Профессор университета Фаетвиля Морис Мангкуо рассказал проблемах лечения ВИЧ, менеджменте и студенческой мотивации

8 ноября 2019 Газета «За науку»
В Алтайском госуниверситете с открытыми лекциями «Проектный менеджмент в государственном управлении», «Система государственного управления в США» выступает профессор Государственного университета Фаетвиля.

Он также проводит мастер-классы и практические занятия со студентами и магистрантами. Дает практические советы и рекомендации по улучшению качества научных публикаций, а именно – по методам исследовательского анализа

Думаю, многим кажется, что быть экономистом – это сложно и неинтересно. С первым, конечно, не поспоришь, а вот насчет второго можно подискутировать. На прошлой неделе корреспондентам «ЗН» посчастливилось побеседовать с американским профессором, для которого экономика – повод для интереснейших исследований мирового масштаба. Поработав медбратом, будучи помощником хирурга, он понял, что исследовательская работа принесет больше пользы и ему, и миру. Сейчас на счету ученого три монографии, порядка тридцати статей и несчетное количество докладов. А область его научных изысканий не ограничена темами сугубо экономическими. Ученый занимается вопросами здравоохранения (проблемами ВИЧ особо скрупулезно), менеджмента и студенческой мотивации.

Профессор Морис Мангкуо (Maurice Y. Mangkuo) приехал в АлтГУ из Государственного университета Фаетвиля (Fayetteville State University), который находится в Северной Каролине – восточном штате США. Одно из направлений его специализации – государственный менеджмент. Преимущественно об этом ученый и рассказывал на открытых лекциях для магистрантов МИЭИМС, которые прошли с 28 по 31 октября на базе института. Приезд известного ученого стал возможен благодаря программе образовательных грантов Фулбрайта. Заявку на приглашение специалиста готовили от МИЭМИС. Как отметила одна из кураторов проекта, доцент кафедры региональной экономики и управления Инна Витальевна Мищенко, открытые лекции в АлтГУ станут первым шагом к долгосрочному сотрудничеству с американским вузом. Уже сейчас идет процесс подготовки необходимых документов для заключения долгосрочного договора, предполагающего разные формы взаимодействия, от академической мобильности студентов и преподавателей до совместных научных публикаций, открытых лекций и т.д.

Корреспонденты «ЗН» не могли пропустить такое событие. Представляем нашим читателям интервью с профессором Морисом Мангкуо, которое могло и не сложиться без помощи талантливого переводчика, доцента кафедры иностранных языков экономического и юридического профилей, руководителя Языкового центра «Юнико Темпус», также курирующей пребывание ученого, Элины Викторовны Губернаторовой.

– Профессор, вы приехали в АлтГУ с открытыми лекциями. Расскажите нашим читателям, о чем они.

– В рамках лекций вместе с магистрантами мы рассмотрим несколько тем. Во-первых, обсудим образовательную систему Соединенных Штатов с акцентом на государственное управление, государственную политику. Во-вторых, поговорим о проектном менеджменте в контексте государственной политики. В-третьих, рассмотрим роль информационных технологий в государственном управлении.

– Очень интересно. Не могли бы вы несколько подробнее рассказать о третьей составляющей ваших лекций?

– Да, конечно. Информационные технологии играют огромную роль в государственном управлении. В первую очередь в сборе большого количества данных для последующего детального анализа. Для хорошего управленца это ключевой момент. На сегодняшний день уже разработано немало программ для сбора и анализа большого количества информации. Это важный фактор для принятия взвешенного, компетентного решения по возникающим вопросам, в том числе государственного масштаба. Скажу больше, всестороннее владение информацией – основа для принятия такого рода решений, ведь в своей работе (в какой бы структуре он ни был бы задействован) менеджер должен оперировать обоснованными доводами, доказывая свою точку зрения по выбранной стратегии.

– Иными словами, информационные технологии – это только помощник, облегчающий сбор и обработку информации.

– Правильно. Когда в вашем распоряжении готовые паттерны, вам легче проводить анализ, видеть закономерности, выявлять причины того или иного явления, выделять порой не очевидные отношения между тем, что дано, и различными вариативными условиями. Информационные технологии дают менеджерам широчайшие возможности. С их помощью мы можем эффективно, адекватно и в должном русле понимать происходящее сейчас, а также делать прогноз на ближайшее будущее. Становится легче понять, как устранить ту или иную проблему, затрагивающую широкие слои населения. В данном контексте мы рассматриваем информационные технологии в двух направлениях: как информация используется применительно к экономике и как она используется применительно к социальной сфере. В последнем случае мы говорим о благосостоянии населения наших стран – каждого человека, семьи и общества в целом.

– Я так понимаю, что эти технологии работают в любой стране.

– Да, они универсальны. Дело в том, что мы живем в эпоху глобализации. Одни и те же вопросы рассматриваются в разных странах схожим образом, облегчая решение каких-то глобальных проблем. В частности, используются схожие процедуры анализа информации, информационные системы и т.д. Чем-то похожи и способы интерпретации полученной информации. Это помогает хорошему менеджеру еще и в налаживании коммуникации, взаимодействия.

– А каков, на Ваш взгляд, хороший менеджер?

