«Вести-Алтай» подвели итоги Всероссийского археологического съезда, открывшегося в Алтайском госуниверситете

9 октября 2017 Управление информации и медиакоммуникаций
На минувшей неделе Алтайский край стал центром российской археологии. И это неудивительно, ведь Алтай называют «колыбелью человечества». Всероссийский археологический съезд объединил около 500 ученых. Об этом – в телесюжете программы «Вести-Недели».

Посреди такого сада камней когда-то «росла» человеческая цивилизация. Копии древних наскальных рисунков установили у стен АлтГУ специально к открытию археологического форума. К встрече с теми, кто изучает историю по ее следам, подготовились и в университетском музее: здесь открыли экспозицию с последними находками, что дала земля Алтая.

Вот свидетельства пазырыкской культуры, к которой относилась легендарная принцесса Укока. Она носила похожий на этот головной убор, почти метр высотой! Правда, здесь его фотокопия. Оригинал из золота не экспонируется – слишком дорогая вещь, говорят ученые. А это уже артефакты нашей эры. Эпоха великого переселения народов – V век, погребение неизвестного воина.

Ярослав Фролов, директор музея археологии и этнографии АлтГУ:

«Интересно оно тем, что в самом погребении не было тела умершего. Видимо, вместо человека в могилу поместили вот такой символический заменитель тела – берестяную фигурку. И в могиле можно увидеть уникальные совершенно вещи: деревянные детали, сохранившийся лук».

Столь масштабный археологический форум Алтай принимал впервые. В программу вошли 538 докладов. Они охватили тысячелетия истории – от каменного века до позднего средневековья. Ученые делились не только результатами раскопок – обсуждали и проблемы, которые сегодня стоят перед археологией, причем стоят в прямом смысле – к примеру, в виде массовой застройки.

Николай Макаров, директор Института археологии РАН:

«80 процентов раскопок, которые сейчас ведутся в России, – это "спасательные" раскопки на местах строительства, на местах создания новых инфраструктур. Это мировая тенденция. Я могу сослаться на наши исследования в Крыму на трассе "Таврида", где в этом году выполняется крупнейший полевой проект. Огромное количество памятников оказалось в зоне прокладки трассы, они исследуются. Научные итоги достаточно серьезные».

Крым, Поволжье, северные регионы страны – таков территориальный размах изысканий, о которых рассказывали историки. На суд своих коллег ученые представляли самые смелые гипотезы. К примеру, результаты раскопок в Узбекистане способны перевернуть представление о технологическом прогрессе этой территории.

Константин Павленок, заместитель директора Института археологии и этнографии СО РАН:

«Считалось, что такие технологии, как сверление, шлифование камня, соотносятся с этой территорией с достаточно поздними комплексами эпохи неолита. Это в районе 5–6 тысяч лет назад. Сейчас открытия наших коллег позволяют гораздо раньше фиксировать проявление этих технологий – в районе XVIII–XVII тысячелетий до нашей эры! То есть мы в ходе исследований опустили планку на 10 тысяч лет».

О раннем детстве и даже младенчестве человеческой цивилизации историки говорили немало. Декорациями для этой ученой беседы стали главные археологические достопримечательности края. Прежде всего легендарная Денисова пещера. Хомо алтаенсис, останки которого были здесь найдены, вместе с другими древними гоминидами порядком «наследил» в геноме современного человека. Этой новой гипотезе о происхождении людей был посвящен один из докладов».

Анатолий Деревянко, научный руководитель Института археологии и этнографии СО РАН:

«Человек современного анатомического типа произошел из четырех таксонов, из четырех подвидов хомо сапиенс. Это хомо сапиенс африканенсис – Африка, хомо сапиенс неандерталенсис – это Европа в основном. Хомо сапиенс ориентиленсис – Восточная и Юго-Восточная Азия. И хомо сапиенс алтаенсис – денисовский человек».

Уникальность «денисовского» наследия еще и в том, что оно хранится здесь, даже если не осталось ни одной косточки. Генетический материал «добывают», просто зачерпывая землю совком. Пораженные этим историки – а многие видели Денисову пещеру впервые – всерьез заговорили об Алтае как о колыбели мира. Кто-то из ученых даже сказал: археология каменного века теперь не европоцентрична – она алтаецентрична. В этом гости убеждались и возле еще одного памятника древности. Стоянка Карама в долине Ануя напоминает слоеный пирог. Больше всего она славится древнейшими орудиями из гальки эпохи палеолита. Техника их изготовления поразила ученых.

Михаил Шуньков, директор Института археологии и этнографии СО РАН:

«Но на этой гальке… Такая грубая массивная галька. Но у нее на конце пластинчатыми сколами высокой формы образовано лезвие кольцевого скребка. Все очень просто, но очень все технологично, продуманно, удобно и эффективно!»

Николай Макаров, директор Института археологии РАН:

«Это археологический рай, созданный человеком! Рай на земле, Беловодье – оно здесь. Замечательный памятник, замечательные условия для работы археологов».

Узнать, дал ли форум миру новую археологическую сенсацию, как дали памятники древности Алтая, можно будет, когда ученые «подобьют» все итоги. Предыдущий археологический съезд, который проходил в Казани, завершился изданием пяти увесистых томов. Результаты этой исторической встречи должны стать столь же масштабными.