Цель изучения дисциплины | Цель дисциплины – подготовка будущих специалистов к самостоятельным научным исследованиям, изучение конкретных методов как эмпирического, так и теоретического исследования, усвоение процедуры научного исследования, последовательности и специфики каждого из его этапов. Задачи дисциплины: 1. Ознакомление студентов с научной терминологией и основными методами научных исследований 2. Освоение принципов основных философских, общенаучных и частнонаучных подходов и их принципов методологической базы научных исследований 3. Определение основных возможных направлений и форм научных исследований профессиональной сферы. 4. Изучение конкретных методов как эмпирического, так и теоретического исследования 5. Изучение конкретных методов и технологий исследования и проектирования социально-экономических систем и процессов, позволяющее студенту участвовать в научно-исследовательских работах университета, грамотно оформлять результаты исследований 6. Изучение требований к студенческим проектам и технологии их выполнения, позволяющее на высоком научном уровне разрабатывать курсовые и дипломные работы и проекты |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.О.01 |
Формируемые компетенции | УК-1 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
- этапы научного исследования; - основные этапы научного исследования и их специфику; - направления научных исследований в профессиональной сфере; - общие принципы научного проектирования в профессиональной сфере; - основные компоненты и методику написания научно-исследовательской работы; - требования к оформлению научных работ; - основные источники научной информации; - концептуальные основы научно-исследовательской деятельности; - структуру и специфику основных разделов ВКР; - правила и требования к оформлению научного исследования; - типы мировоззрения; - основные функции философии; - специфику ведения философского диалога - основы и принципы критической рефлексии - понятие, классификацию и средства информационных и коммуникационных технологий - принципы, особенности и возможности применения информационно-коммуникативных технологий в научном познании - принципы и методика сбора и размещения научной информация для научного исследования студента (статьи,сборники, монографии, диссертации и авторефераты) - достоинства, недостатки и особенности применения системы поиска eLIBRARY.ru - философские и общенаучные методы научного исследования - основные истоки и источники подходов к исследованию проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв. - основные идеи представителей позитивистского и герменевтического подходов по поводу решения проблем методологии естественно-научного и социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв. - понятие, функции и классификацию научных методов - понятие метода и методологии научного исследования - частные научные методы, применяемые с профессиональной сфере - источники и основные концепции, рассматриваемые в содержании курса - специфику и значение логических и внелогических (психологических, эмоциональных, риторических,эстетических и нравственных) аспектов аргументации - основные виды и способы обоснования и критики убеждений - основные частные и конкретные методы прикладных исследований применяемые в профессиональной сфере Уметь:
- использовать научные концепции для формирования и обоснования собственных убеждений - применять полученные знания для анализа общественных явлений - выявлять коллективные, мифологические, пралогические проявления психики - использовать социально-философские концепции для формирования и обоснования собственных убеждений - выбрать тему научного исследования, определить цели задачи, объект, предмет исследования - самостоятельно проводить сбор научной информации - применять навыки самостоятельной работы и развития своих творческих способностей и логического мышления - применять в научной деятельности правила и требования к оформлению научного исследования - применять в научном исследовании студента принципы, особенности и возможности информационнокоммуникативных технологий - применять принципы и методику сбора и размещения научной информация (статьи, сборники, монографии,диссертации и авторефераты) в процессе научного исследования студента - определить основные подходы к исследованию проблем методологии естественно-научного и социальногуманитарного познания в XIX-XX вв. - выявить основы и специфику взаимодействия позитивистского и герменевтического подходов - указать основные варианты синтеза идей представителей позитивистского и герменевтического подходов по поводу решения проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв. - применять основные методологические подходы социально-философские знания для анализа общественных явлений - выбрать метод и методику проведения исследовательских работ - выдвинуть научную гипотезу и осуществить ее экспериментальную проверку - использовать первоисточники в процессе научного исследования - совмещать поля аргументации - применять частные и конкретные методы прикладных исследований применяемые в профессиональной сфере Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- навыками работы с научной литературой и методикой написания учебных и научно-исследовательских работ (рефератов, статей, курсовых, выпускной квалификационной работы) - навыкам творческого мышления, позволяющими использовать имеющиеся знания и генерировать новые - навыками самостоятельного поиска информации как в печатных, так и электронных каталогах, изданиях и платформах - пользоваться различными поисковыми режимами в электронных каталогах, изданиях и платформах - навыками выявления и совмещения полей аргументации - навыками коммуникации, понимать еѐ философское значение - навыками применения в научном исследовании студента принципов, особенностей и возможностей информационно-коммуникативных технологий - навыками применения принципов и методики сбора и размещения научной информация (статьи,сборники,монографии, диссертации и авторефераты) в процессе научного исследования студента - основными методами научного познания и видеть специфику естественно-научного и социально-гуманитарного познания - навыками герменевтического и позитивистского анализа современных социальных явлений и процессов - навыками корректного и логически правильного выражения своего мнения - общелогическими методами научного познания и основными видами умозаключений в процессе профессиональной деятельности - общими принципами и навыками научного анализа в сфере проектирования и оптимизации туризма - навыками анализа экономической сферы туристского предприятия и организации - научного анализа проблемы - навыками применения инновационных методологических, прикладных подходов в исследовании проблемы - навыками применения коммуникативных технологий в сфере сервиса и туризма - навыками аналитической оценки естественно-научного и социально-гуманитарного материала - навыками ведения исследовательской работы по конкретным проблемам - владеть навыками применения в научной деятельности правил и требований к оформлению научного исследования - навыками применения основных частных и конкретных методов прикладных исследований в профессиональной сфере |
Содержание дисциплины | Общая характеристика научных исследований в профессиональной сфере.. Позитивистский и герменевтический проекты методологии и методов социальногуманитарного познания. Методологические основания научных исследований . Методология и методы прикладных исследований в профессиональной сфере. Научное исследование студента: общая характеристика, структура и требования. Методика проведения научного исследования студента и написания итоговой работы. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows 7 Zip Acrobat ReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) Сайт «Философия без границ»: http://platonanet.org.ua
Журнал «Вопросы философии»: http://vphil.ru Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru Научная электронная библиотека: http://www.elibrary.ru Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru |
Форма промежуточной аттестации | Зачет. |