Аннотация рабочей программы дисциплины
«Зоология»

Цель изучения дисциплины Цель преподавания дисциплины: ознакомить студентов с многообразием животных, механизмами их адаптации к окружающей среде, планетарной ролью и большим практическим значением для человека; на их примере продемонстрировать ход эволюционного процесса и другие биологические закономерности.
Задачи дисциплины: в ходе изучения материала студент должен:
– изучить место и роль животных в общей организации жизни;
– изучить систему и филогению животного мира;
– знать характеристику и систематическую структуру типов животных;
– приобрести навыки опознавания представителей основных таксонов, в том числе наиболее практически значимых, мировой и региональной фауны;
– приобрести навыки анатомо-морфологического исследования типичных зоологических объектов с использованием соответствующего оборудования и приборов;
– получить представление об основных этапах филогенетического развития животных и закономерностях их эволюции.
Место дисциплины в учебном плане Б1.Б
Формируемые компетенции ОПК-3
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
Основные принципы и подходы к изучению разнообразия живых организмов вообще и животных в частности;
Современные прорблемы, связанные с изучением разнообразия животных;
Этические и правовые нормы, связанные с изучением живых систем;
Современные методы работы с биологическими объектами и лабораторных условиях;
Современные методы работы с биологическими объектами в лабораторных и полевых условиях ;
Современные методы сравнительного анализа.
Уметь:
Оценивать роль отдельных видов животных в сохранении равновесия и стабильности разных экосистем;
Оценивать общую ситуацию состояния природных экосистем в биосфере;
Оценивать общую ситуацию состояния природных экосистем с учетом региональных особенностей;
Использовать современные методы работы с биологическими объектами;
Использовать различные современные методы работы в лабораторных и полевых условиях;
Использовать современные экспериментальные методы и методы сравнительного анализа.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
Современными подходами к изучению биоразнообразия;
Методиками изучения биоразнообразия;
Частными методами изучения биоразнообразия;
Методами работы с биологическими объектами в лабораторных и полевых условиях;
Современными экспериментальными методами;
Методами сравнительного анализа.
Содержание дисциплины Предмет и задачи зоологии. Система животного мира. Многообразие животных. Подцарство Рrotozoa–Простейшие. Подцарство Metazoa –Многоклеточные . Тип Spongia –Губки . Тип Coelenterata –Кишечнополостные . Тип Ctenophora –Гребневики . Тип Plathelminthes – Плоские черви. Тип Nemathelminthes – Круглые черви . Тип Annelida –Кольчатые черви . Тип Mollusca –Моллюски . Тип Echinodermata –Иглокожие . Тип Arthropoda –Членистоногие . Краткие сведения об орга-низации Placozoa, Mesozoa, Priapulida, Echi-urida, Brachiopoda, Chae-tognata, Pogonophora. Теории происхождения одноклеточных и многоклеточных животных. Фи-логенетические связи ти-пов. Происхождение хордовых животных. Отличие от беспозвоночных.. Подтип Туникаты. Особенности организации асцидий, сальп и аппендикулярий.. Подтип Бесчерепные. Черты сходства с беспозвоночными.. Подтип Vertebrata. Класс Cyclostomata. Систематика группы. Строение речной миноги.. Систематика кл. Chondrichthyes. Отличительные особенности акул, скатов и химер. Изучение внешней и внутренней морфологии акул и скатов.. Внешняя и внутренняя морфология костных рыб на примере окуня. Проведение вскрытия. Отличительные особенности костных рыб по сравнению с хрящевыми.. Систематика кл. Osteichthyes. Основные надотряды. Определение костных рыб.. Изучение внешнего и внутреннего строения земноводных на примере остромордой лягушки. Проведение вскрытия.. Систематика кл. Amphibia. Определение хвостатых и бесхвостых земноводных. Внешняя и внутренняя морфология пресмыкающихся на примере прыткой ящерицы. Проведение вскрытия.. Систематика кл.Reptilia. Определение черепах, ящериц и змей.. Изучение внешнего и внутреннего строения птиц на примере сизого голубя. Проведение вскрытия. Черты приспособленности птиц к полету.. Систематика кл. Aves. Определение птиц. Внешняя и внутренняя морфология млекопитающих на примере серой крысы. Проведение вскрытия. Уникальные черты строения млекопитающих..
Виды учебной работы Лекции, лабораторные, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
Microsoft Word
Power Point
Exel
Бесплатная электронная биологическая библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.zoomet.ru. – Загл. с экрана.
Информационный проект по вопросам российской природы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. biodat.ru. – Загл. с экрана.
http://labx.narod.ru/documents/protozoology.html
http://www.biologybook.ru/biblioteka-6
http://protist.i.hosei.ac.jp/PDB/Images/Protista/MastigophoraE.html
http://zoomet.ru/

Форма промежуточной аттестации Экзамен.