Аннотация рабочей программы дисциплины
«Методология научного исследования»

Цель изучения дисциплины Цель дисциплины – подготовка будущих специалистов к самостоятельным научным исследованиям, изучение конкретных методов как эмпирического, так и теоретического исследования, усвоение процедуры научного исследования, последовательности и специфики каждого из его этапов.

Задачи дисциплины:

1. Ознакомление студентов с научной терминологией и основными методами научных исследований

2. Освоение принципов основных философских, общенаучных и частнонаучных подходов и их принципов методологической базы научных исследований

3. Определение основных возможных направлений и форм научных исследований профессиональной сферы.

4. Изучение конкретных методов как эмпирического, так и теоретического исследования

5. Изучение конкретных методов и технологий исследования и проектирования социально-экономических систем и процессов, позволяющее студенту участвовать в научно-исследовательских работах университета, грамотно
оформлять результаты исследований

6. Изучение требований к студенческим проектам и технологии их выполнения, позволяющее на высоком научном уровне разрабатывать курсовые и дипломные работы и проекты
Место дисциплины в учебном плане Б1.О.01
Формируемые компетенции УК-1
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
- этапы научного исследования;

- основные этапы научного исследования и их специфику;

- направления научных исследований в профессиональной сфере;

- общие принципы научного проектирования в профессиональной сфере;

- основные компоненты и методику написания научно-исследовательской работы;

- требования к оформлению научных работ;

- основные источники научной информации;

- концептуальные основы научно-исследовательской деятельности;

- структуру и специфику основных разделов ВКР;

- правила и требования к оформлению научного исследования;

- типы мировоззрения;

- основные функции философии;

- специфику ведения философского диалога

- основы и принципы критической рефлексии

- понятие, классификацию и средства информационных и коммуникационных технологий

- принципы, особенности и возможности применения информационно-коммуникативных технологий в научном познании

- принципы и методика сбора и размещения научной информация для научного исследования студента (статьи,сборники, монографии, диссертации и авторефераты)

- достоинства, недостатки и особенности применения системы поиска eLIBRARY.ru

- философские и общенаучные методы научного исследования

- основные истоки и источники подходов к исследованию проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.

- основные идеи представителей позитивистского и герменевтического подходов по поводу решения проблем методологии естественно-научного и социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.

- понятие, функции и классификацию научных методов

- понятие метода и методологии научного исследования

- частные научные методы, применяемые с профессиональной сфере

- источники и основные концепции, рассматриваемые в содержании курса

- специфику и значение логических и внелогических (психологических, эмоциональных, риторических,эстетических и нравственных) аспектов аргументации

- основные виды и способы обоснования и критики убеждений

- основные частные и конкретные методы прикладных исследований применяемые в профессиональной сфере
Уметь:
- использовать научные концепции для формирования и обоснования собственных убеждений

- применять полученные знания для анализа общественных явлений

- выявлять коллективные, мифологические, пралогические проявления психики

- использовать социально-философские концепции для формирования и обоснования собственных убеждений

- выбрать тему научного исследования, определить цели задачи, объект, предмет исследования
- самостоятельно проводить сбор научной информации
- применять навыки самостоятельной работы и развития своих творческих способностей и логического мышления

- применять в научной деятельности правила и требования к оформлению научного исследования
- применять в научном исследовании студента принципы, особенности и возможности информационнокоммуникативных технологий

- применять принципы и методику сбора и размещения научной информация (статьи, сборники, монографии,диссертации и авторефераты) в процессе научного исследования студента
- определить основные подходы к исследованию проблем методологии естественно-научного и социальногуманитарного познания в XIX-XX вв.

- выявить основы и специфику взаимодействия позитивистского и герменевтического подходов
- указать основные варианты синтеза идей представителей позитивистского и герменевтического подходов по поводу решения проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.
- применять основные методологические подходы социально-философские знания для анализа общественных
явлений
- выбрать метод и методику проведения исследовательских работ
- выдвинуть научную гипотезу и осуществить ее экспериментальную проверку

- использовать первоисточники в процессе научного исследования
- совмещать поля аргументации
- применять частные и конкретные методы прикладных исследований применяемые в профессиональной сфере
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- навыками работы с научной литературой и методикой написания учебных и научно-исследовательских работ (рефератов, статей, курсовых, выпускной квалификационной работы)
- навыкам творческого мышления, позволяющими использовать имеющиеся знания и генерировать новые
- навыками самостоятельного поиска информации как в печатных, так и электронных каталогах, изданиях и платформах
- пользоваться различными поисковыми режимами в электронных каталогах, изданиях и платформах

- навыками выявления и совмещения полей аргументации

- навыками коммуникации, понимать еѐ философское значение

- навыками применения в научном исследовании студента принципов, особенностей и возможностей информационно-коммуникативных технологий

- навыками применения принципов и методики сбора и размещения научной информация (статьи,сборники,монографии, диссертации и авторефераты) в процессе научного исследования студента

- основными методами научного познания и видеть специфику естественно-научного и социально-гуманитарного познания

- навыками герменевтического и позитивистского анализа современных социальных явлений и процессов

- навыками корректного и логически правильного выражения своего мнения

- общелогическими методами научного познания и основными видами умозаключений в процессе профессиональной деятельности

- общими принципами и навыками научного анализа в сфере проектирования и оптимизации туризма

- навыками анализа экономической сферы туристского предприятия и организации

- научного анализа проблемы

- навыками применения инновационных методологических, прикладных подходов в исследовании проблемы

- навыками применения коммуникативных технологий в сфере сервиса и туризма

- навыками аналитической оценки естественно-научного и социально-гуманитарного материала

- навыками ведения исследовательской работы по конкретным проблемам

- владеть навыками применения в научной деятельности правил и требований к оформлению научного исследования

- навыками применения основных частных и конкретных методов прикладных исследований в профессиональной сфере
Содержание дисциплины Общая характеристика научных исследований в профессиональной сфере.. Позитивистский и герменевтический проекты методологии и методов социальногуманитарного познания. Методологические основания научных исследований . Методология и методы прикладных исследований в профессиональной сфере. Научное исследование студента: общая характеристика, структура и требования. Методика проведения научного исследования студента и написания итоговой работы.
Виды учебной работы Лекции, практические, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint

Microsoft Windows
7
Zip

Acrobat ReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
Сайт «Философия без границ»: http://platonanet.org.ua
Журнал «Вопросы философии»: http://vphil.ru
Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF
Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru
LIBRARY.RU
Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru
Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru

ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com

Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru

ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru
Научная электронная библиотека: http://www.elibrary.ru

Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru

Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html

Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru
Форма промежуточной аттестации Зачет.