Проблемы взаимоотношения церкви и государства

5 марта 2009

Проблемы взаимоотношения церкви и государства обсуждались на февральской встрече ученых.

С докладами на тему "Православие и государство" выступили доктор философских наук доцент кафедры философии АлтГУ Владимир Инговатов и проректор Барнаульской духовной семинарии кандидат богословских наук, кандидат физико-математических наук о. Георгий Крейдун. Они представляли светскую и богословскую точки зрения на проблему, и оба признали ее актуальность для России.

Касаясь истории развития взаимоотношений церкви и государства, Вл. Инговатов напомнил о трех существующих методах эсхатологии: уход от государства, компромисс и симфоническое единство.

Христианство знает три типа организации власти: папизм (когда государство и церковь становятся единым целым), иерократию (когда управляет определенная иерархическая власть) и монархию (венчание на царство как легитимизация власти от Бога). Последнее России ближе всего, и в этом - один из корней проблемы, дошедшей до наших дней, потому что любая власть в России выстраивается по монархическому типу и народ на нее уповает. Даже сейчас, в демократическом государстве.

По мнению докладчика, Россия исторически пребывает в двух ипостасях: либо великой Руси, либо святой, и любое поколение оказывается перед выбором, какую сторону принять. К проблеме этого выбора и сводится фактически поиск идентичности России, понимаемый как поиск объединяющих идеалов. Есть ли третий путь? Кто знает...

Россия - страна уникальная, несущая в себе нечто, отличающее ее от других государств. Ее издревле называли святой. Почему?

- Поиск ответа непременно приведет к тому, что объединяло людей разных слоев и культуры, - полагает отец Георгий. - Это церковь, где стояли рядом нищий и патриарх...

Немало событий в духовной жизни народа связано с православным постом. Великий пост, например, начинается с чина прощения, когда в храм приходят все и, не гнушаясь, просят друг у друга прощения за причиненные вольно или невольно обиды.

- Это говорит о том, что была в русском обществе цементирующая сила, объединяющая и ставящая всех в единый ряд, - считает о. Георгий.

Есть в истории Русского государства факты, которые недостаточно объективно интерпретируются историками. Один из примеров - Куликовская битва. Дмитрий Донской, выигравший сражение, перед началом его отправился за благословением к монаху Сергию Радонежскому, и тот дал князю в помощь своих собратьев-насельников. Подобных примеров участия духовенства в защите родной земли от захватчиков в истории Российского государства немало. И многие участники встречи в клубе профессоров разделяют точку зрения о. Георгия. Так, профессор АлтГУ Виталий Сорокин считает, что российская государственность вообще создана на основе православия. Разрозненные племена и княжества собирались воедино благодаря православию. И это тоже исторический факт. Более того, если на Западе или Востоке были примеры, когда церковь пыталась решать задачи государственные, то в России православная церковь укрепляла государственность нередко путем собственного ослабления, потому что никто другой с этой миссией уже не справлялся. И это тоже исторический фак т. Как и то, что в многонациональной и многоконфессиональной стране православие было государственной религией, но при этом права верующих других конфессий не ущемлялись и в Барнауле на главном проспекте на одной линии с православным храмом стояли костел и кирха.

Священник отец Георгий сравнивает жизнь русского человека с процессом написания иконы, воспринимаемой как некий образ, частью которого является и сам человек, поэтому он должен внести и свой штрих. "При этом святость никогда не отождествлялась с безгрешностью, - замечает батюшка, - безгрешен только Бог. Главным было стремление к светлому образу, который был принесен на Русь князем Владимиром. Сам образ отображает попытки создать симфонию, то гармоничное созвучие государства и церкви, когда нет между ними соперничества".

Современным примером сотрудничества государства и церкви можно считать состоявшийся недавно в Москве Поместный собор, избравший Патриарха. Участником Собора был и отец Георгий. По мнению священника, без помощи государственной власти трудно было бы провести его на таком достойном уровне. И то, что на чине интронизации присутствовали первые лица государства, но не вмешивались, он считает показательным. Священник убежден, что церковь, отделенная некогда от государства, никогда не была отделена от народа. И Собор это подтвердил.

Обсуждаемая тема вызвала бурную реакцию участников разговора. Высказывались различные, порой диаметрально противоположные мнения. Наиболее точно, на мой взгляд, выразил позицию большинства присутствующих профессор АлтГТУ Петр Гуйван. По его мнению, одухотворенность и величие России - это две стороны одной медали. Русь не может быть святой, не будучи великой и могучей, а чтобы быть великой, она не может быть духовно неориентированной. Если духовный стимул ослабевает, то и сила государства оскудевает. И все переломы русской истории происходят, когда два этих момента бытия оказываются изолированными друг от друга. Проблемы сегодняшней России во многом связаны с отсутствием взгляда в будущее. Если общество решает только сиюминутные задачи, то и будущее неопределенно.

По традиции гостями клуба профессоров были музыканты. В этот раз перед аудиторией выступали солистки-вокалистки Наталья Логвинова, Елена Чиглинова и пианистка Мария Костерина. Звучала музыка русских композиторов: Булахова, Глинки, Свиридова и других.

Ольга Паклина, 5 марта, Алтайская правда

поделиться
Связано с разделами
https://www.asu.ru/?v=sw0