В ЦППКП завершилась программа «Историческая информатика в условиях цифрового поворота»

5 июня 2018 ЦППКП

В ЦППКП завершилась программа повышения квалификации «Историческая информатика в условиях цифрового поворота».

Предметом обсуждения слушателей стали актуальные вопросы, связанные с постепенным «погружением» гуманитарных исследований в цифровую среду. В процессе обучения участниками программы были представлены результаты многолетних исследований в данной области научного знания, полученные учеными и преподавателями научно-педагогического коллектива исторического факультета АлтГУ под руководством профессора В.Н. Владимирова, а также продемонстрированы возможности их включения в структуру вузовского обучения.

Значимым событием для слушателей программы стало участие в ее реализации члена-корреспондента РАН, профессора МГУ, ведущего специалиста в России по вопросам применения математических методов и информационных технологий в исторической науке Л.И. Бородкина.

В ходе обсуждения в адрес тех, кто разрабатывал и осуществлял программу, прозвучали самые теплые слова благодарности:

Ирина Васильевна Толпеко, к.и.н., доцент кафедры этнологии, антропологии, археологии и музеологии Омского государственного им. Ф.М. Достоевского:

Прохождение повышения квалификации "Историческая информатика в условиях цифрового поворота" оставило у меня самые благоприятные впечатления. Для начала следует отметить, что это моя вторая попытка пройти курс по исторической информатике в Алтайском государственном университете – вузе, где многие годы развивается данное направление. Первая, предполагавшая очное участие, несколько лет назад не состоялась из-за того, что не удалось набрать группу. Хочется сказать большое спасибо организаторам за то, что они смогли найти новую форму и предоставить мне и другим участникам возможность пройти обучение. Очень важно, что это удалось сделать без отрыва от работы и больших финансовых затрат. Уже сама дистанционная форма обучения стала для меня исключительно полезным опытом и в целом развеяла мои сомнения по поводу сомнительной успешности организации занятий таким образом. Даже когда по объективным причинам не удавалось лично принять участие в вебинаре, то его можно было посмотреть в записи.
По содержательной части тоже хотелось бы остановиться на некоторых моментах. Нам были представлены весьма разнообразные информационные блоки. Понравилась вводная часть, касающаяся исторической информатики и жизни в информационном мире в целом, представленная в проблемном ключе. Для большинства моих коллег на историческом факультете компьютерные технологии до сих пор используются на уровне: 1) компьютер как печатная машинка и 2) интернет, как средство получения и отправки информации. Да и сама историческая информатика до сих пор воспринимается неоднозначно.
Некоторые блоки оказались мне хорошо знакомы. Но это уже специфика набора преподаваемых мной дисциплин и направлений научной деятельности. Например, базы данных. Уже несколько лет я веду курс "Информационные системы и базы данных", а также, будучи археологом, сама много работаю с базами данных. Однако взгляд с позиции другого специалиста подал идеи по модернизации моего курса.
Большинство других тем оказались весьма интересны как в плане новой для меня информации, так и в организации подачи материала. Наибольшее внимание привлекли лекции признанных авторитетов в области исторической информатики – В.Н. Владимирова и Л.И. Бородкина, а также конкретные разработки, например информационные технологии в деятельности современного исторического музея и исторической демографии Сибири.
Большое спасибо за хорошую организацию учебного процесса, новые знания, а также возможность увидеть и услышать признанных специалистов в области исторической информатики».

Максим Викторович Сапронов, к.и.н., доцент кафедры отечественной и зарубежной истории Южно-Уральского государственного университета:

«Необходимо отметить очень удобную для преподавателей из разных концов страны дистанционную форму повышения квалификации. Это позволило обучаться, не отрываясь от выполнения своих профессиональных обязанностей. Материал был вполне логично разбит на недельные модули, посвященные отдельным сторонам и направлениям исторической информатики, что позволило получить объемную и актуальную картину состояния дел в данной области исторической науки.
Авторы программы изначально не ставили перед собой задачу обучить слушателей прикладным техникам применения информационно-цифровых методов в конкретных исследованиях. Однако это не снижает ценность полученных знаний, которые могут стать отправной точкой для дальнейшего – более глубокого – погружения в сферу информационных технологий.
Хочется особо отметить интересные и очень полезные для профессионального совершенствования практические задания, выполнение которых позволило открыть для себя новые и достаточно эффективные способы репрезентации обучающего материала (облако тэгов, таймлайны, ГИС-сервисы). Очень удобно была организована система подачи материала: видеолекции и вебинары дублировались презентационным контентом».

Ирина Валерьевна Чернова, к.и.н., доцент кафедры этнологии, антропологии, археологии и музеологии Омского государственного им. Ф.М. Достоевского:

«Указанная программа повышения квалификации отличается довольно насыщенным содержанием, охватывающим разные аспекты использования информационных технологий и ресурсов в исторических исследованиях и смежных областях: работу в архивах, преподавательскую деятельность, работу с базами данных и ГИС-технологии и т.п. Особо хотелось бы отметить представительный теоретический раздел, более детально раскрываемый в том числе и в ходе вебинаров.
Обрадовало и предлагаемое авторами курса вводное анкетирование, направленное на выявление общего уровня слушателей, а также заключительное итоговое занятие с подведением итогов.
Очень понравился формат работы, сочетающий в себе как хорошо проработанную теоретическую часть (с удовольствием просмотрела все лекции), так и вебинары, где можно обсудить какие-то практические моменты (по семейным и рабочим обстоятельствам на них не смогла быть).
В качестве пожеланий отмечу, что немного не хватило практической составляющей, например в работе с картографическими материалами, так как много слышала хороших отзывов о работе коллектива АлтГУ именно с ними, но найти методических рекомендаций так и не смогла. Хотелось бы получить доступ к лекциям и материалам надолго, так как иногда в рамках учебной деятельности, думаю, у многих будет необходимость к ним обращаться».

