В АлтГУ прошла встреча с автором «Бессмертного полка» Сергеем Колотовкиным

31 октября 2017 ФМКФиП
О том, можно ли воспитать в человеке любовь к Родине и что такое патриотизм, говорили на региональной научной конференции. Перед студентами выступили спикеры, одним из которых стал соавтор «Бессмертного полка» Сергей Колотовкин.

«Бессмертный полк» появился в марте 2012 года. Три томских журналиста Сергей Колотовкин, Сергей Лапенков и Игорь Дмитриев создали ролик, в котором предлагали сделать транспаранты с изображениями своих погибших в ВОВ родственников и выйти на улицу. Как говорит выступавший на научной конференции Сергей Колотовкин, «Бессмертный полк» никогда не придумывался как акция или проект:

«Мы подумали, что если ветераны не могут выйти на улицу, то пусть их лица портреты пронесут их потомки. Вот такая схема нарисовалась, и дальше все завертелось».

Сергей отмечает, что пройти с портретом родственника – это личное желание и потребность людей. Они в какой-то момент понимают, что их дети уже не увидят и не услышат историй из первоисточника.

Через год после томского «Бессмертного полка», на который вместо предполагаемых 200 человек вышло людей в сорок раз больше, к акции присоединились больше 120 городов России. Информация быстро распространилась благодаря СМИ.

«Ролики катали даже конкуренты», – вспоминает Сергей.

Вскоре на акцию стали выходить люди по всему миру. У «Бессмертного полка» появился свой логотип. Алтайский художник нарисовал журавлей на фоне пятиконечной звезды, люди начали выкладывать это изображение в социальных сетях и печатать его на баннерах, оно многим понравилось и стало символом «Бессмертного полка».

«Хочется, чтобы выходить в "Бессмертный полк" стало традицией – такой же, как праздновать Новый год. Это день моего прадеда, я хочу вспомнить его, почтить память, это его день, для этого не нужен никто».

По словам Сергея, для организации «Бессмертного полка» особого финансирования не нужно. Стоимость одной таблички в среднем не превышает 200 рублей. Это подъемная цена. Более того, изготовление транспаранта будет первым шагом.

Тогда человек, возможно, впервые задумается, что удалось пережить людям во время ВОВ. И поймет это не через просмотр какого-то фильма, а, тогда, когда достанет фото своего деда. И война перестает быть просто параграфом из учебника по истории. Это уже часть истории твоей семьи.

Для организаторов «Бессмертного полка» важно, чтобы все соблюдали устав.

«Главное, чтобы люди выходили на улицу добровольно», – говорит Сергей.

Правда, как только акция стала масштабной, многие решили на ней нажиться и «хапнуть» все, что возможно. Кто-то сгонял людей и выстраивал их в ряды, чтобы посоревноваться в массовости. Где-то оформляли гранты на изготовление транспарантов, а потом раздавали их тем, кто даже не знал, изображенных там людей.

«Сейчас самая большая проблема "Бессмертного полка" – коммерциализация. К тому же в 2015 году произошло рейдерство. В Вязьме прошел съезд фиктивных организаторов, которые никогда раньше не были координаторами акции, и образовалась новая организация – "Бессмертный полк России" (БПР). Как раз она и "обюрокрачивает" инициативу. Организация создала свой сайт, изменила логотип с "журавлика" на Георгия Победоносца и продвигает все это на центральны каналах. В рядах бессмертного полка стали появляться люди с иконами и портретами Моторолы. Все это огромная угроза для народной традиции. В больших городах "Бессмертный полк" превращается в карнавал».

Патриотизм стал трендом. В последнее время все сводится к тому, что патриотизм – это не любовь к Родине, а нелюбовь к другим странам, от этого и появляются антизападные настроения.

Как-то раз в своей программе В. Познер сказал:

«Многие классики писали про Россию, показывали ее страшные стороны жизни, и это не значит, что они не любили ее, любили и, наверное, даже больше тех, кто говорил о том, как в стране все хорошо».

Сергей Колотовкин согласен с этим:

«Я знаю свою семью, я знаю своих предков, я люблю свою страну. Не бывает такого, что здесь помню, а здесь нет. Частично патриотом быть нельзя. Если в истории твоих предков было что-то плохое, быть может, даже ужасное, это не повод затыкать уши и отказываться, это повод подумать и больше такого никогда не допускать».

«Какую беседу провести, какой фильм снять, чтобы воспитать патриота? Бессмертный полк нам показал, что патриотизм невозможен без осознания личного участия семьи в событиях страны. Мы часто говорим про патриотизм как про абстрактную вещь. А история должна быть личной, настоящий патриотизм начинается со своей семьи», – говорит Сергей Колотовкин.

«Бессмертный полк» начинается не в колонне, он начинается дома в семье, когда человек достает фотографию, рассказывает о том, что было.

Воспитание патриотизма, создание специальных программ – дело спорное. Хороший пример воспитания патриотизма можно наблюдать сегодня в Газе и на Западном берегу Иордана. Там живет поколение озлобленных этим воспитанием, они ненавидят всех, кроме своего народа. С другой стороны, по-соседству живут люди, дети которых рождаются с уже генетически заложенной любовью к своим близким и потребностью защищать их жизни. Для них не разрабатываются никакие программы. Любовь к своей земле и близким и вся их жизнь подчинены этой любви. И именно поэтому они никогда не возьмут оружие и не пойдут убивать вымышленных «врагов». А вот защищать себя при возникновении уже реальной, фактической опасности будут куда бесстрашнее, чем так называемые «патриоты».

Текст: Мария Лобастова, ФМКФиП
Фото:Юлия Абрамова, Объединение фотографов

поделиться
https://www.asu.ru/?v=sw0