Аннотация рабочей программы дисциплины
«Катастрофы водных систем»

Цель изучения дисциплины Целью курса "Катастрофы водных систем" является формирование у студентов, компетенций, системы знаний, умений и навыков, которые позволяют им профессионально оценивать и анализировать формирование речных долин и влияние гидрогенных катастроф на их развитие.

Задачи курса:
 дать общие знания по катастрофам водных систем.
 выявить факторы, вызывающие гидрогенные катострофы;
 сформировать представления о формированиии речной сети Алтая.
Место дисциплины в учебном плане Б1.В.ДВ.01.02
Формируемые компетенции ПК-1.02
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
Уметь:
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
Содержание дисциплины Стихийные бедствия: концепция, методы и социально-экономические решения. Глобальный обзор реакции человека на стихийные бедствия: наводнения. Антропогенные катастрофы морей и океанов.
Виды учебной работы Лекции, практические, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства

1. Водные катастрофы в геологическом прошлом Алтая.
2. Внезапные прорывы приледниковых озёр по р. Бии.
3. Временные характеристики прорыва приледниковых озёр из системы Телецкое озеро - р. Бия.
4. Влияние внезапных прорывов вод из системы Телецкое озеро – р. Бия на сохранность древних поселений людей.
5. Внезапные прорывы приледниковых озёр по Катуни.
6. Какие существуют доказательства катастрофического спуска приледниковых озёр по Катуни?
7. Влияние внезапных прорывов вод из системы Чуйско-Курайского палеоозера на сохранность древних поселений людей.
8. Влияние водных катастроф на рельеф долины Катуни.
9. Дать определение термина «стихийное бедствие» (natural hazard).
10. Дать определение термина «экстремальное событие».
11. Дать характеристику трём типам реакций на стихийные бедствия (народные или доиндустриальные способы приспособления, современные технические или индустриальные приспособления, комплексные или постиндустриальные приспособления).
12. Обстоятельства влияющие на восприятие и оценку стихийных бедствий.
13. По каким критериям выбираются защитные мероприятия в природоопасных районах?
14. Какие существуют методы исследования результатов стихийных бедствий?
15. Наводнения. Пространственные характеристики явления.
16. Ущерб от наводнений.
17. Факторы, определяющие размеры ущерба. Частота.
18. Величина (уровень) наводнения.
19. Скорость подъема воды.
20. Сезонность.
21. Продолжительность.
22. Эффективность систем прогнозирования и оповещения.
23. Эффективность спасательных мероприятий.
24. Воздействие на наводнение.
25. Что такое бедствие?
26. Восприятие опасности.
27. 27.Наводнение в Шрусбери, Великобритания (история наводнений).
28. 28.Опрос населения и результаты анализа ответов.
29. Защитные мероприятия при наводнений.
30. Инженерно-технические мероприятия по регулированию паводков и
31. уменьшению затоплений в Шрусбери.
32. Приведите примеры наводнений в мировой и российской практике.
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных "Scopus" (https://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY (https://elibrary.ru)
Форма промежуточной аттестации Зачет.