Аннотация рабочей программы дисциплины
«Проблемы сохранения генофонда»

Цель изучения дисциплины Цель преподавания дисциплины: формирование у студентов наиболее полного и комплексного представления о важности и способах сохранения биологического разнооб-разия планеты в самом широком смысле, включая видовое разнообразие, генетическое, зоогеографическое, биоценотическое, морфологическое и пр.; воспитание экологического мышления и экологической культуры.
Задачи дисциплины: в результате изучения дисциплины студент должен:
– понять безальтернативность решения проблемы сохранения генофонда животных как необходимого (хотя и не достаточного) условия сохранения на Земле человека как биологического вида;
– иметь представление о важнейших направлениях взаимодействия и взаимоприспособления человека и животных (доместикация, синантропизация, интродукция, реинтродукция), в процессе и в результате которых человечество может и должно сохранить значительную часть биологического разнообразия;
– знать основные стратегические направления решения проблемы сохранения природных систем, коими являются выделение особо охраняемых природных территорий (заповедников, заказников), искусственное разведение животных; консервация генетического материала в целях возможного дальнейшего использования для восстановления видов.
Место дисциплины в учебном плане Б1.В.ДВ.8
Формируемые компетенции ПК-2
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
состояние генофонда и биологического разнообразия в планетарном масштабе
сферы и виды деятельности человека, ведущие к сокращению биоразнообразия и генофонда; методические особенности изучения редких видов; категории статуса редких и исчезающих видов и назвать их критерии; основные стратегии сохранения редких видов и назвать основные тактические меры и способы решения проблемы
методические особенности изучения редких видов; категории статуса редких и исчезающих видов и назвать их критерии;
основные стратегии сохранения редких видов и назвать основные тактические меры и способы решения проблемы
Уметь:

оценить категорию редкости вида, пользуясь известными критериями;
выбрать адекватную стратегию и тактику его сохранения.
оценить категорию редкости вида;
подбирать методы по сохранению биоразнообразия
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
базовыми теоретическими знаниями о разнообразии, идентификации и классификации зоологических объектов
методами оценки состояния популяций, оценки вероятности сохранения или исчезновения популяции;
методиками ее изучения.
Содержание дисциплины Биология охраны природы как самостоя-тельная область знания. Причины сокращения численности и вымирания растений. Сокращение численности видов и его последствия. Красные книги МСОП, национальные, региональные в системе сохранения биоразнообразия. Глобальные формы взаимодействия социума и биоты. Способы сохранения генофонда . Некоторые особенности исследования редких видов.
Виды учебной работы Лекции, лабораторные, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/);
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Форма промежуточной аттестации Зачет.