Повод подвести итог и сделать вывод

8 февраля 2010

В преддверии российского Дня науки ректор Алтайского государственного университета Юрий Кирюшин и корреспондент "АП" говорят о российской науке: ее корнях - образовании и ее плодах - изобретениях.

- Вы, как ректор учебного заведения, наблюдаете жизнь молодого поколения каждый день. Прошедший Год молодежи чем-то отличался от предыдущих?

- Я могу судить, наверное, только о молодежи нашего университета... Молодые ученые АлтГУ всегда побеждали в различных конкурсах, но в прошлом году количество побед возросло (наверное, из-за роста возможностей для раскрытия талантов). Шестеро наших молодых исследователей выиграли гранты президента. 184 студента и 82 аспиранта не просто занимались наукой, а получали за это зарплату - работали в экспедициях, выполняли задания по грантам... Отмечу также, что в последнее время отношение молодых к науке вообще изменилось: они начали понимать важность самого образования и теперь стремятся получить не просто диплом, но качественные знания. Ребята проявляют к ним интерес со школьной скамьи. Мы сотрудничаем со многими лицейскими классами, школьники участвуют вместе с нашими студентами в различных конференциях, а потом лучше сдают ЕГЭ.

Вот в 2002 году у меня защищали кандидатские диссертации два выпускника исторического факультета АлтГУ - Петр Дашковский и Сергей Грушин. Они занимались наукой со школы и к моменту защиты имели каждый более 50 опубликованных научных работ. Один из них принес мне уже докторскую диссертацию для ознакомления... Другой тоже к концу года, думаю, закончит. А им всего по 33 года. И таких ребят много! Раньше ведь считалось чуть ли не дурным тоном защищать диссертацию, если ты моложе 50 лет. Могли просто не дать ее защитить, сказав: рано, не созрел еще. А сейчас наука стала молодеть - это факт. И факт жизнеутверждающий, на мой взгляд.

- Но ведь зачастую наблюдается и другое: молодые люди рано уходят не в науку, а в практику, в профессию. Что касается учебы, то многие сегодня выбирают формы вечернего и заочного обучения. Как вы относитесь к такому повороту событий?

- Да, действительно, такое есть. И правда, многие студенты выбирают вечернее обучение, чтобы днем работать, а вечером учиться. Но я также хочу заметить вот что: с тех пор как мы перешли на многоуровневую систему образования (бакалавр - специалист - магистр), многие молодые люди, окончившие университет несколько лет назад и работающие по специальности, поступают в магистратуру! Чтобы повысить свой уровень знаний, а стало быть, и профессионализм - ведь это две вещи взаимосвязанные. Хочешь получать большую зарплату - расти! И ни для кого не секрет: человек учится всю жизнь. Таким образом, рано или поздно он все равно придет к тому, что не стоит между профессией и образованием делать жесткий выбор, они слишком связаны.

- Сократилось ли по причине кризиса количество студентов и абитуриентов АлтГУ в прошлом году?

- В целом, несмотря на финансовый кризис, объем научных исследований за прошлый год у нас вырос более чем на 25%. Поэтому нет, кризис особо не повлиял. Единственное - нам сократили набор на гуманитарные специальности процентов на 12, но увеличили на естественно-научные.

- Это сокращение гуманитариев, на ваш взгляд, необходимо?

- Нет, я полагаю, эта мера не совсем оправданна. Прежде всего потому, что она может разрушить те научные школы, которые сложились на гуманитарных факультетах. Вот сократим мы тех же экономистов и историков - а через несколько лет, когда демографическая ситуация выправится и начнется наплыв студентов, что делать? Преподавать-то будет некому. Поэтому мы в университете делаем все возможное, чтобы наши преподаватели не пострадали.

- Чего вы ждете от Года учителя?

- Хотелось бы, конечно, чтобы российский учитель достойно жил и получал достойную зарплату. Но выпускники педагогических факультетов в деревню работать не едут: зачастую ни жилья, ни нормального обеспечения жизни они там не имеют. Да и в городе ситуация порой не лучше. Когда я как-то навестил свою бывшую классную руководительницу в Новосибирске, она мне сказала: "Так стыдно: моя ученица ходит на занятия в таких сапогах, на которые я бы и за год не скопила - потому что мне тогда жить было бы не на что". Сейчас министр образования Андрей Фурсенко обещает, что по программе модернизации образования труд учителя будет оплачиваться достойно, но только у тех, кто пройдет многочисленные аттестации и переучивания... Говорят также, что преподавателям старших классов будут платить чуть ли не в два раза больше. Мне кажется, нужно бы все же определить для всех учителей базовую хорошую зарплату, чтоб никто не чувствовал себя обделенным, а уже потом тех, кто особо отличится, награждать.

