Аннотация рабочей программы дисциплины
«Превентивная психология»

Цель изучения дисциплины Цель:
Систематизировать знания студентов о механизмах возникновения девиантного поведения, о воспитательно-профилактической практике по его предупреждению.
Задачи:
1. Раскрыть понятие анализа генезиса девиантного поведения несовершеннолетних, послужившим научным обоснованием охранно-защитной превенции.
2. Охарактеризовать психо-биологические предпосылки девиантного поведения и познакомить с программой превентивных мер.
3. Раскрыть понятие социализации и психосоциального развития, прямых и косвенных десоциализирующих влияний, деформирующих социальное развитие детей и подростков и определить содержание превентивной деятельности по отношению к ним.
4. Дать характеристику и типологию детско-подростковой дезадаптации, стратегию работы с разными типами дезадаптации.
5. Охарактеризовать функциональную несостоятельность семей группы риска и формы социально-педагогической и психолого-педагогической помощи им.
6. Ознакомить с системой превентивных мер в рамках охранно-защитной превенции девиантного поведения.
Место дисциплины в учебном плане Б1.О.06
Формируемые компетенции ОПК-13
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
причины девиантного поведения, систему превентивных мер в рамках охранно-защитной превенции дезадаптивного поведения личности.
Уметь:
ориентироваться в специфике превентивной психологии, выявлять неблагоприятные социально-психологические, педагогические факторы в семье, школе, выбирать адекватный диагностический инструментарий для диагностики девиантных подростков, в том числе отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях, а также сотрудников, военнослужащих и отдельных лиц, которые приводят к риску профессиональной деформации или асоциального поведения; оценивать эффективность психопрофилактических программ, а также проводить психологическое просвещение лиц, участвовавших в процессе сопровождения детей и подростков группы риска.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
практическими умениями и навыками необходимыми для применения основных методов, отдельных техник диагностики, профилактики и коррекции дезадаптивного поведения.
Содержание дисциплины Общая характеристика превентивной психологии. Психологическая превенция и интервенция отклоняющегося поведения личности.
Виды учебной работы Лекции, практические, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
ЭБС «Университетская библиотека online»-http://www.biblioclub.ru
ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru
Форма промежуточной аттестации Экзамен.