"Реализация 2012": итоги

9 июля 2012

С 23 по 26 июня в Алтайском крае прошла Летняя сессия «Реализация 2012» Всероссийского студенческого форума

Инициатором Летней сессии стали Всероссийские молодежные организации, организатором выступил  Алтайский государственный университет при поддержке Минобрнауки России и Совета по вопросам развития студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования.
Основная задача Летней сессии – мониторинг реализации решений IV Всероссийского студенческого форума, прошедшего в  Барнауле с 31 октября по 3 ноября 2011 года.  Основа содержательной части – подведение итогов деятельности рабочих групп Совета по вопросам развития студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования (далее Совет) и совещание вузов - победителей конкурсного отбора Минобрнауки России программ поддержки развития деятельности студенческих объединений.
Работа Летней сессии была согласована со сроками проведения международного молодежного управленческого форума «АТР – 2012. Алтай. Точки роста».
Местом для проведения сессии был выбран один из красивейших туристических комплексов Алтайского района Алтайского края  «СТИК-ТРЕВЕЛ».
Работа Летней сессии  проходила основным направлениям деятельности  рабочих групп Совета:
Направление 1: Развитие системы органов студенческого самоуправления (руководитель Адерихин Вячеслав Руководитель Департамента студенческих программ РСМ, Член Стратегического совета РСМ, Член Общественного совета при Минобрнауки РФ);
Направление 2: Содействие повышению качества профессионального образования (руководитель Тимошин Пётр - Заместитель председателя Общероссийской общественной организации «Всероссийский студенческий союз», член Общественного совета Рособрнадзора, член Высшего экспертного совета Агентства по общественному контролю качества);
Направление 3: Социализация и адаптация студентов к учебному процессу (руководитель Денис Медведев - заместитель председателя общероссийской общественной организации «Всероссийский студенческий союз»);
Направление 4: Развитие науки и инновационных технологий в образовании (руководитель  Антипов Евгений - руководитель молодежного научного портала «Ломоносов» (lomonosov-msu.ru), сопредседатель совета Студенческого Союза МГУ по учебно-научной деятельности);
Направление 5: Вопросы временного трудоустройства в период обучения (руководитель Киселев Михаил - Руководитель Центрального штаба МООО «Российские Студенческие Отряды»);
Направление 6: Развитие межнационального взаимопонимания и профилактике экстремизма в студенческой среде (руководитель Хуртаев Кантемир Исхакович, председатель Союза студенческих землячеств города Москвы);
Направление 7: Социальные стандарты в сфере профессионального образования (руководитель Марченко Владимир - руководитель рабочей группы, председатель СКС профсоюза работников народного образования и науки РФ);
Направление 8: Создание и реализация эффективной системы содействия трудоустройству  и развитию карьеры (руководитель Шаповалова Ирина - Руководитель Центра карьеры ГК «Росатом», Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»);
Направление 9: «Студенческий спорт» (руководитель  Ольховский Роман - президент Ростовского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Российский студенческий спортивный союз», председатель попечительского совета Ростовского областного студенческого волонтерского движения «Молодежная спортивная лига»).
В рамках каждого из направлений в течение трех дней обсуждались вопросы, признанные приоритетными в решении по результатам IV Всероссийского студенческого форума.

