Цель изучения дисциплины | Цель преподавания дисциплины: ознакомить студентов с биологическими основами поведения (его механизмами, закономерностями становления в онто- и филогенезе, биологическими функциями). Задачи дисциплины: в ходе изучения материала студент должен – получить представление об этологическом подходе к изучению поведения, его отличительных особенностях в сравнении с другими подходами; – знать основные категории и формы поведения животных, их адаптивную роль; – иметь представление о структуре и механизмах поведения; – знать особенности становления поведения в онтогенезе; – получить представление о закономерностях формирования поведенческих реакций в филогенезе; – получить навыки вычленения и анализа отдельных сигнальных компонентов поведенческих реакций для учета их в межвидовых и внутривидовых коммуникациях; - овладеть способностью использовать полученные знания в области этологии для анализа и корректировки поведения человека, для решения познавательных и просветительских задач, повышения эколого-биологической грамотности общества. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.В |
Формируемые компетенции | ОПК-14 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
основные понятия и термины этологии, методы этологии, основные категории поведения, имеет общие представления о механизмах поведения, его формировании в онто- и филогенезе, его адаптивной роли. методологические установки и методы этологии и зоопсихологии, взаимоотношения этологии и зоопсихологии в изучении поведения, основные понятия, определения и термины этологии; основные категории и формы поведения, механизмы поведения; закономерности его формирования в онто- и филогенезе, приспособительное значение поведения. методологические установки, классические и современные методы этологии и зоопсихологии, взаимоотношения этологии и зоопсихологии в изучении поведения, понятийный аппарат этологии; категории и формы поведения, механизмы поведения; закономерности формирования основных категорий поведения в онто- и филогенезе; эволюционную роль и приспособительное значение поведения Уметь:
оперировать понятиями; формировать суждения по некоторым проблемам этологии, сравнивать поведение разных видов животных. оперировать понятиями; формировать суждения по проблемам этологии, использовать сравнительный подход к изучению поведения животных как основу для понимания поведения человека. свободно использовать понятийный аппарат этологии, формировать суждения по проблемам этологии, использовать сравнительный подход к изучению поведения различных групп животных и человека. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
методами ведения дискуссии по некоторым актуальным проблемам этологии методами ведения дискуссии по актуальным проблемам этологии, ее роли в решении социально значимых проблем биологии и экологии свободно дискутировать на социально значимые темы, связанные с изучением поведения животных и человека методами этологии и других наук |
Содержание дисциплины | Введение. История и методология этологии. Этологическая теория поведения . Врожденные формы поведения. Научение и элементарная рассудочная деятельность. Механизмы поведения. Онтогенез поведения. Конфликтное поведение . Эволюция поведения. Социальное поведение. Репродуктивное поведение. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
Microsoft Word 2007
Microsoft Excel 2007 Microsoft PowerPoint 2007 Acrobat Reader Opera / Google Chrome / Internet Explorer / Mozilla Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» (Контракт №389-44/17 от 06.03.2017) (http://biblioclub.ru)
Электронно-библиотечная система издательства «Лань» (Контракт №389-44/17 от 06.03.2017) (http://e.lanbook.com/). Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (Свидетельство о государственной регистрации базы данных №2014620457 от 20.03.2014) (http://elibrary.asu.ru/) электронно-библиотечная система издательства "Юрайт" (Контракт № 1212-223/17 от 16.06.2017 |
Форма промежуточной аттестации | Экзамен. |