МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Микроэкономика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильМеждународная экономика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план38_03_01_МЭ-1-2017
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 100
самостоятельная работа 53
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 50 50 50 50
Практические 50 50 50 50
Сам. работа 53 53 53 53
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.э.н., доцент Н.Н.Солопова

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент Г.А. Булатова

Рабочая программа дисциплины
Микроэкономика

разработана в соответствии с ФГОС:

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика: Международная экономика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 26.06.2017 г. № 10
Срок действия программы: 2017-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н. проф. А.Я. Троцковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 26.06.2017 г. № 10
Заведующий кафедрой д.с.н. проф. А.Я. Троцковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины МИКРОЭКОНОМИКА являются:
• усвоение студентами актуальных проблем микроэкономической теории;
• формирование у студентов базового понятийного аппарата;
• определение основных проблем современной экономической теории;
• анализ микроэкономических закономерностей с помощью математических моделей и методов;
• привитие навыков количественного и качественного анализа взаимосвязей различных аспектов экономической теории

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы анализа состояния фирм и других субъектов экономики и современные методы анализа состояния и специфических особенностей осущест-вления различных ва-риантов развития агентов рынка
3.2.Уметь:
3.2.1.в основном исследовать закономерности развития экономики субъекта и определять наиболее простые варианты решения их проблем и профессионально анализировать экономическую информацию и предоставлять подготовленное научнообоснованное решени
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью к овладению основными навыками самостоятельного анализа экономической информации о состоянии и динамике развития микроэкономики

