Цель изучения дисциплины | Цель преподавания дисциплины: ознакомить студентов с многообразием животных, механизмами их адаптации к окружающей среде, планетарной ролью и большим практическим значением для человека; на их примере продемонстрировать ход эволюционного процесса и другие биологические закономерности. Задачи дисциплины: в ходе изучения материала студент должен: – изучить место и роль животных в общей организации жизни; – изучить систему и филогению животного мира; – знать характеристику и систематическую структуру типов животных; – приобрести навыки опознавания представителей основных таксонов, в том числе наиболее практически значимых, мировой и региональной фауны; – приобрести навыки анатомо-морфологического исследования типичных зоологических объектов с использованием соответствующего оборудования и приборов; – получить представление об основных этапах филогенетического развития животных и закономерностях их эволюции. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.Б |
Формируемые компетенции | ОПК-3 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
Основные принципы и подходы к изучению разнообразия живых организмов вообще и животных в частности; Современные прорблемы, связанные с изучением разнообразия животных; Этические и правовые нормы, связанные с изучением живых систем; Современные методы работы с биологическими объектами и лабораторных условиях; Современные методы работы с биологическими объектами в лабораторных и полевых условиях ; Современные методы сравнительного анализа. Уметь:
Оценивать роль отдельных видов животных в сохранении равновесия и стабильности разных экосистем; Оценивать общую ситуацию состояния природных экосистем в биосфере; Оценивать общую ситуацию состояния природных экосистем с учетом региональных особенностей; Использовать современные методы работы с биологическими объектами; Использовать различные современные методы работы в лабораторных и полевых условиях; Использовать современные экспериментальные методы и методы сравнительного анализа. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
Современными подходами к изучению биоразнообразия; Методиками изучения биоразнообразия; Частными методами изучения биоразнообразия; Методами работы с биологическими объектами в лабораторных и полевых условиях; Современными экспериментальными методами; Методами сравнительного анализа. |
Содержание дисциплины | Предмет и задачи зоологии. Система животного мира. Многообразие животных. Подцарство Рrotozoa–Простейшие. Подцарство Metazoa –Многоклеточные . Тип Spongia –Губки . Тип Coelenterata –Кишечнополостные . Тип Ctenophora –Гребневики . Тип Plathelminthes – Плоские черви. Тип Nemathelminthes – Круглые черви . Тип Annelida –Кольчатые черви . Тип Mollusca –Моллюски . Тип Echinodermata –Иглокожие . Тип Arthropoda –Членистоногие . Краткие сведения об орга-низации Placozoa, Mesozoa, Priapulida, Echi-urida, Brachiopoda, Chae-tognata, Pogonophora. Теории происхождения одноклеточных и многоклеточных животных. Фи-логенетические связи ти-пов. Происхождение хордовых животных. Отличие от беспозвоночных.. Подтип Туникаты. Особенности организации асцидий, сальп и аппендикулярий.. Подтип Бесчерепные. Черты сходства с беспозвоночными.. Подтип Vertebrata. Класс Cyclostomata. Систематика группы. Строение речной миноги.. Систематика кл. Chondrichthyes. Отличительные особенности акул, скатов и химер. Изучение внешней и внутренней морфологии акул и скатов.. Внешняя и внутренняя морфология костных рыб на примере окуня. Проведение вскрытия. Отличительные особенности костных рыб по сравнению с хрящевыми.. Систематика кл. Osteichthyes. Основные надотряды. Определение костных рыб.. Изучение внешнего и внутреннего строения земноводных на примере остромордой лягушки. Проведение вскрытия.. Систематика кл. Amphibia. Определение хвостатых и бесхвостых земноводных. Внешняя и внутренняя морфология пресмыкающихся на примере прыткой ящерицы. Проведение вскрытия.. Систематика кл.Reptilia. Определение черепах, ящериц и змей.. Изучение внешнего и внутреннего строения птиц на примере сизого голубя. Проведение вскрытия. Черты приспособленности птиц к полету.. Систематика кл. Aves. Определение птиц. Внешняя и внутренняя морфология млекопитающих на примере серой крысы. Проведение вскрытия. Уникальные черты строения млекопитающих.. |
Виды учебной работы | Лекции, лабораторные, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
Microsoft Word
Power Point Exel Бесплатная электронная биологическая библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.zoomet.ru. – Загл. с экрана.
Информационный проект по вопросам российской природы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. biodat.ru. – Загл. с экрана. http://labx.narod.ru/documents/protozoology.html http://www.biologybook.ru/biblioteka-6 http://protist.i.hosei.ac.jp/PDB/Images/Protista/MastigophoraE.html http://zoomet.ru/ |
Форма промежуточной аттестации | Экзамен. |