Цель изучения дисциплины | Целями освоения учебной дисциплины Компьютерные технологии в биологии является: - ознакомление студентов с основными понятиями информатики, вычислительной техники и использование основных информационных методов. Курс должен заложить фундамент общей программистской культуры, умение использовать различные современные информационные технологии и персональные ЭВМ. Практические занятия должны способствовать усвоению основных понятий и прививать навыки работы с персональными компьютерами при решении профессиональных задач. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.Б |
Формируемые компетенции | ОК-1 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
- современные тенденции развития ИКТ в научно-исследовательской и профессиональной деятельности; - организацию образовательного процесса с использованием ИКТ в различных учреждениях образования; - правовые и этические нормы при оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов в области образования; - понятийный аппарат области ИКТ; - современные компьютерные технологии, применяемые при решении научно-исследовательских, учебных и профессиональных задач в области биологии; - современное программное обеспечение для сбора, обработки научной информации, оформления результатов научных исследований; - проблемы и перспективы применения ИКТ в науке и образовании; - виды математических методов, применяемых в современной биологии; - прикладные программы для обработки текстовой, табличной и графической информации; - приемы подготовки и представления научных результатов в системе презентационной графики; - особенности работы в электронных библиотеках и архивах электронных препринтов; - возможности использования телекоммуникационных сетей для решения научно-исследовательских, учебных и профессиональных задач; - проблемы компьютерной безопасности и защиты информации. Уметь:
- осмысленно оперировать категориями в области ИКТ; - быстро находить, анализировать и грамотно контекстно обрабатывать научно-техническую, естественнонаучную и общенаучную информацию; - планировать мероприятия по организации учебно-воспитательного процесса с использованием ИКТ в образовательных учреждениях; - планировать и организовывать собственную работу и работу коллектива; - творчески подходить к планированию урока с использованием ИКТ; - применять современные ИКТ в учебном процессе; - самостоятельно использовать средства ИКТ (тематические сетевые ресурсы, базы данных, информационно-поисковые системы) для решения различных профессиональных задач; - подготавливать оригинал-макеты научных публикаций в MS Word и конвертировать их в переносимые форматы; - статистически обрабатывать научные данные в табличных пакетах; - создавать web-странички и публиковать их в сети Интернет; - разрабатывать электронные тесты; - работать с поисковыми системами, находить образовательные и тематические ресурсы в Интернет. - применять правильно различные виды математических расчетов и анализов в компьютерных средах при обработке данных полученных в результате биологических исследований; - трактовать результаты, полученные в ходе практических исследований в результате полевой и лабораторной работы. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- способностью порождать новые идеи и применять их в своей научно-исследовательской и профессиональной деятельности; - навыками самостоятельной научно-исследовательской работы, а также деятельностью в составе группы; - способностью принимать решения в рамках своей профессиональной компетенции; - навыками и приемами принятия решений по организации учебно-воспитательного процесса с использованием ИКТ в образовательных учреждениях; - основными методами научно-педагогического исследования; - понятийным аппаратом области ИКТ; - приемами подготовки и редактирования научных и учеб¬но-методических публикаций в различных форматах; - приемами извлечения актуальной информации из электронных библиотек, реферативных журналов; - на репродуктивно-творческом уровне базовыми знаниями в области компьютеризации науки и образования; - навыками создания статических иллюстраций, анимаций, мультимедийных приложений; - современными средствами подготовки традиционных и электронных научных публикаций и презентаций; - навыками создания динамических иллюстраций, аудио- приложений, видеофильмов; - культурой межличностного общения в сетевых телекоммуникационных структурах; - активными и интерактивными методами обучения. - знаниями в прикладной математической статистике в биологии; - навыками обработки биологических данных и проведения необходимых видов анализов. |
Содержание дисциплины | Профильные математические методы в биологии . Описательная статистика средствами компьютерных технологий . Виды многомерных анализов (корреляционный анализ, регрессионный анализ, дисперсионный анализ). Молекулярная филогения. |
Виды учебной работы | Практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
ОС «Windows»; Microsoft Office (Excel, пакет анализа); Foxit Reader (freeware); MEGA 4.0.
http://bioinformatics.ru
http://www.biometrica.tomsk.ru ИБС "Лань" ИБС "Университетская библиотека on-line" Научная электронная библиотека http://www.e-library.ru |
Форма промежуточной аттестации | Зачет. |