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая микроэкономика
1.1. Место и роль экономической науки в системе экономических наук Лекции 1 2 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.2. Место и роль экономической науки в системе экономических наук Практические 1 2 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.3. Место и роль экономической науки в системе экономических наук Сам. работа 1 6 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.4. Системы организации общественного производства Лекции 1 2 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.5. Системы организации общественного производства Практические 1 2 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.6. Системы организации общественного производства Сам. работа 1 2 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.7. Рынок и процесс его исторического становления Лекции 1 2 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.8. Рынок и процесс его исторического становления Практические 1 2 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.9. Рынок и процесс его исторического становления Сам. работа 1 1 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.10. Субъекты рынка Лекции 1 4 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.11. Субъекты рынка Практические 1 2 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.12. Субъекты рынка Сам. работа 1 4 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.13. Объекты рынка Лекции 1 2 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.14. Объекты рынка Практические 1 4 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.15. Объекты рынка Сам. работа 1 2
Раздел 2. МИКРОЭКОНОМИКА ПОТРЕБИТЕЛЯ
2.1. Спрос на товары и его факторы Лекции 1 4 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.2. Спрос на товары и его факторы Практические 1 4 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.3. Спрос на товары и его факторы Сам. работа 1 1 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.4. Предложение товаров и его факторы Лекции 1 1 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.5. Предложение товаров и его факторы Практические 1 4 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.6. Предложение товаров и его факторы Сам. работа 1 1 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.7. Рыночное равновесие Лекции 1 2 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.8. Рыночное равновесие Практические 1 2 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.9. Рыночное равновесие Сам. работа 1 2 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.10. Эластичность спроса и предложения Лекции 1 4 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.11. Эластичность спроса и предложения Практические 1 2 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.12. Эластичность спроса и предложения Сам. работа 1 14 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.13. Поведение потребителей на рынке Лекции 1 6 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.14. Поведение потребителей на рынке Практические 1 2 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2
2.15. Поведение потребителей на рынке Сам. работа 1 4 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. МИКРОЭКОНОМИКА ПРОИЗВОДИТЕЛЯ
3.1. Фирмы и их роль в рыночной экономике Лекции 1 4 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2
3.2. Фирмы и их роль в рыночной экономике Практические 1 6 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2
3.3. Фирмы и их роль в рыночной экономике Сам. работа 1 2 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2
3.4. Издержки производства и прибыль Лекции 1 2 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2
3.5. Издержки производства и прибыль Практические 1 2 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2
3.6. Издержки производства и прибыль Сам. работа 1 2 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2
3.7. Микроэкономика рынка труда Лекции 1 2 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2
3.8. Микроэкономика рынка труда Сам. работа 1 2 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2
3.9. Рынок денег, земли, капитала Лекции 1 2 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2
3.10. Микроэкономика рынка труда Практические 1 2 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2
3.11. Рынок денег, земли, капитала Практические 1 2 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2
3.12. Рынок денег, земли, капитала Сам. работа 1 4 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2
3.13. Государство и его экономические функции Лекции 1 2 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2
3.14. Государство и его экономические функции Практические 1 2 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2
3.15. Государство и его экономические функции Сам. работа 1 2 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. МИКРОЭКОНОМИКА НЕСОВЕРШЕННОГО РЫНКА
4.1. Структуры несовершенного рынка. Лекции 1 9 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2
4.2. Структуры несовершенного рынка. Практические 1 10 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2
4.3. Структуры несовершенного рынка. Сам. работа 1 4 ОК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. 1. Предмет, проблемы и структура экономической теории. Позитивная и нормативная экономическая наука.
2. Методы экономической теории.
3. Потребности и их классификация. Свободные и экономические блага.
4. Экономические ресурсы и их классификация. Проблема ограниченности ресурсов.
5. Эффективное использование ресурсов: принципы минимума и максимума.
6. Кривая производственных возможностей: условия построения, сущность и динамика.
7. Проблема выбора в экономике. Альтернативные издержки, закон возрастающих альтернативных издержек.
8. Экономические агенты (рыночные и нерыночные). Собственность и хозяйственная структура прав, согласование и передача прав.
9. Экономические интересы, цели и средства. Экономическая политика и экономическая стратегия.
10. Собственность как основа возникновения и эволюции рыночного хозяйства.
11. Собственность и типы общественных систем. Многоукладность в экономике. Смешанная экономика и ее становление в России.
12. Рынок: сущность, функции, классификация
13. Товар: сущность и свойства: подход к анализу различных экономических школ.
14. Спрос. Функция спроса. Закон спроса. Кривая спроса: теоретический и графический анализ.
15. Предложение. Функция предложения. Закон предложения. Кривая предложения: теоретический и графический анализ.
16. Детерминанты спроса и предложения и их анализ.
17. Рыночное равновесие, цена равновесия: сущность, значение, теоретический и графический анализ.
18. Рыночное равновесие по А. Маршаллу и Л. Вальрасу: теоретический и графический анализ.
19. Формирование рыночного равновесия, его нарушение и восстановление. «Невидимая рука» Адама Смита.
20. «Пол» и «потолок» цены: сущность и последствия их установления: теоретический и графический анализ.
21. Основные тенденции эластичности спроса по цене: теоретический и графический анализ.
22. Эластичность спроса и предложения по цене товара. Точечная и дуговая эластичность. Факторы, влияющие на эластичность.
23. Перекрестная эластичность спроса. Взаимозаменяемые, взаимодополняемые и нейтральные товары.
24. Эластичность спроса по доходу. Нормальные и низкокачественные товары. Товары роскоши и товары первой необходимости.
