«У меня в памяти навсегда останется первая выездная дальняя практика после второго курса в Горный Алтай…»

20 апреля 2017 Пресс-центр ГФ

Выпускница 1999 года.
Специальность – географ-преподаватель, организатор туристско-экскурсионного дела.
Место работы – управление Алтайского края по внешним связям, туризму и курортному делу.
Должность – заместитель начальника отдела по развитию туризма.

– Марина, почему ты решила поступить именно в Алтайский государственный университет на географический факультет?

– Когда выбирала будущую профессию, хотела, чтобы она была связана с туризмом. В то время это было возможно только в Алтайском государственном университете на географическом факультете.

Наверняка ты думала о том, где будешь работать после окончания географического факультета. Совпала ли реальность с ожиданиями? И как складывалась твоя трудовая деятельность?

– Да, конечно, я задумывалась о возможностях трудоустройства. Трудовая книжка была оформлена уже во время прохождения производственной практики после 4 курса на турбазе «Катунь» (в конце 90-х, это самый крупный туркомплекс Горного Алтая и, пожалуй, один из самых известных с советских времен). Первая запись – «инструктор по туризму». Именно там получила «боевое крещение». Мне повезло. Это было время становления коммерческого туризма, но моими учителями стали люди, которые всю свою жизнь посвятили советскому, плановому туризму, патриоты своей профессии.  И как раз вот этот «микс» дал мне бессменный опыт первых шагов в туристской деятельности.
Конечно, спасибо большое родной кафедре – рекреационной географии, туризма и регионального маркетинга, преподавателям, особенно Харламову Сергею Викентьевичу. С ним я начала общаться со времен студенчества и продолжаю в настоящее время. Считаю его своим учителем.
После окончания вуза поступила в аспирантуру, параллельно работала на кафедре и в одном из турагентств города Барнаула. Считаю, что сочетание работы в бизнес-структуре и вузе является очень плодотворным – здорово, когда теоретические знания можно подкрепить реальными примерами из практики!
В настоящее время продолжаю педагогическую деятельность в университете, и в этом году исполнилось 10 лет, как я работаю на госслужбе. С 2007 по 2011 год – это отдел развития туризма Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края, с 2011 года – отдельный орган исполнительной власти в сфере туризма края, который сегодня называется управление Алтайского края по внешним связям, туризму и курортному делу.

 

Я, наверное, счастливый человек: моя профессиональная, общественная деятельность и хобби связаны с туризмом. И это в комплексе, я вам скажу, дает очень продуктивный результат. В настоящее время работаю в должности заместителя начальника отдела развития туризма управления Алтайского края по внешним связям, туризму и курортному делу, старшего преподавателя кафедры рекреационной географии, туризма и регионального маркетинга АлтГУ. Являюсь членом Русского географического общества (вместе с С.В. Харламовым ведем работу комиссии по туризму в рамках Алтайского отделения), чемпионом Сибирского и Дальневосточного федеральных округов по спортивному туризму, призерем чемпионата России по спортивному туризму. Участвую в реализацию крупных проектов в сфере туризма, например международном туристско-спортивном фестивале «Большой Алтай». Я люблю горы и стараюсь путешествовать по интересным местам, из последних – восхождение на Эльбрус (май 2016 года), Килиманджаро (январь 2017 года). Любимая страна – Монголия!

 

Знания по каким учебным дисциплинам особенно оказались важны при осуществлении трудовой деятельности? Какие практические навыки, полученные в процессе обучения, ты используешь в своей работе?

– В первую очередь пригодилось умение использования комплексного подхода и системного анализа в изучении любого предмета. География ведь как наука именно этому и учит. Что касается конкретных дисциплин именно туристской направленности, можно назвать «Рекреационная география», «Оценка территории для рекреационной деятельности», «Краеведение» и др.
Хочу отметить еще один момент в процессе обучения: большое внимание уделялось со стороны преподавателей курсовым и дипломным проектам на факультете. Пример приведу свой. На втором курсе выбрала в качестве объекта для исследования Чуйский тракт, самую известную дорогу Алтая. В течение четырех лет экспедиции, работа в архивах, музеях и пр. Итог – интересный дипломный проект, который затем реализуется в издание различных путеводителей.

