Аннотация рабочей программы дисциплины
«Социальная культурология»

Цель изучения дисциплины введение в культурологию как в познавательную систему, в интеллектуальную тенденцию осмысления социальных процессов, в специфический комплекс понятийно-категориального мышления; введение в основы культурологического понимания и переживания действительности.
Место дисциплины в учебном плане Б1.О.05
Формируемые компетенции УК-5
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
Теоретические вопросы:
1. Социальная культурология как наука. Общие принципы социальной культурологии.
2. Социальная культурология и социология культуры. Роль социолога в изучении культурных явлений и процессов.
3. Понятие, структура и основные функции культуры.
4. Основные черты культуры и культурное своеобразие.
5. Межкультурное общение и культурные конвенции.
6. Культура и цивилизация: общее и различное.
7. Культурные пережитки, их специфические черты и свойства. Особенности пережитков в современной культуре.
8. Культура как система коммуникаций.
9. Специфика материальной культуры человечества. Первобытность как источник материальной культуры.
10. Особенности духовной культуры. Духовная жизнь человека.
11. Культурные нормы, их основные функции. Социальная сущность культурных норм.
12. Основные виды культурных норм, их классификации.
13. Нормативная система культуры. Понятия кризиса, застоя культуры и культурной аномии.
14. Культурные ценности. Этапы их формирования, особенности трансформации.
15. Классификация ценностей.
16. Основные формы распространения культуры, принципы их возникновения и развития.
17. Главные процессы динамики культуры, их характеристика. Культурная динамика и статика.
18. Многообразие типологий культур.
19. Культура и личность. Современная проблема маргинализации культуры.
20. Культура и глобальные, национальные и региональные проблемы современности.
21. Социализация и инкультурация личности.
22. Современная массовая культура.
23. Художественная культура и искусство.
24. Культурология и мифология.
Примерные практические задания:
1. Познакомьтесь с отрывком из работы Н. А. Бердяева «Философия неравенства»: «Культура и цивилизация – не одно и то же. Культура родилась из культа. Истоки ее сакральны. Вокруг храма родилась она и в органический свой период была связана с жизнью религиозной. Так было в великих древних культурах, в культуре греческой, в культуре средневековой, в культуре раннего Возрождения. Культура – благородного происхождения. Ей передался иерархический характер культа. Культура имеет религиозные основы. Это можно считать установленным с самой позитивно-научной точки зрения. Культура символична по своей природе. Символизм свой она получила от культовой символики. В культуре не реалистически, а символически выражена духовная жизнь. Все достижения культуры по природе своей символичны. В ней даны не последние достижения бытия, а лишь символические его знаки. Такова же и природа культа, который есть прообраз осуществленных божественных тайн. Цивилизация не 7 имеет такого благородного происхождения. Цивилизация всегда имеет вид parvenu (выскочки). В ней нет связи с символикой культа. Ее происхождение мирское. Она родилась в борьбе человека с природой, вне храмов и культа. Культура всегда идет сверху вниз, путь ее аристократический. Цивилизация идет снизу вверх, путь еѐ буржуазный и демократический. Культура есть явление глубоко индивидуальное и неповторимое. Цивилизация же есть явление общее и повсюду повторяющееся. Переход от варварства к цивилизации имеет общие признаки у всех народов, и признаки по преимуществу материальные, как, например, употребление железа и т.п. Культура же древних народов на самых начальных ступенях своих очень своеобразна и неповторимо индивидуальна, как культура Египта, Вавилона, Греции и т.п. Культура имеет душу. Цивилизация же имеет лишь методы и орудия». Задания. 1) Выделите в отрывке из работы Н. А. Бердяева черты, характеризующие культуру и цивилизацию. 2) Определите, чем, по мнению автора, принципиально отличаются культура и цивилизация.
2. Соотнесите культурологическую теорию и ее представителя: а) структурализм б) культурный релятивизм в) функционализм; 1) М. Херсковиц 2) Б. Малиновский 3) К. Леви-Строс.
3. Соотнесите теорию культурогенеза и ее автора: а) орудийно-трудовая б) магическая в) символическая; 1) Т. Роззак 2) Э. Кассирер 3) Ф. Энгельс.
Завершите определение соответствующим понятием: 1) Особое состояние общества, характеризующееся высокой степенью упорядоченности социальной жизни на основе морали и права, значительного развития образования, науки и техники, технологий деятельности и общения, – … 2) Новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития, – … 3) Способ, механизм осуществления любой деятельности, любого действия и поведения – … 4) Совокупность созданных человеком инструментальных средств, артефактов и способов, механизмов осуществления любой деятельности, обогащающих и совершенствующих содержания человеческой жизни, расширяющих взаимоотношения человека с окружающей средой, – … 5) Процесс повышения роли городов в развитии общества – …

Процедура проведения:
Промежуточная аттестация проводится в устной форме. Студенту предлагается ответить на один теоретический вопрос и выполнить одно практическое задание.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

Уметь:
применять знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества; приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
Содержание дисциплины Введение в курс "Культурология".
Виды учебной работы Лекции, практические, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Форма промежуточной аттестации Экзамен.