Цель изучения дисциплины | Цель: Систематизировать знания студентов о механизмах возникновения девиантного поведения, о воспитательно-профилактической практике по его предупреждению. Задачи: 1. Раскрыть понятие анализа генезиса девиантного поведения несовершеннолетних, послужившим научным обоснованием охранно-защитной превенции. 2. Охарактеризовать психо-биологические предпосылки девиантного поведения и познакомить с программой превентивных мер. 3. Раскрыть понятие социализации и психосоциального развития, прямых и косвенных десоциализирующих влияний, деформирующих социальное развитие детей и подростков и определить содержание превентивной деятельности по отношению к ним. 4. Дать характеристику и типологию детско-подростковой дезадаптации, стратегию работы с разными типами дезадаптации. 5. Охарактеризовать функциональную несостоятельность семей группы риска и формы социально-педагогической и психолого-педагогической помощи им. 6. Ознакомить с системой превентивных мер в рамках охранно-защитной превенции девиантного поведения. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.О.06 |
Формируемые компетенции | ОПК-13 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
причины девиантного поведения, систему превентивных мер в рамках охранно-защитной превенции дезадаптивного поведения личности. Уметь:
ориентироваться в специфике превентивной психологии, выявлять неблагоприятные социально-психологические, педагогические факторы в семье, школе, выбирать адекватный диагностический инструментарий для диагностики девиантных подростков, в том числе отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях, а также сотрудников, военнослужащих и отдельных лиц, которые приводят к риску профессиональной деформации или асоциального поведения; оценивать эффективность психопрофилактических программ, а также проводить психологическое просвещение лиц, участвовавших в процессе сопровождения детей и подростков группы риска. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
практическими умениями и навыками необходимыми для применения основных методов, отдельных техник диагностики, профилактики и коррекции дезадаптивного поведения. |
Содержание дисциплины | Общая характеристика превентивной психологии. Психологическая превенция и интервенция отклоняющегося поведения личности. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) ЭБС «Университетская библиотека online»-http://www.biblioclub.ru
ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru |
Форма промежуточной аттестации | Экзамен. |