Университет Монаш занимает верхнюю строчку рейтинга университетов Австралии, а его факультет психологии входит в топ-20 мировых факультетов психологии.
За несколько дней слушатели были погружены блестящим лектором и замечательным ученым в мир культурно-исторической психологии. Николаем Николаевичем были раскрыты основные этапы знакомства зарубежных психологов с культурно-исторической теорией, показан актуальный уровень распространения и понимания идей Л.С. Выготского в современном научном дискурсе на Западе. Слушателям было продемонстрировано, что теория Л.С. Выготского представляет собой совокупность основных понятий и принципов (теоретических инструментов), которые позволяют изучать какой-то аспект развития человека. Центральным моментом изложения выступил экспериментально-генетический метод, предложенный Л.С. Выготским для изучения собственно человеческих (высших) психических функций.
Экспериментально-генетический (формирующий, проектирующий) эксперимент – метод, который остался нам по наследству от великого ученого, однако далеко еще нами не освоенный и до сих пор, к сожалению, глубоко не осмысленный и не технологизированный, несмотря на свой огромный эвристический потенциал.
К сожалению, Л.С. Выготский не написал программной работы, в которой бы исчерпывающе изложил методологию и технику проведения экспериментально-генетического исследования, но в текстах ученого остались некоторые важные упоминания. Остались, собственно, и описания проведенных Л.С. Выготским и его учениками экспериментальных исследований, которые могут быть взяты на вооружение последующими поколениями психологов.
Л.С. Выготский оставил после себя общую характеристику экспериментально-генетического метода, но не детализировал саму процедуру эксперимента.
Н.Н. Вересов выделил в работах Л.С. Выготского три общих принципа построения исследования в логике культурно-исторического подхода и предложил (реконструировал) пять принципов организации конкретного выготскианского эксперимента.
Слушателям были представлены и содержательно раскрыты эти принципы и на примерах для конкретных исследовательских вопросов продемонстрированы возможности экспериментально-генетического метода при изучении развития высших психических функций.
Было заметно, что аудитории хотелось получить от Николая Николаевича конкретных рецептов, и внимательные, вдумчивые слушатели были им щедро вознаграждены.
Д.В. Каширский, д.пс.н., проф., зав. кафедрой общей и прикладной психологии АлтГУ:
«Курсы по культурно-исторической психологии, в которых всем нам посчастливилось участвовать, уникальны не только для Алтайского государственного университета, но и любого другого вуза, будь он провинциальным или столичным, российским или зарубежным. Отечественной психологии есть чем гордиться. В нашей науке имеется настоящий бриллиант – культурно-историческая теория Л.С. Выготского, которая начала создаваться в 20-е года ХХ века и известна по всему миру, имеет своих сторонников не только в России, но и за рубежом. Я бы хотел высказать благодарность нашим ведущим – профессорам Г.Г. Кравцову, Е.Е. Кравцову, Н.Н. Вересову за то, что откликнулись на приглашение и дали согласие выступить перед преподавателями и студентами факультета психологии и педагогики. Особенно радует, что у наших студентов и аспирантов появилась реальная возможность лично встретиться с ведущими российскими психологами – представителями школы Л.С. Выготского. Крайне редко у студентов провинциального вуза появляется такая возможность. О Л.С. Выготском часто вспоминают, особенно на юбилейные даты, проводится множество ежегодных конференций, съездов, симпозиумов, конгрессов. Говорят, что теория (как, впрочем, и человек) жива, пока о ней помнят. Все это так. Но лучшая память – это мышление. Поэтому было бы замечательно, если бы кто-то из барнаульских слушателей, может, совсем скоро, может, чуть позже, через несколько лет представил на одной из таких конференций или симпозиумов реальное исследование, выполненное в духе культурно-исторического подхода, что послужит делу его дальнейшего развития и укрепления места отечественной науки на мировой психологической арене».