«Лицей инноватора» будет открыт в Алтайском крае

29 апреля 2011

27 апреля в рамках выставки-презентации «Ярмарка изобретений. Алтайский край – 2011» состоялась деловая игра «Железный предприниматель». Корреспонденты учебного пресс-центра отделения СОиР Алтайского государственного университета побеседовали с ведущим игры, Павлом Слядниковым.

АЛТАЙСКИЙ КРАЙ СТАНЕТ ЦЕНТРОМ КОНКУРСА "БИТ СИБИРЬ" И "ЛИЦЕЯ ИННОВАТОРА"

- Павел Евгеньевич, что вы ожидаете от сегодняшнего мероприятия?

- Во-первых, я жду от мероприятия новых контактов для нас, дальнейшего развития конкурса «БИТ Сибирь» в целом, а также дальнейшего его расширения на регионы Сибирского федерального округа.

У нас существуют планы в следующем году сделать Алтайский край центром проведения всего конкурса «БИТ Сибирь», то есть провести там образовательный комплекс под названием «Лицей инноватора», который в этом году проходил в городе Красноярске в феврале. Сущность «Лицея инноватора» - это двухнедельная интернированная школа обучения деловому инновационному предпринимательству. В качестве участников туда приглашаются представители проектов, поданных на конкурс «БИТ Сибирь», в основном инновационно-активная молодежь, в качестве преподавателей - специалисты в области маркетинга, менеджмента, бизнес-планирования.

После «курса молодого бойца» студенты способны создавать высококлассные презентации своего проекта, получают умение передавать в полной мере информацию о своем изобретении, о своем потенциале в бизнесе частным инвесторам, банкам и в какой-то степени государству - крупнейшему инвестору в России. По итогам молодые люди научатся писать бизнес-планы на очень хорошем уровне, подтверждать свои бизнес-планы расчетами и анализировать рынок.

- А студенты какого возраста, какого курса?

- У нас нет возрастного ограничения. Студенты, начиная с первого курса, уже принимают участие в образовательной программе и в самом конкурсе «БИТ Сибирь». Критерий здесь - только инновационная составляющая бизнеса. Допустимо, что студенты представляют разработку своих старших товарищей или научных руководителей. Предположим, научный руководитель создал изобретение, но он не знает как правильно его коммерциализовать. Студенты молодые, они хотят работать, делать свой бизнес, они не боятся поражений.

- Расскажите коротко, чем занимается ваша компания, и какие вы проекты представляете помимо конкурса «Железный предприниматель».

- Управляющая компания «Фибр» занимается различными видами консалтинга, в том числе созданием бизнес-планов, консультированием по бизнес-планированию. Также мы являемся аккредитованным партнером Фонда посевных инвестиций Российской венчурной компании. Мы можем подготавливать, подавать для финансирования проекты в Фонд посевных инвестиций Российской венчурной компании с потребностями в инвестициях до 25 млн. рублей. Кроме того, я являюсь специалистом по бизнес-планированию, а также исполнительным директором проекта ОАО НПФ "ФиБрА". Это предприятие, существующее с 2006 года, занимается, производством фильтровальных материалов для очистки воды на основе сорбционных технологий. Наши технологии защищены патентом, как на территории России, так и на территории зарубежных стран: США, ЕС, Китай, Индия. От конкурентов наша технология отличается возможностью регенерации материалов, то есть возможностью повторного использования без необходимости утилизировать материал – это экологично. Кроме того, серия наших материалов «FilLis 4» и «FilLis 7» очищает водные среды от загрязнений, таких как ионы мышьяка и ионы тяжелых металлов, одних из наиболее опасных ядов для организма человека. Также у нас существует серия, которая ориентирована на микробиологическую очистку. На территории России рационально продавать материалы и установки на их основе, а на территории зарубежных государств - на внешних рынках, имеет смысл продавать крупные партии материалов и также лицензии на их производство. Естественно, не выгодно, допустим, вагон гнать куда-нибудь в Индию с материалами, лучше было бы продать лицензию, чтобы они по нашей технологии делали материал, чистили свою воду, а проценты от продаж шли нам.

ИННОВАТОРЫ ДОЛЖНЫ НАУЧИТЬСЯ ОБЪЯСНЯТЬ СУТЬ СВОЕЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОВНЕ ДОМОХОЗЯЕК

- Вы работаете с разными проектами. А есть ли те, которые вам особо запомнились или чем-то поразили?

- Каждый год особенный! Я хочу вам рассказать про победителя этого года. В этом году в финале БИТ-Сибирь, который проходил 1 апреля в Новосибирске, победил проект под названием «Сервис дополненной реальности Arview». Если вы присутствовали сегодня на выставке…