 

В 1999 году благодаря С.В. Харламову и моему научному руководителю А.В. Старцеву выходит небольшим тиражом «Туристская карта-схема Чуйского тракта». Это начало моей краеведческой и издательской деятельности, позже были изданы работы «Туристская карта Алтайского края и Республики Алтай» (2002), «Алтай. Нижняя Катунь: путеводитель» (2003), «Алтай: путеводитель» (2003), «Туристская карта-схема Алтайского района» (2004), «Алтай. Путешествие по Катуни: путеводитель» (2004), «Республика Алтай: путеводитель» (2004), «Достопримечательности Горного Алтая: справочное издание» (2005), «Древности Чуйского тракта: справочное издание» (2005), «Карта-схема Республики Алтай для туристов и путешественников» (2005), «Алтай. Путешествие по Чуйскому тракту: путеводитель» (2006, 2010) и др. Здесь нельзя не отметить совместный труд с издательством «Пять плюс» (г. Барнаул), где работают люди, неравнодушные к Алтаю, Т.И. Злобина и Е.А. Злобин. С ними меня познакомил преподаватель В.Е. Арефьев, к большому сожалению, скоропостижно ушедший из жизни в прошлом году.

 Марина, что ты думаешь о роли учебных практик (выездных, полевых) в обучении?

– Они, безусловно, должны быть в учебном процессе, и их организации нужно уделять должное внимание. Особенно это важно для туристских специальностей, где ты не только знакомишься с туристско-рекреационным потенциалом той или иной территории, но и получаешь первый опыт организации жизнедеятельности в полевых условиях. У меня в памяти навсегда останется первая выездная дальняя практика после второго курса в Горный Алтай под руководством Р.М. Мухаметова. Именно после ее прохождения я по-настоящему влюбилась в свою будущую профессию, горы и  путешествия. И когда в последующие годы я проходила производственную практику на предприятиях туриндустрии, мне было не сложно работать сначала стажером, а затем и гидом-инструктором с тургруппами на активных маршрутах.

Я вообще с трудом представляю, что было бы в случае отсутствия учебных и производственных практик. Многие ребята в течение учебы в вузе не уделяют этому вопросу должного внимания или вообще по каким-то причинам пытаются «обойти» его. На самом деле это первый шанс, где их действительно может «заметить» работодатель. Сегодня, когда в сфере туризма очень высокая конкуренция, важно получить хорошее образование, иметь за плечами практические навыки и стремление к постоянному самообразованию.

 Марина, на твой взгляд, уже с позиций работодателя, какими навыками должны обладать выпускники географического факультета при трудоустройстве, например, в управление по внешним связям, туризму и курортному делу?

– Выше я уже говорила: это владение комплексным подходом в решении любого вопроса. Это я выделяю из опыта работы в управлении. Например, когда я училась, мы это рассматривали на примере туристско-рекреационных систем. Сегодня это кластерная политика в туризме (принцип тот же), которая применяется активно как на федеральном, так и на региональном уровнях.

 В управлении ведь работали и работают другие выпускники географического факультета?

– Да, конечно. Наш отдел состоит на 70% из выпускников географического факультета: Уткина Вероника (1997 год выпуска), Линкина Елена (2005 год выпуска), Романов Алексей (2006 год выпуска), Синицына Екатерина (2009 год выпуска), кроме того, в организационном отделе – Федорова Анастасия (2010 год выпуска). У каждого свое направление деятельности, но, безусловно, все они связаны с туризмом.

поделиться
https://www.asu.ru/?v=sw0