Помимо членов рабочих групп Совета, участниками стали руководители студенческих организаций ведущих вузов  Архангельска, Астрахани, Барнаула,  Горно-Алтайска,  Екатеринбурга, Йошкар-Олы, Кемерово, Магнитогорска,  Москвы, Новокузнецка,  Новосибирска, Омска, Пензы,  Ростова-на-Дону, Самары, Санкт-Петербурга, Саратова, Славгорода, Томска, Тюмени, Ульяновска, Уфы, Хабаровска, Челябинска.
Участники Летней сессии утвердили следующие итоги работы Совета:
Направление 1: Развитие системы органов студенческого самоуправления
1. Заслушав информацию руководителя о проделанной рабочей группой  за прошедшие  полгода работе, признала работу удовлетворительной и одобрила принятые решения
2. Выслушав предложение руководителя рабочей группы, приняли следующие решения:
• создать онлайн- площадку для общения органов ССУ;
• проводить ежегодно образовательные площадки для актива ССУ по Федеральным округам;
• ежегодно проводить всероссийскую площадку обмена опытом органов ССУ;
• ежегодно проводить всероссийский конкурсы «Лучший орган ССУ», «Лучший студент года» по соответствующим  номинациям;
3. В конце текущего года заслушать отчеты о реализации программ развития ВУЗов-победителей конкурса Минобрнауки России
Направление 2: Содействие повышению качества профессионального образования
• Разработаны критерии оценки качества образования в вузе.
• Принято решение о запуске проекта по моделированию сценариев развития системы образования в России.
• Принято решение о проведение конкурса среди вузов на лучшие практики преподавания различных образовательных дисциплин.
• Принято решение о начале формирования предложений по включению в требования к исполнителям государственных заказов и контрактов в рамках различных проектов и федеральных целевых программ, которые финансирует Минобрнауки России и где ставится задача разработки различных образовательных курсов или дисциплин, обеспечить размещение текстов этих курсов в открытом доступе на сайте вуза, а также предоставить для размещения в профильных базах данных.
• Начата разработка предложений по системе оценки деятельности органов студенческого самоуправления.
Направление 3: Социализация и адаптация студентов к учебному процессу
Анализируя работу вузов по адаптации первокурсников, был очерчен круг наиболее острых и распространенных проблем, таких как:
• Отсутствие системного подхода к организации работы по адаптации первокурсников;
• «Кризис преподавательского кураторства»;
• Опасность воспитать студентов –  приспособленцев, сформировать у студентов иждивенческий подход к решению своих проблем;
• Руководство вузов не заинтересовано в адаптации студентов;
• Нет единых принципов и критериев эффективности работы по адаптации студентов;
• Существующие программы направлены на поощрение лучших и не обеспечивают охват и вовлечение всей массы студентов в процесс адаптации;
• Отсутствует нормативная база, определяющая ключевые принципы, направления и виды деятельности вузов по адаптации первокурсников;
• В вузах ощущается острая нехватка кадров, осуществляющих функции куратора академических групп;
• Не определена роль старосты академической группы в процессе адаптации студентов;
По результатам работы были сформулированы предложения  по возможному содержанию, формам, технологиям деятельности по адаптации студентов, которые необходимо осуществлять в первый год обучения.
Направление 4: Развитие науки и инновационных технологий в образовании
• Был проанализирован опыт деятельности студенческих научных обществ, созданных в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования.
• Решено  подготовить до конца года предложения о создании Всероссийского совета студенческих научных обществ и студенческих конструкторских бюро и об основных направлениях его деятельности. (Основная цель  предложения – координация усилий и обмен опытом в плане внедрения в процесс образования научного творчества и инновационной деятельности, как неотъемлемой части подготовки современных профессионалов в различных сферах).
• Разработаны предложения по организации интернет-портала студенческих научных обществ.
• Приняты  предложения по организации работы с перспективной студенческой молодежью в научно-образовательной и инновационной сферах.
Направление 5: Вопросы временного трудоустройства в период обучения
В работе группы по развитию деятельности профильных студенческих отрядов на летней сессии «Реализация 2012» приняли участие командиры региональных штабов студенческих отрядов Сибирского и Уральского Федеральных округов, а также линейные командиры и комиссары. Участниками группы была проанализирована работа группы в течение 8 месяцев и принято считать ее удовлетворительной.
В ходе работы группы участниками были сделаны замечания и сформулированы задачи по дальнейшей более эффективной работе по развитию профильных студенческих отрядов:
• Продолжить работу по формированию базы данных работодателей и участников профильных отрядов на информационном портале МООО «РСО». Провести пиар-компанию по выводу портала в более широкое пользование студенческой аудитории и сообществ работодателей.
• Направить в адрес руководства образовательных учреждений высшего и среднего специального  профессионального образования рекомендательное письмо с возможностью оплаты билетов студентам для участия во Всероссийском слете студенческих отрядов 6-8 октября 2012г. в г. Владивосток. 
• Провести переговоры с компаниями, осуществляющими пассажирские авиаперевозки в г. Владивосток, с целью снижения стоимости авиабилета и увеличению бортов на время проведения Слета.
• От лица Минобрнауки России обратиться в адрес глав субъектов Российской Федерации с просьбой разработать и принять на региональном уровне меры по льготному прохождению медицинского осмотра участниками студенческих отрядов.
• До 1 октября 2012 года провести мониторинг по количеству созданных рабочих мест на инфраструктурных объектах образовательных учреждений, а также результатов работы таких отрядов.
• До 1 сентября 2012 года направить в адрес Минобрнауки России предложения по популяризации рабочих профессий среди молодежи по средствам информационных печатных и интернет изданий, а также СМИ.
Участниками группы была отмечена высокая роль создания рабочей группы по развитию профильных студенческих отрядов при Совете по развитию студенческого самоуправления при Минобрнауки России. Участники заседания группы выражают надежду на дальнейшую плодотворную работу всех заинтересованных сторон по созданию новых дополнительных мер по поляризации студенческих отрядов среди студенчества и сообщества работодателей, как эффективной формы воспитания молодежи и получения профессиональных компетенций будущим специалистом.
Направление 6: Развитие межнационального взаимопонимания и профилактике экстремизма в студенческой среде
Было положительно воспринято решение о  реализации  проекта «Медиаторы – кадры для студенческого самоуправления», в результате среди участников студенческого  форума «Реализация 2012» появились желающие присоединиться к  интернациональной площадке и участвовать в его проектах.
