Студенчество — наше будущее

31 января 2014 Отдел по связям с общественностью
В конце 2013 года стало известно, что Алтайский госуниверситет вошел в сотню лучших вузов стран СНГ, Грузии, Латвии, Литвы и Эстонии.

При этом, как подчеркивает ректор АлтГУ Сергей Землюков, если из общего рейтинга выделить зарубежные вузы и исключить те российские, которые получают многомиллиардную господдержку, то Алтайский государственный университет занимает девятое место среди классических университетов России.

Корреспондент «Вечернего Барнаула» расспросила Сергея Валентиновича о том, как АлтГУ удается работать столь эффективно, делая ставку на инновационную деятельность, развивая собственную инфраструктуру, отвечая всем требованиям современного вуза.

Прикладной характер

– Сергей Валентинович, являясь членом федеральных научно-образовательных советов, вы не понаслышке знаете о тенденциях развития системы высшего образования. Какие болевые точки в современной системе подготовки будущих специалистов вы могли бы выделить?

Болевые точки, которые мне хотелось бы выделить, касаются всей системы высшего образования нашей страны. Речь идет о более тесном переплетении образовательных программ и практики. Одно время на предприятиях молодым специалистам говорили: забудьте то, что вы учили в вузе, постигайте все заново. Знания, полученные в вузе, долгое время были далеки от реальных потребностей экономики. В большей мере это свойственно техническим, естественно-научным направлениям. Поэтому наша задача — выстроить тесное взаимодействие образования с реальным сектором экономики и социальной сферой. И в этом направлении многое делается: мы создаем на предприятиях края базовые кафедры, включаем представителей промышленности в состав наших предметных комиссий, разрабатываем совместные образовательные программы, вместе планируем спецкурсы, открываем направления, актуальные для той или иной сферы.

– Что для этого делается?

На базе университета действует колледж, открыт прикладной бакалавриат, в рамках которого мы обучаем студентов по заказу конкретных предприятий. К примеру, будущих химиков мы готовим для наших предприятий химической промышленности, математиков — для работы в сфере информационных технологий края, биологов — для стремительно развивающегося биофармкластера (в прошлом году мы открыли центр прикладной биотехнологии, а также современную лабораторию, где занимаемся проблемами совершенствования сельхозкультур, лекарственного сырья). Тесно сотрудничает вуз и с краевым управлением лесного хозяйства.

Кстати, в августе состоялось заседание Правительства РФ, на котором рассматривались вопросы модернизации высшего образования. Там министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, докладывая Дмитрию Анатольевичу Медведеву о необходимости создания прикладного бакалавриата на базе российских вузов, привел в пример АлтГУ, подчеркнув, что в нашем университете практико-ориентированный подход реализуется при подготовке специалистов не только естественно-научных направлений, но и гуманитарных.

Опережая реальность

– Можно понять, когда вуз дает практически направленные знания по естественно-научным или точным наукам. А как отследить практическую значимость в гуманитарных науках?

Взять, к примеру, юристов, журналистов, социологов, которые готовят специалистов в рамках различных направлений, необходимых для регионального рынка труда, на основе соглашений с управлениями, департаментами администрации Алтайского края, а также предприятиями и организациями. Мы приступили и к подготовке специалистов по заявкам из-за рубежа. Так, недавно мы решили реализовать проект, касающийся подготовки и переподготовки представителей русскоязычных СМИ Казахстана. Что касается филологов, то разве не имеет практической значимости новое девятитомное издание произведений нашего земляка Василия Шукшина или первое в России издание шеститомного собрания сочинений Георгия Гребенщикова? Поймите, в своей деятельности мы не стремимся решать отвлеченные проблемы науки, а стараемся развивать те направления, которые востребованы краем. Ведь система образования Алтайского края должна работать на регион.

