Цель изучения дисциплины | Целью освоения учебной дисциплины «Сравнительная психология» является формирование у студентов-психологов системы научного знания в области сравнительной психологии, включающей современные представления о природе психики, ее структуре, динамике развития в процессе эволюции, ее специфике у животных и человека, предпосылках возникновения человеческого сознания. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.О.05 |
Формируемые компетенции | ОПК-2 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
- об основах происхождения и развития психики в филогенезе; современные теоретические подходы к проблеме возникновения человеческого сознания; о стадиях развития психики; отличительные особенности психики животных и человека; - об основных категориях, необходимых для анализа развития психики с точки зрения эволюционно-системного подхода; об основных закономерностях, механизмах протекания психических процессов у животных; об эволюции и специфике основных форм поведенческой активности животных: особенностях потребностно-мотивационной сферы (комфортное, пищевое, репродуктивное поведение); особенностях ориентировочно-исследовательской деятельности; коммуникативной деятельности; особенностях онтогенеза. Уметь:
- проследить эволюционные изменения в строении нервной системы, органов чувств, психических функций животных и человека; выявлять эволюционные функциональные аналогии основных форм поведения животных и человека: репродуктивного, родительского и агрессивного; - анализировать и сопоставлять данные сравнительно-психологических исследований отдельных психических процессов на разных уровнях эволюционного развития, онтогенеза высших жи-вотных и человека, антропологически значимых особенностей психики на разных эволюционных уровнях, разви-тия психики в антропогенезе. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- навыки оценки степени тождества и различий в психике высших человекообразных обезьян и человека; проведения сравнительного анализа развития психики в онтогенезе на различных эволюционных уровнях; - навыками владения фактологическим материалом, позволяющим охарактеризовать стадии развития психики по развитию отдельных психических процессов, функций психики и психических образований; основами многообразных методических приемов, использование которых приводит к современному пониманию проблемы интеллекта животных. |
Содержание дисциплины | Раздел 1. Предмет и задачи сравнительной психологии. Методы. Связь с другими науками. Общая характеристика психики животных.. Раздел 2. Происхождение психики. Эволюция психики в филогенезе. Раздел 3. Коммуникативное и общественное поведение животных.. Раздел 4. Сравнительная психология и проблема происхождения человеческой психики.Эволюция психики человека в филогенезе. |
Виды учебной работы | Лекции, лабораторные, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); 3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); 5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); 6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); 7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); 8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); 9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); 10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); 11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); 12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/ Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов |
Форма промежуточной аттестации | Экзамен. |