Позицию участников пожелавших присоединиться к интернациональной площадке объясняет возможность им просвещаться и знакомиться с людьми общих интересов, делиться опытом, быть в курсе последних новостей, централизованно системно работать и получать всяческую помощь в общей работе по гармонизации межэтнических отношений, укреплению межнационального мира и согласия, профилактика экстремизма в студенческой среде, чем занимается рабочая группа по Межнациональному взаимодействию и профилактике экстремизма в студенческой среде при Совете по вопросам развития студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования при Министерстве образования и науки РФ.
В результате из участников всероссийского студенческого форума «Реализация 2012» были найдены лидеры, желающие создать и возглавить структуры, создаваемой интернациональной площадке в таких  городах как Екатеринбург, Алтайский край, Новосибирск. Соответственно необходимо будет провести в этих городах форумы для начала системной работы по созданию интернациональных структур студенческого самоуправления в вузах, и их объединению на уровне городов.
Направление 7: Социальные стандарты в сфере профессионального образования
На форуме «Реализация 2012» рабочая группа по социальным стандартам вместе с участниками секции на протяжении трех дней напряжено работала. Основными вопросами стали:
• Подведены итоги работы группы за 1-е полугодие 2012 г.
• Обсуждена практика применения в вузах ПП № 945.
• Проведена дискуссия об эффективности работы в вузах стипендиальных комиссий.
• Рассмотрен и обсужден проект ПП о назначении повышенных стипендий нуждающимся студентам 1 и 2 курсов, обучающимся на «хорошо» и «отлично».
• Обсуждены законодательные аспекты уплаты обучающимися подоходного налога на некоторые выплаты из средств стипендиального фонда.
• Обсуждена концепция Всероссийского конкурса студенческих общежитий, определены поручения координаторам рабочей группы в ФО по подготовке региональных и окружных этапов конкурса.
• Разработан план работы на второе полугодие 2012 г.
Обсудив вопросы стипендиального обеспечения и проблемы общежитий, рабочая группа совместно с активистами секции постановила:
• Создать на базе нового Типового Положения о стипендиальном обеспечении обучающихся интегрирующей документ, объединяющей действующие нормативно-правовые документы в этой области.
• Провести работу по законодательному закреплению освобождения от уплаты подоходного налога на выплаты, производимые студентам из средств стипендиального фонда.
• Завершить работу по нормативному регулированию порядка формирования и функционирования стипендиальных комиссий вузов. Поддержать идею об общественной сертификации студентов – членов стипендиальных комиссий. Начать работу по созданию Всероссийской стипендиальной комиссии.
• Предложить Министру образования и науки РФ учредить институт уполномоченного представителя Министра по студенческим вопросам.
• Рабочей группе совместно с Санкт-Петербургским политехническим университетом подготовить к Конгрессу «Новые лидеры новой России» доклад о состоянии нормативной базы по вопросам безопасности образовательного процесса.
• Подготовить и в 2012 г. внести предложения по законодательному возвращению периодов обучения в общий трудовой стаж.
Направление 8: Создание и реализация эффективной системы содействия трудоустройству  и развитию карьеры
В число участников Рабочей группы в рамках Летней сессии «Реализация-2012» вошли студенты Томского государственного педагогического университета, Национального исследовательского университета  Томского государственного университета, Тихоакеанского российского университета, Горно-Алтайского государственного университета, Алтайского государственного университета, Бурятского государственного университета.
В течение трех рабочих сессий участники группы проработали следующие вопросы:
• определили потенциальные направления работы студенческих объединений/инициативных групп по направлению содействия трудоустройству и развитию карьеры;
• составили классификацию вузов в зависимости от эффективности университетских структур, занимающихся вопросами трудоустройства и развития карьеры (ЦК и ЦСТВ и др.) и степени поддержки инициатив в данном направлении;
• распределили возможные направления работы студенческих объединений/инициативных групп в зависимости от типа вуза, которые войдут в перечень рекомендаций Рабочей группы учреждениям ВПО;
• описали структуру и содержание страницы Рабочей группы на портале Всероссийского студенческого форума stud-forum.ru (содержание, разделы, пользователи, функционал), а также систему трансляции работы группы в социальных сетях и взаимодействия в этом пространстве;
• скорректировали и дополнили перечень направлений работы группы;
• подготовили предложения для внесения в Резолюцию по итогам работы группы на Летней сессии «Реализация–  2012».
Направление 9: «Студенческий спорт»
Основным итогом форума стал обмен опытом и консолидация студенчества с целью вовлечения студенческой молодежи в регулярные занятия физической культурой и спортом в рамках среднего и высшего профессионального образования на основании обсуждения резолюции и планов работы принятых 9 апреля 2012 года в рамках лагеря «Студенческий спорт XXI Века».
В результате были разработаны пути, формы и механизмы участия органов студенческого самоуправления в организации системы студенческого спорта в образовательном учреждении.
Участниками было предложено рекомендовать организаторам Всероссийского студенческого форума (Министерству образования и науки Российской Федерации) рассмотреть возможность расширения сферы курируемых вопросов рабочей группы «Развитие студенческого спорта», включив в её работу направления профилактики негативных явлений и пропаганды здорового образа жизни в молодежной среде с последующим названием рабочей группы – «Формирование здорового образа жизни и развитие студенческого спорта», включив в работу предлагаемой рабочей группы следующие вопросы:
• развитие студенческого спорта;
• развитие спортивного волонтерского движения в вузах;
•  информационное освещение студенческих спортивных мероприятий;
• улучшение спортивной инфраструктуры и материально-технического обеспечения физкультурно-спортивной работы в вузах;
• антинаркотическая и антидопинговая пропаганда в молодежной среде;
•  антитабачная и антиалкогольная пропаганда в молодежной среде;
•  здоровое рациональное питание в вузах;
• оздоровительный отдых студентов и студенческие профилактории;
•  мониторинг состояния здоровья студентов и диспансеризации;
•  создание благоприятной экологической обстановки в вузах.
В ходе работы были выделены основные проблемы развития направления и пути их решения, а так же представлен план мероприятий, проводимых в рамках деятельности рабочей группы.