- …да, мы смотрели…

- Вы видели. Эта технология позволяет добавлять в нашу с вами реальность те предметы, которые на самом деле в ней не существуют. Допустим, вы смотрите на закрытую дверь через камеру мобильного телефона или ноутбука, но я слабо представляю, что это возможно (улыбается) … И у вас напротив ручки появляется надпись: «Это - ручка, ее надо повернуть вверх или вниз, чтобы открыть дверь». Вот, таким же образом камера реагирует на нанесенное, на любую поверхность изображение, так называемый маркер. То есть программа декодирует их и соотносит с находящимся в ней (в ее памяти) каким-то объектом: 3d модели, 2d модели. Чем это может помочь? Представьте себе, у вас будет ребенок. Он будет учиться, заниматься, учить буквы. Представляете, вы наведете сотовый телефон на букву «Ж» в азбуке. И у вас на сотовом телефоне вылезет вот такой вот трехмерный жираф (показывает). Это очень интерактивно, очень удобно. Это всего лишь одно из возможных применений. В Японии, в принципе, подобные технологии уже существуют, но ООО «Сектар» (проект «Arview») в принципе одна из первых, в Томске, в Сибири, кто занимается этим направлением. Для нас, может быть, это в мировом масштабе, можно сказать, не совсем инновация. Для России, для Томска, для Сибири, это инновация очень высокого порядка, и судьи, которые дали нам первое место, были очень даже удивлены…

- А кто еще оказался в финале с этим проектом?

В финале… в этом году у нас есть победители из Новосибирска и из Томска. С Алтая был проект, он попал в число финалистов, но заявитель не приехал, по каким-то причинам до финала. Участники с Новосибирска представили технологию «Монокристалл». Это технология может быть использована в производстве лазеров. Мне было немного тяжело в нее вникать: я по образованию «айтишник» (улыбается). Дали им второе место, вполне заслуженно. А третье место получил проект «Высокоэффективные фильтры для очистки воды». В нем участвовали два химика-технолога. Они научились правильно излагать свою точку зрения и думать о том, какое впечатление они производят на людей, которым они рассказывают о своей технологии. Потому что далеко не все могут понятно выражать свои мысли. У химиков такая проблема была. Для них это нормально: они варятся в своей технологии, они в ней хорошо понимают. Но они не задумывались, что другим ничего не понятно. Их достижением на конкурсе стало то, что они научились объяснять суть своей технологии на уровне «домохозяек».

- Как вы считаете, такие мероприятия, как «Алтайская ярмарка изобретений», нужны Алтайскому краю?

- Да, я считаю, вы движетесь в правильном направлении. Безусловно, они сближают людей, если бы помещение было бы больше, сближение не было бы таким тесным (смеется). Безусловно, знакомство, взаимодействие между малыми инновационными компаниями очень полезно, потому что люди, занимающиеся инновационным бизнесом, как очень часто бывает, в чем-то одиноки. Они видят такие ярмарки как возможность группирования людей по интересам. Таким, к примеру, как рок-группы, футбольные команды. То есть им необходимо взаимодействовать между собой, обмениваться опытом, получать посыл такой, что они в этом мире не одиноки. Знакомиться с друзьями, с конкурентами, получать информацию.

- По вашему мнению, в бизнесе можно найти друзей или присутствует только конкуренция?

- В бизнесе всё есть (улыбается). Как правило, инновационные компании, достаточно с юмором, с иронией, друг к другу относятся, подкалывают друг друга. На самом деле, как таковой, жесткой конкуренции на уровне подсыпания яда нет, потому что инноваторы − это люди, которые, как правило, еще мало что продали, либо практически вообще ничего не продали. Тут конкуренция на уровне технологий. Знаешь, что человек занимается чем-то подобным, и ты хочешь что-либо у него подсмотреть или он у тебя... На этой почве может возникнуть конкуренция. Нет, скажем так, жестокости, которая присутствует в реальном бизнесе, нет жестокости в отношениях между конкурентами. Мы вот со своими конкурентами, в принципе, часто созваниваемся и знаем о местонахождении друг друга, знаем, кто как работает, и взаимодействуем. Осенью 2010 года на выставке «Роснано» в Москве с нами на одном стенде присутствовал наш конкурент, тоже из города Томска, их проект тоже посвящен очистке воды. Мы по-дружески подменяем друг друга, когда одному из нас нужно отлучиться. Нет отторжения друг от друга. Возможно, потому, что у нас не сформировалась еще конкурентная среда, как допустим как в США. Хотя может это все и к лучшему.

ПРИДУМЫВАНИЕ АБСТРАКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НЕ ВЕДЕТ К ПОБЕДЕ

- Перед деловой игрой, возможно, у вас есть какие-нибудь пожелания участникам?

- Участникам? (задумался) Именно участникам… Я бы посоветовал сильно не фантазировать, не отрываться от реальности. Несмотря на то, что в жизни каждому встречается проблема, сложная, в которой он, как правило, не разбирается, нужно ее решать общеизвестными, общепринятыми и понятными методами.

- То есть, вы консерватор?

- Да. Я – консерватор. Потому что часто фантазирование, скажем так, придумывание абстрактных каких-то ситуаций, абстрактных применений технологий не ведет к победе. Я вот уже четвертый год «Железный предприниматель» веду.

И еще хотел бы посоветовать участникам – не распыляться. То есть не делать на уровне: «Это микроскоп, им можно микробы разглядывать, им можно гвозди забивать, им можно голову чесать»… А выбрать какое-нибудь одно направление и его защищать. И то, насколько они будут его хорошо защищать, при этом, не вступая, конечно, в конфликт ни с участниками, и ни с судьями, и повлияет на результаты конкурса.

- Спасибо большое за интересные ответы, было очень приятно с вами побеседовать.

- Спасибо вам. Удачи!

Ольга Сатункина, Ксения Чечева

Версия для печати
поделиться