Титовские чтения

В Алтайском крае проводятся V Титовские педагогические чтения «Просветительство в образовании: взаимодействие традиций и новаций».

Учредители

Алтайский государственный университет – один из партнеров Чтений, посвященных 80-летию Алтайского края и Степану Павловичу Титову (1910–1993) – заслуженному учителю СССР, алтайскому просветителю:

Координатор мероприятий на базе АлтГУ и инновационных образовательных площадок университета – доктор педагогических наук, профессор АлтГУ Марина Николаевна Фроловская, marinanik63@mail.ru.

Площадки АлтГУ

Лицей «Сигма»

В окружном педагогическом совете «Инновации в современной школе: урочная и внеурочная деятельность», состоявшемся 17 марта 2017 года, приняли участие научные сотрудники АлтГУ, методист ГППЦ «Потенциал», координаторы школьного округа Ленинского района г. Барнаула, зам. директоров по УВР и НМР, педагоги и обучающиеся 15 школ Ленинского, Индустриального, Центрального, Октябрьского районов г. Барнаула, всего 93 педагога и 59 учеников.

Участники были приглашены на выставку стендовых докладов «Сетевое взаимодействие ОУ школьного образовательного округа Ленинского района г. Барнаула», получившую сертификат победителя Всероссийской выставки-форума образовательных учреждений – 2016 в Москве.

Работали 4 инновационные площадки. Ярко проявилась тенденция осознанного соединения педагогической теории и практики. Собственный опыт обобщался на глубоком уровне профессиональной рефлексии. Все выступления продемонстрировали высокую личную заинтересованность в представленном опыте. В контексте основной темы Титовских педагогических чтений, посвященных С.П. Титову, участники отметили интересный вариант возвращения к традициям школьных рукописных изданий.

Впервые в округе на одной площадке работали школьники – юные исследователи по физике и психологии (МБОУ «Лицей № 124»), по экономике, химии, биологии, литературе (МБОУ «Лицей "Сигма"»), обществознанию и краеведению (МБОУ «Лицей № 73»), социологии (МБОУ «Гимназия № 79»), защитившие свои экспериментальные и исследовательские проекты, перед педагогами и друг перед другом. Современные школьники отметили активное владение основами знаний и умений в области специализации на уровне переднего фронта дисциплин, активное владение современными методами исследования, умение пользоваться современными источниками научной информации.

МБОУ «Гимназия № 123»

В рамках проведения V Титовских педагогических чтений «Просветительство в образовании: взаимодействие традиций и новаций» 30 марта в МБОУ «Гимназия № 123» состоялась XVI открытая научно-практическая конференция педагогов «Становление компетентного педагога в инновационной деятельности».

Конференция по традиции началась с музыкального приветствия. В исполнении вокальной группы гимназистов символично звучали слова песни: «Время влияет на дни и события…», «Кто, если не мы?» 78 участников конференции из г. Барнаула: педагоги школ № 27, 52, 59, 88, 114, 117, 128; учителя лицеев № 2 и № 3, преподаватели Алтайского государственного университета, а также коллеги из Гимназии № 1 г. Новосибирска в очередной раз встретились, чтобы обсудить проблемы реализации ФГОС и профессионального стандарта педагога, осмыслить имеющийся опыт и понять, «куда ж нам плыть?» и как? Директор Гимназии № 123 М.В. Холодкова пригласила всех к содержательному диалогу.

Проблемное поле конференции было обозначено в пленарных докладах. Т.Н. Богданова – заместитель директора по НМР гимназии № 123 – остановилась на приоритетных задачах образования школьника и предложила всем попытаться найти ответ на вопрос: почему современному педагогу нельзя жить без инноваций? Заместитель директора гимназии № 1 г. Новосибирска О.В. Авдеева представила опыт совместной экспериментальной деятельности с НГПУ по организации педагогической практики будущих учителей и их взаимодействии с педагогами-практиками. Профессор АлтГУ М.Н. Фроловская поделилась размышлениями о смысле инноваций в образовании как рождении ново-образ-ований и «живого знания», раскрыла суть деятельностного подхода, его исторический контекст и показала взаимозависимость профессионального становления педагога и личностного развития школьника.