– В одном из своих интервью вы говорили, что классический университет должен определять инновационное развитие региона. То есть его задача — не только готовить специалистов, востребованных через пять-семь лет, но и предлагать рынку новые практические инновационные разработки для внедрения…

Однозначно. Ведь университет как крупное научно-исследовательское учреждение должен давать новые направления в развитии края. Взять, к примеру, участие вуза в международном проекте «Кулунда», суть которого заключается во внедрении новых, более современных технологий в сфере землепользования. Он призван повысить эффективность сельского хозяйства Алтайского края. Более того, наши биологи, биохимики сегодня активно работают над выведением новых сортов сельскохозяйственных культур с заданными свойствами. Химики занимаются разработкой новых препаратов, удобрений. Не так давно физики получили высокую награду на Международной выставке инноваций в Женеве, где представили аппарат, осуществляющий диагностику сварных швов. Кстати, похвалюсь: с этой разработкой мы вместе с томскими учеными попали в большой проект по созданию нового орбитального комплекса. Более того, за последние два года нам удалось открыть совместно с СО РАН восемь научно-исследовательских лабораторий.

Вклад в будущее

– Участвуя в рейтингах эффективности вузов, какие показатели в деятельности университета вы считаете наиболее яркими?

На мой взгляд, показательно то, что в 2013 году АлтГУ принял на первый курс ребят из 40 регионов страны. Более того, в прошлом году наш университет вошел в десятку вузов по числу призеров олимпиад разного уровня. Значит, мы все же смогли заинтересовать будущих студентов не только уровнем образования, но и перечнем социальных благ. Таким студентам, имеющим высокий балл ЕГЭ, мы говорим: приходите в АлтГУ, и вам тут же будет начислена повышенная стипендия – до 10 тыс. руб. К тому же вас поселят в общежитие, предоставят широкие возможности для занятия наукой в университетских лабораториях, на базе бизнес- инкубатора, студенческого конструкторского бюро. Студентам, владеющим английским языком, мы можем предложить посетить по обмену такие страны, как Китай, Германия, США, Франция. При желании наши студенты могут заняться развитием творческих способностей — сегодня при АлтГУ действуют молодежная хоровая капелла, танцевальный ансамбль, студенческий театр, вокально-инструментальный ансамбль, в феврале на пр. Социалистическом вуз в рамках празднования Дней культуры откроет центр студенческого творчества.

– В последние годы активно обсуждается вопрос об открытии на базе АлтГУ федеральной площадки российской высшей школы. Какие цели преследуете?

Действительно, сегодня университет входит в состав Ассоциации азиатских вузов. Дело в том, что Азия — довольно перспективная территория, включающая в себя и немалую часть России. Более того, в этом году именно наш университет в очередной раз станет площадкой проведения форума «Образование без границ: Алтай-Азия», а также заседания министров образования стран Шанхайской организации сотрудничества. В целом Алтайский край должен начать позиционировать себя как образовательный регион. И если Томск ассоциируется с инновациями, Новосибирск — с наукой, то Алтайский край должен связываться с качественным образованием, причем международного уровня. Все это удачно согласовывается с актуальной на сегодняшний день темой интернационализации, темой Большого Алтая…

– Как сегодня у вуза выстраиваются взаимоотношения на уровне края, города?

Конечно, вуз не мыслит себя вне Алтайского края, Барнаула. Мы реализуем целый комплекс совместных программ, являемся поставщиком кадров в госструктуры. Руководство Барнаула проводит много научных конкурсов для студентов вузов, заинтересовывает их решать городские проблемы со студенческой скамьи. Город задействует наших специалистов, ученых в качестве экспертов и в этом направлении у нас есть большой резерв совместной работы. Нужно привлекать ученых к решению всех актуальных для города и края задач и проблем. А краевая и городская администрации в свою очередь помогают решать вопросы развития университета.

И последнее. Не стоит забывать, что студенчество — это наше будущее. Ведь именно интеллектуальная молодежь вносит вклад в дальнейшее развитие города, края, страны. А еще важно, чтобы она связывала свое будущее с Барнаулом и Алтайским краем.

Автор: Наталья Катренко

Фото: Андрея Чурилова

поделиться

Управление информации и медиакоммуникаций

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
https://www.asu.ru/?v=sw0