Цель изучения дисциплины | Цель: формирование профессиональной готовности для оценки и коррекции речевой и мыслительной деятельности человека с учётом достижений лингвистической науки в понимании природы языка и речи. Задача: изучение психологических аспектов речевой деятельности и речевого поведения на основе психологических механизмов языка и мышления |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.В |
Формируемые компетенции | ОК-10 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
основы психолингвистики и психосемантики, современные парадигмы изучения психологии языка и речи, модели восприятия и понимания речи, принципы мозговой организации речевых процессов Уметь:
использовать методы анализа языка и речи, ментального лексикона и ментальной грамматики, проводить психологическую оценку взрослой и детской речи, применять дискурсивные и ментальные стратегии воздействия. использовать типы языковых значений в направленной коммуникации, применять риторические средства и дискурсивные приёмы воздействия Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
основами анализа ментального лексикона, навыками оценки речевой и мыслительной деятельности, приемами оценки нарушений в развитии языка и речи (онтогенез\патогенез речи). оценкой способов вербального и невербального поведения, включая агрессивную и провокативную риторику, псевдологическую аргументацию, манипуляцию и воздействие |
Содержание дисциплины | Введение в психолингвистику. Семиотические основы психолингвистики.. Категории и понятия в психолингвистике.. Становление основных научных направлений в психолингвистики.. Методы психолингвистических исследований. Ркечевая деятельность и речевое поведение.. Дискурс как объект исследования в современной психолингвистике. Детская речь и психолингвистика развития. . Вопросы мозговой организации речевых процессов. Нейролингвистика и патопсихолингвистика. . Прикладные аспекты психолингвистики.. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
Тестовая экспертная система "Phonolog" (разработка sny-research group, науч.рук.Янова Н.Г.)
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) ЭУМКД по курсу Психолингвистика
Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Форма промежуточной аттестации | Зачет. |