ни одного срыва, изменения расписания занятий.
Выражаю свою признательность И.Н. Ротановой, Г.А. Ефремову, Г.С. Дьяковой, О.В. Останину, Е.П. Крупочкину и особенную благодарность В.В. Скрипко за индивидуальный подход к подготовке программы, помощь в выполнении практических заданий и лабораторного практикума, качество профессиональных знаний, полученных мной. Отдельная благодарность методистам ЦППКП АлтГУ. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество!»

Лилия Александровна Пустовалова, к.б.н., старший научный сотрудник Института экологии растений и животных УрО РАН:

«Уважаемые организаторы и преподаватели, спасибо за проведение курсов! Все было очень четко, понятно и полезно. Я пользователь с небольшим опытом использования ГИС, поэтому самый большой восторг вызвали лекции по пространственному анализу, то, что надо для решения текущих задач. Отдельное спасибо Вадиму Валерьевичу! В принципе о QGIS слышала, но работаю с MapInfo. Хорошо, что заставляете идти в ногу с современным программным обеспечением (еще и бесплатным)».

Сергей Васильевич Левченко, к.г.-м.н., доцент кафедры общей и инженерной геологии Института  наук о Земле ЮФУ:

«Уважаемые коллеги! Хочу выразить искреннюю благодарность всем сотрудникам Регионального Центра переподготовки и повышения квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений ФГБОУ ВО "Алтайский государственный университет" и особенно организаторам и преподавателям программы "Геоинформационно-картографическое моделирование: подходы и практическое моделирование".
Несмотря на имеющийся опыт работы с программными продуктами ArcCiIS, Maplnfo, Географ ГИС (к сожалению, продукт остановился в своем развитии), с большим интересом прослушал все лекции и узнал о некоторых возможностях программ, о которых ранее не знал. За это большое спасибо. Особый интерес у меня вызвали занятия, посвященные QGIS. Опыта работы с этой  программой не имел, после прохождения курсов постараюсь использовать QGIS в учебном процессе со студентами Института наук о Земле Южного федерального университета.
Проведение занятий именно в дистанционной форме дало возможность принять участие в программе. Рассчитываю, в случае реализации других (интересных для меня) ваших программ в этом формате, принять в них участие».

Елена Александровна Ельникова, старший преподаватель кафедры автомобильного транспорта ФГБОУ ВО Северо-Восточного государственного университета:

«Хочу поделиться своими впечатлениями о прошедшей программе повышения квалификации.
Курсы проводились очень грамотно, хорошо структурированы с научной и методической точки зрения. Лекции очень познавательные, развернутые, хочется отметить высокую информативность теоретического материала. После прослушанных лекций легко было отвечать на тесты для контроля.
Особое удовольствие получила от практических занятий. Методический материал по практическим работам представлен в такой доступной форме, что не было особого труда при их выполнении. Спасибо за это Скрипко Вадиму Валерьевичу.
В самом начале курсов имела очень слабое представление о предстоящем испытании, с такой доступной подачей материала и прекрасными педагогами все очень стало предельно ясно.
Хочется поблагодарить все педагогов работающих на курсе и методистов».

Анна Николаевна Яковлева, к.б.н., доцент кафедры экологии Школы естественных наук Дальневосточного университета:

«Программа представлена доступно, информативно и очень насыщенно. Очень понравилась сама форма представления материала – в удобное для обучающегося время можно просматривать видеолекции и презентации, возможность задавать вопросы и общаться в чате, получать ответы на интересующие вопросы в вебинарах.
Второй раз участвую в Ваших курсах и очень довольна. По сравнению с прошлым разом, несомненно, появились положительные моменты: качество видео и аудио замечательное, можно смотреть на большом мониторе, представлены презентации докладчика, достаточно много представлено практических работ и вебинаров.
Радует разнообразие представленного материала: и лекционного, и практического, который, несомненно, будет мной использован в дальнейшей работе.
Спасибо всем преподавателям за то, что поделились своим опытом и знаниями, а также методистам ЦППКП за отзывчивость и быстрый отклик на возникшие проблемы.
Отдельная благодарность руководителю программы Ирине Николаевне Ротановой за подробные и информационно-насыщенные лекции с большим количеством примеров и иллюстративного материала.
Отдельное спасибо хочется сказать Вадиму Валерьевичу Скрипко за подробнейший разбор практических занятий, видео и сопровождающих работы текстовые документы со скрин-принтами экрана. Это дает возможность остановиться в любой момент выполнения работы или же вернуться на нужный этап.
Замечаний по программе у меня нет.
Хочу отметить, что высказанные мной замечания и пожелания в прошлой программе повышения квалификации "Геоинформационные системы поддержки принятия решений в области рационального природопользования" (2015 год) были приняты во внимание и полностью учтены.
Из пожеланий: хочется продолжения программы с более углубленным прикладным аспектом, например, с использованием разных видов пространственного анализа данных, работы с растрами, примерами дешифрирования данных ДЗ и т.д.
В общем же для меня программа оказалась полезной и информативно-насыщенной теоретическим и практическим материалом».

Юрий Анатольевич Нестеров, к.г.н., доцент кафедры геоэкологии и мониторинга окружающей среды Воронежского государственного университета:

«Слушателем программы я стал по рекомендации доцента Шмыкова В.И. (Воронежский государственный педагогический университет), который проходил заочную стажировку в Алтайском госуниверситете и дал очень лестные отзывы о программе.
В целом о программе. Очень удачно выбрана форма представления программы в виде дистанционного курса, поскольку большинство высших учебных заведений испытывает определенные финансовые трудности и не находит возможности отправлять своих преподавателей для очного обучения. Сама программа позволяет получить общее представление о картографическом моделировании и его реализации средствами пакета QGIS. В качестве положительных моментов в организации работы курсов следует отметить:

  • удобное время проведения – середина второго семестра учебного года;
  • возможность неоднократной работы с видеолекциями и презентациями в удобное для себя время;
  • возможность скачивания презентаций для использования в учебном процессе своего вуза;
  • подробные методические указания к практическим работам, которые позволяют, в то же время, самостоятельно знакомиться с возможностями программного обеспечения.

Замечания отсутствуют, поскольку структура программы, увязка ее частей и общая сбалансированность содержания позволяет судить о высоком качестве дидактического материала и педагогическом мастерстве преподавателей.
Пожелания: в ознакомительных практических работах по возможностям QGIS можно рекомендовать лабораторное задание по простейшим, операциям пространственного анализа, к примеру, построение буферных зон вдоль линейных водных объектов (аналог водоохранных зон вдоль рек) и задание по работе с цифровой моделью рельефа (построение самой цифровой модели и одной-двух производных карт: крутизны склонов и экспозиций)»

   

Версия для печати
поделиться