25. Практическое применение теории эластичности.
26. Кардиналистская теория потребительского выбора. 1-й и 2-й законы Госсена.
27. Полезность и ее измерение: теоретический и графический анализ.
28. Функциональный и нефункциональный спрос. Эффект присоединения к большинству. Эффект Веблена.
29. Ординалистская теория потребительского выбора. Основные гипотезы о потребительских предпочтениях.
30. Предельная полезность как основа спроса. Эффект дохода и эффект замещения.
31. Кривая безразличия, карта кривых безразличия. Зона замещения. Предельная норма замещения: теоретический и графический анализ.
32. Бюджетное ограничение потребителя. Бюджетная линия, построение, анализ. Угол наклона бюджетной линии.
33. Равновесие потребителя в ординалистской теории: теоретический и графический анализ.
34. Взаимосвязь теории спроса и теории потребительского выбора. Излишек потребителя: сущность, измерение: теоретический и графический анализ
35. Использование теории потребительского выбора для анализа рынка. Кривая "доход-потребление". Кривая "цена-потребление". Кривые Энгеля.
36. Продукт производства и его измерение: общий, средний, предельный.
37. Производительность труда и капитала. Оптимальное соотношение факторов производства.
38. Изокванта и ее характеристика: теоретический и графический анализ. МRTS.
39. Изокоста и оптимум производителя: теоретический и графический анализ.
40. Закон убывающей производительности факторов производства: сущность, проблемы.
41. Отдача от масштаба производства. Положительный и отрицательный эффекты масштаба производства.
42. Механизмы увеличения масштаба производства: концентрация, централизация, диверсификация, синергия.
43. Фирма и предприятие: сущность, классификация.
44. Фирма и предприятие: открытие, закрытие, санация, банкротство.
45. Экономические издержки и прибыль: внешние и внутренние издержки, бухгалтерская и экономическая прибыль.
46. Классификация издержек: постоянные и переменные издержки; общие, средние и предельные издержки: теоретический и графический анализ.
47. Анализ равновесия фирмы в краткосрочном периоде: максимизация прибыли, минимизация убытков, уход фирмы с рынка: теоретический и графический анализ.
48. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде: теоретический и графический анализ.
49. Организационно-экономические формы и методы увеличения масштабов производства.
50. Монополия: сущность и формы. Спрос и предложение на рынке чистой монополии: теоретический и графический анализ.
51. Монополизм: измерение монопольной власти.
52. Монопольная цена и равновесие монопольной фирмы: теоретический и графический анализ
53. Ценовая дискриминация: сущность, виды, формы, условия: теоретический и графический анализ
54. Монополистическая конкуренция: сущность, определение равновесной цены и равновесного объема производства. Формы неценовой конкуренции: теоретический и графический анализ.
55. Олигополия: сущность, стратегия производства и ценообразования при сговоре. Картель.
56. Олигополия: стратегии ценообразования (издержки +, ломаная кривая спроса и др.): теоретический и графический анализ. Дуополия.
57. Общественные издержки монополизма и антимонопольное регулирование: теоретический и графический анализ.
58. Специфика российского монополизма и проблемы естественных монополий в России.
59. Рынок ресурсов. Совершенная и несовершенная конкуренция на рынке ресурсов: теоретический и графический анализ
60. Равновесие на рынке ресурсов «Золотое правило» равновесия на рынке ресурсов.
61. Специфика ресурса труд. Спрос на рынке труда: теоретический и графический анализ.
62. Индивидуальное предложение труда: эффект дохода и эффект замещения: теоретический и графический анализ.
63. Неконкурентные рынки труда. Экономическая рента. Теоретический и графический анализ.
64. Зарплата как цена труда. Номинальная и реальная заработная плата. Дифференциация в оплате труда.
65. Сущность и специфика ресурса земля. Земельная рента: абсолютная и дифференциальная. Природная рента.
66. Земельная рента и цена земли: теоретический и графический анализ.
67. Сущность и специфика ресурса капитал. Запасы и потоки капитала.
68. Ссудный капитал и ссудный процент. Норма ссудного процента. Номинальный и реальный ссудный процент.
69. Предпринимательская прибыль и процент: проблемы получения и распределения прибыли.
70. Оценка стоимости денег во времени: чистый денежный поток, приведенная (дисконтированная) стоимость, внутренняя норма доходности.
71. Общее экономическое равновесие и критерий его эффективности.
72. Несостоятельность рынка и формы его проявления. Внешние и внутренние эффекты.
73. Несостоятельность рынка: производство общественных благ (товаров). Проблема «безбилетника».
74. Рынки с ассиметричной информацией («рынок лимонов», рыночные сигналы, проблема «Заказчик-агент».
75. Экономические риски и неопределенность. Проблема минимизации рисков.
76. Теория благосостояния. Уровень и качество жизни: количественные и качественные показатели.
77. Дифференциация населения по доходам: измерение, проблемы в России.
78. Бедность в современном обществе: абсолютная и относительная. Роль государства в устранении бедности.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
• •Современные механизмы конкуренции.
• Особенности современного несовершенного рынка.
• Обострение конкурентной борьбы на внутреннем рынке.
• Субъектная определенность рыночных отношений.
• Ролевые и поведенческие особенности субъектов рынка.
• Система экономических потребностей субъектов.
• Особенности качества современных потребительских благ.
• Сущность современного денежного механизма.
• Особенности рынка различных ценных бумаг.
• Теория полезности и спрос на товары.
• Проблемы предельной полезности.
• Современные подходы к теории спроса.
• Интересы фирм и предложение товаров.
• Воздействие государства на рост производства товаров.
• Политика фирм в сфере качества товаров и услуг.
• Теория рыночного равновесия.
• Фактор времени в экономической динамике.
• Пространственные проблемы экономической динамики.
• Товары Гиффена.
• Современные теории эластичности и их экономическое значение
• Теория маржинального анализа потребительского поведения.
• Особенности современного поведения потребителей в России.
• Современные институциональные теории фирмы.
• Фирмы и конкуренция.
• Особенности современного пространства фирм.
• Проблемы маржинального анализа издержек.
• Оптимизация фирмы.
• Стратегические и тактические решения фирм.
• Современные монополистические союзы.
• Структура олигополистического рынка.
• Конкуренция на современных рынках.
• Особенности современной занятости.
• Спрос и предложение на труд молодежи.
• Проблемы молодежной безработицы в Алтайском крае.
• Современные теории денег.
• “Частные деньги” Ф. фон Хайека.
• Проблемы современного денежного обращения в России.
• Современные теории ценообразования на землю.
• Вопросы частной собственности на землю в России.
• Эффективность сельского хозяйства.
• Проблема капитала в работах К. Маркса.
• Эффективная процентная ставка.
• Долговременные инвестиции.
• Кейнсианский и неомаржиналистский подходы к деятельности государства.
• Основные рычаги государственного вмешательства в экономику.
• “Новый курс” Франклина Рузвельта.
• Деятельность антимонопольных органов в России.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
приложение к РПД

