Аннотация рабочей программы дисциплины
«Дистанционное зондирование с основами БПЛА-съемки»

Цель изучения дисциплины формирование у будущих специалистов знаний, умений и навыков использования дистанционных и фотограмметрических методов для решения научно-практических задач при разработке и реализации схем территориального планирования.
Место дисциплины в учебном плане Б1.В.ДВ.01.02.02
Формируемые компетенции ПК-2.02
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
историю становления и развития методов дистанционного зондирования, методологические принципы аэрокосмической съемки и дешифрирования материалов ДЗЗ; теоретические проблемы дистанционного зондирования, находящихся на стыке географии, фотограмметрии, картографии, геоинформатики и др.; актуальные проблемы и потребности географического прогнозирования, планирования и проектирования природоохранной и хозяйственной деятельности в контексте с теоретико-методическими и технологическими возможностями дистанционных методов; имеющийся опыт планирования полевых работ (наблюдений), как одного из методов сбора данных и верификации результатов дешифрирования; иметь представление о планировании и организации полевых и камеральных работ, целью которых является получение сведений о состоянии дешифрируемых объектов в момент съемки или перед съемкой, а также измерение плановых и высотных отметок в опорных точках; знать о способах планирования и организации полевых и камеральных работ при создании серий тематических продуктов на основе аэро- и космической мультиспектральной съемке.
Уметь:
сопоставлять/соотносить современные проблемы географической науки с активно меняющимися потребностями и новыми технологическими возможностями дистанционного зондирования и фотограмметрии; использовать существующие теоретико-методические подходы на стыке дистанционного зондирования, географического прогнозирования, планирования и проектирования природоохранной и хозяйственной деятельности при реализации планов и стратегий развития территорий муниципального и поселенческого уровней; корректно ставить задачи, предусматривающие использование материалов аэрокосмической съемки для создания и обновления планов и карт, использования результатов тематического дешифрирования для создания/обновления общегеографических и тематических карт; применять теоретические знания и полученные навыки при планировании полевых работ, а также при получении и обработке репрезентативных (ключевых) данных об объектах изучения и дешифрирования; планировать и организовывать полевые и камеральные работы, целью которых является создание спектральных библиотек и наборов с описаниями, необходимыми для обучающих алгоритмов, используемых в компьютерном дешифрировании; применять знания и навыки для планирования и организации полевых и камеральных работ при оперативном создании серий тематических продуктов, отражающих общественную и народнохозяйственную тематику, используемых в работе органов управления.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
способами получения материалов космической и аэрофотосъемки с учетом оценки уровня и качества базовой и углубленной фотограмметрической обработки; методами и технологическими приемами фотограмметрической обработки, алгоритмами и технологиями компьютерного дешифрирования; методикой использования результатов дешифрирования ДЗЗ при создании и использовании ГИС-проектов в масштабах региона, муниципальных районов и поселений; теоретическими знаниями и полученными навыками при планировании полевых работ, а также при получении и обработке репрезентативных данных об объектах дешифрирования; методами организации полевых и камеральных работ, целью которых является получение комплексных характеристик физико-географического и социально-экономического содержания; опытом и знаниями, необходимыми для планирования и организации полевых и камеральных работ при создании тематических продуктов (результатов дешифрирования), отражающих общественную и народнохозяйственную тематику, используемых в работе органов управления.
Содержание дисциплины Раздел 1.Понятие об аэрокосмических методах в территориальном планировании и земельном кадастре.. Раздел 2. Физические основы дистанционного зондирования.. Раздел 3.Технические и технологические принципы получения аэрокосмических снимков.. Раздел 4. Съемочная система, параметры и условия съемки. Раздел 5. Приборы для дешифрирования.. Раздел 6. Обработка одиночных снимков. Оценка динамики. Прогнозы.. Раздел 7. Первичные и вторичные информационные модели в ДЗЗ.. Раздел 8. Прикладная фотограмметрия.. Раздел 9. Использование аэро- космических снимков для отраслевых географических задач..
Виды учебной работы Лекции, лабораторные, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
MapInfo – лицензия для образовательных учреждений серийный №MINWRS1200026830
ENVI – лицензия Teaching License №503626-1
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)
Форма промежуточной аттестации Зачет.