Отчет о работе, проделанной с ноября 2011 года  руководители рабочих групп доложили на итоговом совещании "Реализации" в присутствии директора департамента дополнительного образования детей, воспитания и  молодежной политики Министерства образования и науки Российской Федерации Александра Страдзе, начальника отдела департамента развития системы физкультурно-спортивного воспитания Минобрнауки России Сергея Кондратьева и исполнительного директора Всероссийского студенческого форума Александра Гордеева. На основании итоговых решений Всероссийского студенческого форума участники совещания проводили детальный анализ, почему часть  поставленных задач до сих пор не реализована, какие идеи еще планируется претворить в жизнь, а какие не имеют дальнейшей перспективы. Жаркую дискуссию вызвал вопрос о том, кто должен быть руководителем рабочей группы Совета – взрослый и опытный человек, эксперт в данной области, как сейчас; обучающийся, погруженный в проблемную среду; или же человек, относящийся к молодежи, до 30 лет. На подведении итогов было решено, что действующие рабочие группы Совета подготовят предложения по новому формату решений Всероссийского студенческого форума до первого августа, чтобы переформатировать поставленные во время форума задачи. А также подготовят предложения по реформированию Совета по вопросам студенческого самоуправления в связи с расширением функций Минобрнауки России и продумают вопрос по взаимодействию рабочих групп, совета, Министерства и студенчества.
Одним из заключительных мероприятий «Реализации 2012» стало «Рабочее совещание руководителей объединенных советов обучающихся – победителей конкурсного отбора программ развития деятельности студенческих объединений СФО» с участием Александра Страдзе и Александра Гордеева.
Александр Эдуардович попросил студентов презентовать программы развития  деятельности студенческих объединений в своих вузах таким образом, чтобы их опыт можно было транслировать на вузы всей страны. Студенты предложили поддерживать научно-техническое  творчество обучающихся, организовывать высокотехнологичные секции; организовывать  научные сообщества на факультетах, формировать образ успешного молодого ученого; создавать в вузах положительный имидж здорового образа жизни, занятий спортом, спортивные клубы широкого спектра, в том числе экстремальных видов спорта; развивать материально техническую базу студенческих организаций, закладывать потенциал развития объединений обучающихся после реализации программы и т.д. Акцент был сделан на проектах, предполагающих создание инфраструктуры и выработку новых механизмов реализации потенциала студентов.
До совещания председатели Объединенных советов обучающихся презентовали наиболее яркие мероприятия, задуманные студентами в рамках программы или уже реализуемые в вузах студенческими организациями. Представителям Минобрнауки России и участникам "Реализации" были представлены следующие проекты:
1. Студенческий лагерь на БУП "Озеро Красилово" (Алтайский государственный университет);
2. Развитие студенческого фестивального движения как форма поддержки творческих коллективов и организации студенческого досуга (Кемеровский государственный университет);
3. Школа подготовки вожатых (Новосибирский государственный педагогический университет);
4. Научный медиа-полигон Новосибирск (Новосибирский государственный университет);
5. Активное студенчество –  идеи для успешной жизни (Омский государственный педагогический университет);
6. «Красноярск – Байконур – Транзит» (Сибирский государственный аэрокосмического университет имени академика М.Ф. Решетнева);
7. Фестиваль студенческого спорта среди федеральных университетов (Сибирский федеральный университет);
8. Студенческий фестиваль «Стартус» (Томский государственный педагогический университет);
9. Формирование образа успешного обучающегося (Национальный исследовательский Томский государственный университет);
10. Центр волонтерской и общественной деятельности Томского политехнического  университета (Томский политехнический университет);
11. Поезд дружбы «РадиоКонтакт» (Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники).
В программу «Летней сессии» были включены также оздоровительные и эколого-образовательные мероприятия. Гости из других регионов познакомились с главными достопримечательностями Алтайского края и республики Алтай –  Камышлинскими водопадами, Чемальской ГЭС, островом Патмос, Тавдинскими пещерами.  омимо этого, форумчане посетили открытие и вечерние мероприятия форума «АТР – 2012. Алтай. Точки роста». По итогам работы была вынесена резолюция и намечены направления для дальнейшего развития. Завершился форум торжественным мероприятием закрытия.