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. И. Добрынин, Л. С. Тарасевич Экономическая теория: Учебник для вузов Питер, 2006
Л1.2 А. Г. Грязнова, В. М. Соколинский. Экономическая теория: учеб. пособие для вузов М. : КНОРУС, 2006
Л1.3 под ред. И. П. Николаевой. Экономическая теория: учеб. для вузов М. : ЮНИТИ-[ДАНА], 2008
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л. П. Буфетова [и др.] Теория и практика решения задач к курсу "Микроэкономика": учеб.-метод. пособие Новосибирск, 2011
Л2.2 Э. Г. Синявская, Н. В. Голубева Микроэкономика в вопросах и ответах: учеб. пособие Новосибирск, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Мировой банк – http: // www.world-bank.org
Международная организация труда –http: //www.ilo.org
Европейский союз – http: //europa.eu.int
Всемирная торговая организация- http: //www.wto.org
Организация экономического сотрудничества и развития- http: // www.oecd.org
Международный валютный фонд- http: //www.imf.org
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Стандартно-оборудованная аудитория.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации при работе над конспектом лекций во время проведения лекции.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления. Продумать примеры с целью обеспечения тесной связи изучаемой теории с реальной жизнью. Своевременное и качественное выполнение самостоятельной работы базируется на соблюдении настоящих рекомендаций и изучении рекомендованной литературы. Студент может дополнить список использованной литературы современными источниками, не представленными в списке рекомендованной литературы, и в дальнейшем использовать собственные подготовленные учебные материалы при написании курсовых и дипломных работ.


Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе над изучаемым материалом и при подготовке к семинарским занятиям

Подготовка к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1й – организационный;
2й - закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект.
Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).

Методические рекомендации студентам по изучению рекомендованной литературы

Эти методические рекомендации раскрывают рекомендуемый режим и характер различных видов учебной работы (в том числе самостоятельной работы над рекомендованной литературой) с учетом специфики выбранной студентом очной формы.
Изучение дисциплины следует начинать с проработки настоящей рабочей программы, особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
Студентам рекомендуется получить в Библиотечно-информа¬ционном центре института учебную литературу по дисциплине, необходимую для эффективной работы на всех видах аудиторных занятий, а также для самостоятельной работы по изучению дисциплины.
Успешное освоение курса предполагает активное, творческое участие студента путем планомерной, повседневной работы.