4 секции, 3 мастер-класса, 29 докладов, дискуссии, вопросы, размышления… И, как всегда, педагогам не хватило времени обсудить все насущные проблемы, связанные с введением образовательных инноваций.

Участники оценили состоявшееся педагогическое общение как возможность повышения своей квалификации, поэтому единогласным решением был утвержден новый формат проведения следующей, XVII конференции: создать пространство взаимодействия педагогов по освоению эффективных педагогических приемов и гуманитарных практик в режиме мастер-классов, фестивалей авторских (учитель – ученик) инновационных проектов, творческих мастерских. Итоги конференции подведены, планируется издание очередного сборника статей. Впереди много интересных педагогических открытий, встреч единомышленников, продолжение сотрудничества с педагогами-новаторами и преподавателями вузов.

Кафедра иностранных языков естественных факультетов АлтГУ

30 марта на базе кафедры иностранных языков естественных факультетов в рамках Титовских педагогических чтений состоялось заседание секции «Опыт преподавания иностранного языка в рамках предметно-интегрированного языкового обучения (CLIL)». Название секции говорит само за себя – практикоориентированное направление в обучении.

Преподаватели делились опытом, получали ценную информацию. Это был своего рода импульс для осмысления позиций, покорения новых вершин, знакомства с опытом своих коллег и построения планов на будущее. Всего было заявлено 12 докладов.

Первый докладчик – старший преподаватель кафедры ИЯ ЕФ АлтГУ О.В. Денисенко – ввела всех в тему «CLIL», которая представляет собой изучение на английском (или другом иностранном языке) всех или нескольких предметов образовательной программы. Докладчик рассказала о собственном опыте работы в вузе в рамках данного подхода. Научный материал в рамках CLIL становится доступным, мотивирующим к дискуссии.

Доцент кафедры ИЯ ЕФ АлтГУ М.Ю. Горбухова в своем докладе «Опыт обучения аспирантов и магистрантов аннотированию текстов по специальности» раскрыла этапы работы с научной статьей и показала разницу между такими важными понятиями, как реферирование и аннотирование научного текста.

Доцент кафедры ИЯ ЕФ О.В. Мясникова поделилась опытом включения в собственную практику техник обращения к чувствам, подчеркивая при этом, что лейтмотив любого образования – это эмоционально-чувственное проживание обоими участниками педагогического процесса.

Старший преподаватель кафедры ИЯ ЕФ АлтГУ М.В. Культенко в своем докладе «О повышении квалификации на дистанционных курсах по межкультурной коммуникации» подчеркнула важность понятия «культура». Именно культура формирует язык.

Старший преподаватель кафедры ИЯ ЕФ АлтГУ Д.Г. Бобкова рассказала всем присутствующим об опыте работы с профессиональной лексикой на иностранном языке. Она акцентировала внимание на некоторых моментах, которым она уделяет особое внимание: работа с произношением терминов и обозначение разницы в смыслах терминологии родного и иностранного языков.

Преподаватель кафедры ИЯ ЕФ АлтГУ Е.М. Овчинникова дала коллегам ценную информацию об использовании художественных текстов на занятиях. Она собрала список фильмов и разработала к ним задания.

Т.С. Хребтова, старший преподаватель кафедры ИЯ ЕФ АлтГУ, обозначила всем присутствующим основные моменты при работе с базами «Web of Science&Scopus». Вызвал интерес вопрос, почему в данных авторитетных базах отводится так мало места гуманитарным наукам, было выдвинуто предположение, что существует «малая база  Web of Science&Scopus», куда входит куда больше уважаемых журналов. Но учитывается ли это в кейсе? В любом случае, публикации – это всегда неотъемлемая часть научной работы.