Наталия Сергеевна Гусева, к.и.н., ст. преподаватель кафедры истории, социально-экономических и общественных дисциплин Ишимского педагогического института им. П.П. Ершова (филиал) ФГАОУ «Тюменский государственный университет»:

«Ваша   программа    повышения    квалификации разительно отличается от ряда программ, пройденных мною ранее. Хочется отметить ряд положительных моментов:
– актуальная тематика  программы;
– многоаспектное раскрытие темы;
– высокий   уровень   организации, высококвалифицированный педагогический состав, уникальный и интересный материал от признанных специалистов в области исторической информатики;
– наличие обратной связи;
– удобный график и режим работы, позволяющий качественно пройти обучение без отрыва от работы.
Особую благодарность выражаю руководителю программы, доктору исторических наук, профессору Владимиру Николаевичу Владимирову и методисту ЦППКП Светлане Алексеевне».

Александр Сергеевич Ковалев, д.и.н., профессор кафедры истории России Сибирского федерального университета:

«Курс был крайне интересен и полезен. Очень важно то, что историческая информатика была представлена в двух "срезах" – исследовательском и педагогическом, то есть применительно как к собственной изучаемой тематике, так и к работе со студентами. В каждом модуле были фрагменты, ранее не известные. Хотелось, чтобы больше внимания было уделено цифровой публичной истории, так как это сегодня одна из перспективных областей.
В целом курс крайне необходим, и, если он еще будет в следующем году, обязательно посоветую коллегам».

Константин Михайлович Андреев, к.и.н., доцент кафедры отечественной истории и археологии Самарского государственного социально-педагогического университета:

«Прослушанный мной курс "Историческая информатика в условиях цифрового поворота" помог мне по-новому взглянуть на возможности применения цифровых технологий в исторических и, в частности, археологических исследованиях. Пройденные лекции были очень интересными и сопровождались замечательными презентациями, которые дополняли рассказ и придавали ему живость. Очень важной является возможность ознакомления с материалами курса и просмотр видеозаписей в любое удобное время, так как в связи с занятостью в учебном процессе лично у меня не всегда была возможность присутствовать в определенное время. Полученные на данных курсах знания, умения и навыки позволят мне как преподавателю сделать обучение студентов более интересным и насыщенным, а как исследователю – взглянуть на "старые" материалы под новым углом зрения.
Выражаю огромную благодарность всем лекторам курса, а также сотрудникам ЦППКП АлтГУ!»

Вячеслав Александрович Кудашкин, к.и.н., доцент базовой кафедры истории, психологии и педагогики Братского государственного университета:

«Само использование дистанционных технологий – это уже прорыв. Многие из моих коллег не любят проходить повышение квалификации дистанционно, но они могли бы изменить свое мнение, работая на платформе Алтайского госуниверситета. Данная программа, участником которой я был, меня впечатлила:
1. Самой базой знаний, накопленной у коллег в Алтайском государственном университете по теме "Историческая информатика".
2. Программа полностью адаптирована для гуманитариев. Она понятна и полностью усвояема.
3. Программа актуальна и интересна. Сейчас, когда цифровые технологии постоянно развиваются, можно войти в специально оборудованную аудиторию со своего смартфона и начать работать с обучающимися. Это очень перспективно и дает возможность легко усваивать материал студентам.
Благодарен всем педагогам и коллегам, которые осуществляли процесс обучения по данной программе. Получено много новых и полезных знаний, их можно будет применить на практике гуманитариям».

Софья Николаевна Щербич, к.и.н., доцент кафедры документоведения и документационного обеспечения управления Тюменского государственного университета:

«Тематика программы повышения квалификации меня заинтересовала по нескольким причинам. Во-первых, появилась еще раз возможность увидеть и послушать знакомых мне ученых по АИК. Во-вторых, в условиях дигитализации современной системы образования преподаватель должен знать и уметь применять в своей деятельности все преимущества информационных технологий. Поэтому почему бы не поучиться у коллег, которые любезно делятся своим опытом. Ввиду загруженности не все приходилось слушать и видеть в режиме онлайн, но как раз дистанционная форма позволяет восполнить этот пробел. В этом плане это хорошо. Но весь контент программы предстоит еще осмыслить и не раз вернуться к его изучению.
По структуре курса наиболее интересными и информативными для меня были лекции Л.И. Бородкина, В.Н. Владимирова, Е.А. Брюхановой. Это не умаляет значимости лекций других преподавателей, просто я пыталась найти ответы на конкретные вопросы, связанные с научной работой. Наверное, в последующие годы тематика лекций претерпит изменения, об этом говорил и В.Н. Владимиров на последнем вебинаре, вызовы времени отменить невозможно.
Выражаю всему коллективу признательность за подготовленный материал и проведенную программу».

 

поделиться
https://www.asu.ru/?v=sw0