- А какую, на ваш взгляд, пользу в целом принесла концепция модернизации российского образования?

- Вот Санкт-Петербургский и Московский университеты получили особый статус. Наш министр образования объяснил это тем, что у лучших вузов должны быть возможности давать лучшее образование. Но проблема-то в том, что не все самые одаренные студенты страны смогут учиться в этих заведениях из финансовых соображений (не каждому по карману жизнь в Москве или Петербурге). К тому же те, кто уехал в одну из столиц, вряд ли вернутся назад... И что, всем россиянам переехать в столицы? Ведь большая часть нашей страны - это регионы, им тоже нужна поддержка. Им особенно! Можно хотя бы определить для каждого региона один-два вуза с нормальным финансированием. Пока же все преобразования, которые мы наблюдаем уже несколько лет, как говорится, сильных делают сильнее, а слабых - слабее. Кто-то балансирует посередине, как мы... В этом году агентство "Интерфакс" и радиостанция "Эхо Москвы" с Федеральным агентством по образованию РФ разработали основы независимой системы оценки и формирования рейтингов российских вузов. Мы в этом р ейтинге разделили с некоторыми вузами 22-25 места (то есть золотая середина). Стараемся соответствовать, хотя финансирование в нынешнем году уменьшили, в том числе и на заработную плату преподавателям.

- А говорят, что финансирование в несколько раз выросло...

- Опять же - не у всех и не везде, к сожалению.

- Зачем существует российский День науки, когда есть Международный - 10 ноября?

- Любой праздник позволяет приостановиться, подвести какие-то итоги, оглянуться и посмотреть вперед... В силу количества талантливых людей и масштабов нашей страны, свой день науки нам просто необходим. Поэтому мы его и празднуем - чтобы вспомнить о достижениях, чествовать наших ученых, радоваться прогрессу. В АлтГУ в этот день проводим ректорский прием лучших молодых исследователей и их научных руководителей, собрание научной общественности, организуем выставку наших достижений.

- Как по-вашему, имеет ли решение проблема "утечки мозгов"?

- Необходимы достойная зарплата и финансирование научных исследований, техническое обеспечение... В пресловутые советские времена человек шел работать в вуз или в систему Академии наук, точно зная, что через 5-8 лет он получит квартиру. Сейчас у ученых чаще нет ни каких-то гарантий, ни денег на исследования. А ведь именно за этим и уезжают. Наши ученые весьма востребованы за рубежом, это ни для кого не секрет. В конце 80-х я читал лекции в Японии: стоимость одной была 400 долларов. Представьте, сколько они стоят сейчас... А наше государство до сих пор питается тем же потенциалом, который был создан раньше, и как будто вовсе не думает о будущем. Но советский задел рано или поздно кончится, равно как и наши природные ресурсы (за счет которых мы до сих пор и живем). Пока же нашим ученым остается надеяться разве что на гранты, но ведь их не хватит на всех достойных.

Своих ученых в университете мы по мере возможности поддерживаем. Например, наши биологи несколько лет назад изобрели стул, предназначенный для реабилитационного периода вернувшихся на Землю космонавтов (впрочем, он полезен и школьникам с искривлениями позвоночника). Эти стулья даже закупил Центр подготовки космонавтов. Есть наработки по био- и нанотехнологиям, порошковой металлургии, стройматериалам... И авторы их до сих пор работают у нас! Мы помогаем с публикациями монографий, оплачиваем защиту докторских и кандидатских диссертаций, командировки аспирантов и диссертантов. Хотя есть и те, кто уезжает... туда, где условия лучше. Канада, США, Япония, Германия, Дания... Много стран, где работают сейчас наши ученые.

- В числе лучших изобретений-2009 мне больше всего понравились самый дешевый протез коленного сустава (20$ штука) и электронный глаз. А какие изобретения считаете важными вы?

- Названные изобретения важны для людей, имеющих изъяны в здоровье. И все же мне кажутся более существенными достижения, которые медицина сделала за последний год по диагностике и предупреждению болезней. Хорошо, что самые сложные операции на сердце (такие, как шунтирование, например) стали нормальным явлением. Любое открытие в медицине важно. Здоровье и продолжительность жизни человека - вот та сфера, на которую прежде всего должна работать наука.

Справка "АП"

8 февраля 1724 года (28 января по старому стилю) указом Сената по распоряжению Петра I в России была основана Академия наук. В 1925 году она была переименована в Академию наук СССР, а в 1991 - в Российскую академию наук. В 1999 году указом президента РФ в этот день был учрежден праздник российских ученых - таким образом была отмечена 275-я годовщина Российской академии наук. 

Татьяна Крикун, Алтайская правда

поделиться
Связано с разделами
https://www.asu.ru/?v=sw0