Заведующая кафедрой ИЯ ЕФ доцент Т.В. Скубневская рассказала о своем уникальном опыте в развитии когнитивных способностей и эстетического вкуса у студентов-географов на занятиях-экскурсиях. Подобные занятия вносят, несомненно, огромный вклад в общее развитие наших студентов и оставляют эмоциональный след внутри каждого. Это своего рода просветительская работа в рамках преподавания иностранного языка.

Наши коллеги из Финансового университета при Правительстве РФ барнаульского филиала доценты О.Н. Жердева и Е.В. Абубакарова подняли проблемы мотивации изучения иностранного языка в неязыковом вузе. Они рассказали о проекте, который проходил в рамках повышения квалификации, цель которого была провести эксперимент по созданию на занятиях оптимальных условий для разработки и получения конкретного продукта на иностранном языке в максимально короткий срок. Педагог в данном процессе выполнял роль наблюдателя. Коллеги выстроили определенный алгоритм работы с подобным практико-ориентированным проектом.

В заключение выступил наш почетный гость, член Союза художников России, заслуженный работник культуры РСФСР Л.Н. Шамина. Она рассказала о музеях города Барнаула и Алтайского края, подчеркнула важность погружения человека в культуру, поделилась собственным опытом работы с творческим материалом и творческими людьми, раскрыла некоторые тонкости и трудности культуры сегодня.

Секция получилась живая, эмоционально заряженная, открывающая горизонты для новых смыслов.

Филиал АлтГУ в г. Камне-на-Оби

12 апреля 2017 г. на базе филиала ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» в г. Камень-на-Оби и при участии кафедры педагогики высшей школы и информационных образовательных технологий АлтГУ состоялась выездная секция «Непрерывное образование как ресурс развития региона».

О.А. Иванова – директор филиала АлтГУ в г. Камень-на-Оби – в своем приветственном слове обозначила основные вопросы для обсуждения и отметила, что Алтайский государственный университет является центром образовательного взаимодействия школьников, студентов и педагогов-практиков Каменского района.

М.Н. Фроловская – д.п.н., профессор кафедры педагогики высшей школы и информационных образовательных технологий АлтГУ – остановилась на значимости обращения к опыту педагогов-новаторов разных времен для понимания ценностей педагогической деятельности в наше время, показала, насколько актуальна просветительская деятельность и педагогическое наследие С.П. Титова сегодня. Жизнь нашего земляка проходила в непрерывном самообразовании, он считал очень важным создать условия для всестороннего развития ребенка. Для этого и самому педагогу нужно постоянно учиться, поэтому он изучал иностранные языки и естественные науки, осваивал музыкальные инструменты, постигал секреты живописи и садоводства, радовал себя и своих учеников авторскими стихами. Только в свободном пространстве может педагог творить – так считал С.П. Титов и отстаивал право учителя на собственную интерпретацию учебных программ в зависимости от особенностей его учеников.

Идеи С.П. Титова нашли свое отражение в выступлениях воспитателей и учителей – участников диалога по осмыслению собственного педагогического опыта. Практика решения проблем дошкольного образования, опыт реализации новых стандартов в современной школе, педагогическая поддержка одаренности, духовно-нравственное и патриотическое воспитание – эти темы оказались в центре обсуждения. Как помочь ребенку понять окружающий его мир? Каждый педагог с учеником выбирает свой путь, но основами его являются обращение к опыту ребенка, совместная деятельность в своем родном селе, городе. «Через сердце виден мир», как было сказано Г.В. Сальниковой в ее выступлении.

Ю.Г. Цыганкова – учитель Новоярковской средней школы – представляет опыт организации проектно-исследовательской деятельности детей. Г.В. Сальникова – учитель Корниловской средней школы – считает, что главное в школе – учить быть Человеком, способном любить свою малую родину, ценить близких людей и односельчан. Воспитатели ДОУ № 189, учителя школы № 1, Гимназии № 5 г. Камня-на-Оби, педагоги Новоярковской, Корниловской, Попереченкской средних школ оценили представленный опыт и необходимость педагогических диалогов, определили направления дальнейшего сотрудничества.

Версия для печати Обновлено 22.03.2017