Веласкес: классик и новатор

14 декабря 2012

В рамках конференции «Новаторство испанской живописи XVII века в творчестве Диего Родригеса Веласкеса» 30 ноября на факультете искусств состоялась открытая лекция доктора искусствоведения проф. Тамары Михайловны Степанской на тему «Горизронты искусства художника-гуманиста Диего Родригеса Веласкеса».

Мы привыкли к тому, что новаторами в искусстве называют художников преимущественно ХХ века. Импрессионисты, авангардисты, минималисты и представители многих других направлений привнесли в живопись что-то свое, изменили ее традиции. Но вся история искусства является чередой инноваций, нововведений в культуру, ведь ничто в ней не появляется само собой. Для того чтобы наглядно показать это, Тамара Михайловна выбрала темой конференции творчество признанного классика, который, как оказалось, привнес в живопись многое из того, что мы сейчас принимаем как должное. Будучи придворным живописцем, Веласкес изображал не только королевских особ, но и простых людей, удивительно точно отображая их личностные качества. Жанра психологического портрета как такового в XVII веке еще не существовало. И это лишь один из множества примеров новаторства Веласкеса в живописи.

Данная лекция имела своей целью побудить студентов факультета искусств к участию в конференции, по итогам которой будет издан сборник тезисов. Участники могут осветить любой из упомянутых во время лекции аспектов или найти свой и исследовать его. Простор для тем открывается широкий: это и новый подход художника к изображению мифологических сюжетов, новаторские приемы в технологии живописи, открытые им жанры живописи… Лишь на первый взгляд тема новаторства в живописи Веласкеса кажется узкой: даже творчество одного, но великого художника до сих пор таит в себе множество загадок.

Лидия Зиновьева, куратор НСО на факультете искусств

Версия для печати
поделиться