Комментарии участников сессии:


Земляков Александр, Алтайский государственный технический университет, город Барнаул:
-Кроме проблем в сфере профилактики экстремизма, мы  обсуждаем  создание отделений  общественной организации «Союз студенческих землячеств» в тех регионах России, где их еще нет.  Думаю, создание такого отделения для Алтайского края актуально, потому что в наших университетах учится много иностранных студентов, студентов разных национальностей. И я  налаживаю контакты с ребятами с других городов, чтобы пригласить их уже на форум, посвященный адаптации иностранных студентов, в наш вуз.
Якимчук Константин, Кемеровский институт пищевой промышленности:
-На секции мы общаемся, обсуждаем проблемы студенческого самоуправления. Находим какие-то такие методы, способы, шаблоны, по которым можно решить проблемы своего вуза, с которыми другие вузы уже сталкивались. Чтобы  не изобретать велосипед, мы используем опыт других учебных заведений. Я уже получил нужную мне информацию, и теперь буду заниматься «плагиатом» при решении проблем.
Федулина Алена, Санкт-Петербургский политехнический университет:
- Мы приехали с особой миссией, не просто поучаствовать в работе этого  форума, но и представить следующий конгресс, который будет проводиться уже у нас в вузе. Это «Новые лидеры новой России». Мы приглашаем не только принять участие в самом форуме, но и принять участие в обсуждении - стоит ли этот форум проводить, нужны форумы вообще или нет. На секции обсуждали систему  студенческого самоуправления, как она эффективно работает и что в ней не так. Предлагали идеи по поводу улучшения работы в этой сфере.
Потейко Алексей, Омское региональное отделение МООО «Российские Студенческие Отряды»:
-Наша площадка на сегодняшний день представлена в основном представителями штабов. По объективным причинам здесь очень мало бойцов и линейных командиров, потому что  у нас уже стартовал рабочий сезон. Если анализировать повестку, которая была поставлена в Барнауле – у нас практически все выполнено, сезон стартовал и те задачи, которые мы ставили на 2012 сезон, в основном выполнены. Например,  основной задачей ставилось развитие профильных отрядов,  которые сочетали бы основной профиль обучения студентов с их работой. И в этом году более пяти тысяч ребят будут работать  там, где их профиль обучения совпадает с той работой, которую они будут выполнять.  

Справки: 666-539, Управление ВиВР

поделиться
https://www.asu.ru/?v=sw0