– Действительно, хороший управленец должен быть настоящим лидером, технически подкованным человеком, умеющим анализировать большие объемы информации. У него должно быть сформировано критическое мышление и подходы к осмыслению происходящего. А еще он должен быть прагматиком. Ему просто необходимо глобальное видение того или иного проекта.

– Таким менеджером просто рождаются или его можно «вырастить»?

– Конечно, можно «вырастить». Все начинается с обучения, которое не прекращается на протяжении всей жизни. Всегда есть, куда расти (улыбается) .

– Уверена, Ваши лекции станут еще одним кирпичиком для формирования хороших менеджеров в нашем университете.

– О, спасибо! (Улыбается.) Очень на это надеюсь. По крайней мере, материал лекций направлен именно на это. Разностороннее обучение важно еще и для того, чтобы менеджеры из АлтГУ не терялись, попав по обмену для дальнейшего обучения или на работу в США. Мы (менеджеры) должны говорить на одном языке. И не только в буквальном смысле. Кстати, я не назвал еще один важный признак хорошего управленца... Профессиональная этика обязательно должна прилагаться к вышеизложенному списку компетенций. Настоящий управленец, помимо всего прочего, должен быть максимально честным. К тому же, его решения должны опираться исключительно на факты, а не на слухи, случайно услышанные в кулуарах. Спекуляции недопустимы.

– Профессор, можете привести примеры хороших управленцев в новейшей истории?

– Да. На мой взгляд, это – 44-й президент США Барак Обама, японский премьер-министр Синдзо Абэ и, конечно же, президент России Владимир Владимирович Путин. Позвольте объяснить почему. Путин – пример управленца, умеющего правильно использовать информацию. Он мониторит обстановку с привлечением большого количества экспертов и никогда не принимает решения, не ознакомившись со всей доступной аналитикой. Он профессионал. Настоящий лидер никогда не примет важное решение один. Сначала он соберет первоклассную команду специалистов, получит всю необходимую информацию, изучит отчеты, а уже потом осознанно сделает шаг в том или ином направлении. Эти примеры я бы хотел привести слушателям лекций.

– Что касается Ваших научных интересов... Судя по публикациям, они довольно обширные. А чем Вы занимаетесь сейчас?

– Вот уже не первый год я всерьез занимаюсь здравоохранением, а именно его экономическими и социальными аспектами. Большое внимание уделяю проблеме ВИЧ – причинам распространения, факторам риска, стереотипам, витающим вокруг болезни, методам лечения. Эти темы я разрабатывал (и продолжаю разрабатывать) во многих своих научных статьях. В 2017 году я выступил на одной из конференций с докладом о результатах реализации комплексной программы профилактики ВИЧ для молодых людей из групп риска в округе Камберленд, Северная Каролина.

Незадолго до этого я занимался экономикой развивающихся стран. В частности, выпустил монографию в соавторстве с Ричардом Дж. Муши «Приватизация и устойчивый экономический рост и развитие человеческого потенциала в развивающихся странах: тематическое исследование из Танзании». Сейчас заинтересовался мотивацией у студентов. В этом году выступил с докладом «Влияние мотивации на успеваемость преимущественно афроамериканских студентов в системе государственных университетов Северной Каролины». Что будет дальше, сказать сложно. Но пока я продолжаю заниматься исследованиями ВИЧ и, параллельно, мотивацией студентов.

– Профессор, ВИЧ – это, скорее, медицинская или биологическая тема. Чем она заинтересовала экономиста?

– Наверное, широким полем исследований и междисциплинарностью. Мой научный интерес варьируется от медицины до социальных наук. В своих исследованиях я анализирую огромный объем информации. Например, валидность измерительных инструментов, используемых для сбора данных о ВИЧ и существующие структурные модели причин распространения болезни. И это очень важно. Если инструмент неисправен или не работает (в том числе аналитический инструмент), то его показатели будут искажать общую картину. А это, как вы понимаете, в данном вопросе недопустимо. С этого я начинал. Но постепенно научный интерес стал расширяться. Сейчас я изучаю ВИЧ не только как явление. В эту область входила работа по анализу стереотипов о течении болезни.

Совместно с коллегами из разных исследовательских институтов и университетов изучаем новейшие методы лечения ВИЧ, предотвращающих стадию СПИДа.

Такой интегрированный, сложный, комплексный подход к исследованиям предполагает командную работу, где каждый вносит свой вклад. Вместе с коллегами мы анализируем полученные данные, дискутируем и, в конечном счете, приходим к единому мнению. Среди них исследователи из разных областей науки, в том числе медицины, фармации, социологии и т.д.

– А с какими организациями Вы работаете?

– С такими, как Университет Северная Каролина в Чапел Хилл, компания-производитель лекарств, предотвращающих переход ВИЧ на стадию СПИД «DILEIT», консорциум PAC, Университет Дьюка и т.д. Нередко мы привлекаем к работе студентов. И я надеюсь, что студенты и магистранты АлтГУ тоже проникнутся нашим стремлением работать в данном направлении. И я был бы очень рад сотрудничеству с Алтайским государственным университетом. Несмотря на огромное расстояние между вузами, есть схожие проблемы, требующие решения. Здесь есть над чем поработать. И я очень рад, что программа Фулбрайта выбрала именно АлтГУ.

Евгения Скаредова

поделиться
Связано с разделами

Управление информации и медиакоммуникаций

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
https://www.asu.ru/?v=sw0