Цель изучения дисциплины | Цель курса – изучение и практическая реализация знаний об экспериментальном методе в психологии. Задачи курса: 1) Формирование навыков экспериментальной техники и выработка системного экспериментального мышления на основе разборов и аналитических сессий известных исторических экспериментов в психологии. 2) Приобретение знаний и умений формулировки научной проблемы, экспериментальных гипотез, разработки разных видов однофакторных и многофакторных экспериментальных планов с учетом возможных осложнителей, ошибок и способов их контроля, рассчета основных эффектов и взаимодействия. 3) Изучение способов формирования выборки и методов контроля побочных переменных (осложнителей). 4) Изучение способов прогнозирования возможных результатов исследования, форм представления данных (графические, опи-сательные, экспериментальные выводы). 5) Изучение статистики вывода, оценки вероятности ошибок первого и второго рода в эксперименте. 6) Изучение методов математической статистики при обработке данных эксперимента (Т-критерий Стьюдента, непараметрические критерии сравнения средних, разные виды дисперсионного анализа и др.) в разрабатываемом и проводимом студентами эксперименте. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.О.04.04 |
Формируемые компетенции | ОПК-5 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
- об основных исследовательских методах, преимуществах и особенностях организации, реализации экспериментального исследования, - об основных экспериментальных планах (однофакторных и многофакторных), способах их организации и проведения, - об основных способах формирования выборок экспериментального исследования и критериях их репрезентативности, - об основных переменных экспериментального исследования, операционализации понятий, эмпирических индикаторах и гипотезах в психологическом эксперименте, - об основных способах сбора, организации, обработки, анализа, интерпретации, графической визуализации и итогового представления данных экспериментального исследования, - о методологических основах разработки исследовательских гипотез, о статистических и методологических гипотезах экспериментального исследования, - об эффектах-осложнителях (побочных переменных) и способах их устранения в экспериментальном исследовании, - о способах представления экспериментального плана, основных эффектах и взаимодействии, -об этических принципах реализации эксперимента, этических ограничениях исследования в психологии, - об основных хрестоматийных экспериментальных исследованиях в психологии. Уметь:
- Уметь планировать и реализовывать экспериментальное исследование с учетом преимуществ и недостатков разных типов экспериментального планирования, особенностей выборки, наличия осложнителей, количества факторов, специфики гипотез исследования, способа операционализации и особенностей измерения эмпирических индикаторов зависимой и независимых переменных. - Уметь формулировать экспериментальные и статистические гипотезы, осуществлять всю процедуру статистики вывода, оценки вероятности ошибок первого и второго рода в эксперименте. - Уметь осуществлять адекватную специфике данных и гипотезам исследования математико-статистическую обработку результатов экспериментального исследования. - Уметь при решении экспериментальных задач обрабатывать, анализировать, визуализировать, представлять результаты исследования (уметь применять такие методы, как: Т-критерий Стьюдента, непараметрические критерии, виды дисперсионного анализа и др.). Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- планирования и реализации разных видов экспериментального исследования с учетом особенностей каждого из планов, - формирования выборки и методов контроля побочных переменных (осложните-лей), - прогнозирования возможных результатов исследования, форм представления данных (графические, описательные, экспериментальные выводы). - осуществления статистики вывода, оценки вероятности ошибок первого и второго рода в эксперименте, - математико-статистическую обработки, анализа и визуализации, интерпретации данных эксперимента, - работы со статистическими программами при решении экспериментальных задач (уметь применять такие методы, как: Т-критерий Стьюдента, дисперсионный анализ и др.), - формулировки инструкции в соотствии с особенностями цели и дизайна экспериментального исследования, - навыки оформлениябазы данных экспериментального исследования в виде простой матрицы и нестинга с последующим представлением результатов основных эффектов и взаимодействия (для многофакторных планов). |
Содержание дисциплины | Теоретическое и эмпирическое знание в психологии. История эмпирического и теоретического метода метода. . Методология экспериментального психологического исследования. Экспериментальная проблема и гипотеза. Теория психологического эксперимента. Планирование эксперимента и контроль переменных. Квазиэксперимент. . Классификация исследовательских методов в психологии. Экспериментальные планы. Корреляционные исследования.. Систематизация и специфика экспериментальных исследований в различных областях психологии (сенсорных, перцептивных, мнемических процессов, внимания). Факторные экспериментальные планы.. Измерение в психологии. Анализ и представление результатов психологического исследования. Математико-статистические методы анализа данных экспериментального исследования.. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
Microsoft Windows
Microsoft Office 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/ ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ |
Форма промежуточной аттестации | Зачет. |