МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Историография Китая

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_КиКЯ-1234-2017
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 138
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 138 138 138 138
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.и.н., доцент И.В. Анисимова

Рецензент(ы):
к.и.н.,доц. Т.Г. Гребенникова

Рабочая программа дисциплины
Историография Китая

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.01 - Зарубежное регионоведение (уровень бакалавриат) утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 марта 2015 г. № 202. Квалификация (степень) - Бакалавр

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение: Китай и китайский язык
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от г. №
Срок действия программы: 2015-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доц. Д.А. Глазунов


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой к.и.н., доц. Д.А. Глазунов


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - выделить и охарактеризовать основные этапы развития отечественного и зарубежного китаеведения, систематизировать достижения современной синологии, обосновать проблемное поле современной историографии истории Китая.
Задачи курса: Определить хронологическую последовательность процесса накопления знаний о Китае; познакомить студентов с деятельностью выдающихся ученых, внесших значительный вклад в развитие отечественного востоковедения; раскрыть процесс организации преподавания китаеведческих дисциплин в России и зарубежом; выявить вклад русских ученых в организацию преподавания китайского языка в России; сформировать у студентов общие представления о развитии востоковедной науки в России.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способность объяснять основные тенденции и закономерности исторического развития региона специализации (включая отдельные страны) в контексте всемирно-исторического процесса
ОПК-7 способность выявлять степень и характер влияния религиозных и религиозно-этических учений на становление и функционирование общественно-политических институтов в странах региона специализации
ПСК-1 способность описывать и анализировать общественно-политические, внешнеполитические, экономические, правовые реалии Китая на китайском и русском языках
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.хронологическую последовательность процесса накопления знаний о Китае;
основные этапы и закономерности в развитии научного китаеведения;
основные этапы профессионального и жизненного пути выдающихся русских ученых - исследователей Китая;
содержание проблемного поля современной отечественной историографии истории Китая;
категориальный и понятийный аппарат дисциплины; библиографию истории Китая;
базовые понятия историографии, основополагающие принципы историографии как научной дисциплины.
3.2.Уметь:
3.2.1.квалифицированно пользоваться историческими источниками и научной литературой;
использовать знания, полученные в результате освоения дисциплины в научных дискуссиях,научно-исследовательской работе.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.знаниями о основных этапах изучения Китая в России,
знаниями о достижениях отечественного китаеведения и его месте в мировой синологии;
историографическими, географическими знаниями о регионе;
навыками исторического анализа, категориальным и понятийным аппаратом дисциплины.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет, задачи и структура курса
1.1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-7, ПСК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.2. Работа с терминологическим словарем курса Сам. работа 6 12 ОПК-3, ОПК-7, ПСК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Развитие научных знаний о Китае в европейской науке с эпохи древности до рубежа XVI–XVII в.
2.1. Уровень знаний о Китае в европейской научной мысли в древности и средневековье Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-7, ПСК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.2. Средневековые европейские путешествия в Центральную Азию и Китай. Миссия Плано Карпини. Посольство Гильома де Рубрука. Марко Поло и его вклад в изучение Китая. Практические 6 2 ОПК-3, ОПК-7, ПСК-1 Л2.3, Л1.2
2.3. Написание эссе по теме лекции Сам. работа 6 12 ОПК-3, ОПК-7, ПСК-1 Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Зарождение русского китаеведения (XVII в.)
3.1. Первые известия о Китае в России. Организация и осуществление первых дипломатических посольств Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-7, ПСК-1 Л1.2, Л2.2
3.2. Освоение Южной Сибири русскими в XVIII в. Выход на рубежи Центральной Азии и Китая Практические 6 2 ОПК-3, ОПК-7, ПСК-1 Л1.2, Л2.2
3.3. Работа с историческими документами по теме лекции Сам. работа 6 12 ОПК-3, ОПК-7, ПСК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Учреждение Российской духовной миссии в Пекине и ее вклад в становление научного китаеведения в России
4.1. Причины и исторические обстоятельства учреждения Российской духовной миссии в Пекине. Отличительные черты русского китаеведения XVIII в. Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-7, ПСК-1 Л1.2, Л2.2
4.2. Научно-исследовательская деятельность РДМ. И. Россохин, А.Л. Леонтьев, А. Владыкин. Практические 6 2 ОПК-3, ОПК-7, ПСК-1 Л1.2, Л2.2
4.3. Подготовка презентации по теме «Дипломатическая деятельность РДМ в XVIII - XIX в.» Сам. работа 6 12 ОПК-3, ОПК-7, ПСК-1 Л1.2, Л2.2
Раздел 5. Бичурин и его вклад в развитие отечественного китаеведения
5.1. Жизненный путь Н.Я. Бичурина. Пекинский период научной работы Бичурина. Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-7, ПСК-1 Л1.2, Л2.2
5.2. Петербургский период научной деятельности Н. Я. Бичурина. Вклад Н.Я. Бичурина в пропаганду и разработку методики преподавания китайского языка. Анализ основных научных трудов по истории Китая. Практические 6 2 ОПК-3, ОПК-7, ПСК-1 Л1.2, Л2.2
Раздел 6. Развитие отечественного китаеведения в первой половине XIX в. Китай в работах П.И. Кафарова и К.А. Скач
6.1. Основные черты и достижения отечественного китаеведения в первой половине XIX в. Вклад П.И. Кафарова и К.А. Скачкова в развитие отечественного китаеведения. Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-7, ПСК-1 Л1.2, Л2.1
6.2. Анализ научных работ П.И. Кафарова Практические 6 2 ОПК-3, ОПК-7, ПСК-1 Л1.2, Л2.2
6.3. Анализ научных работ П.И. Кафарова Сам. работа 6 12 ОПК-3, ОПК-7, ПСК-1 Л1.2, Л2.1
Раздел 7. В.П. Васильев и формирование национальной китаеведческой школы
7.1. Формирование научных центров в России. Основные труды Васильева по истории Китая и сопредельных стран. Значение рукописного наследия В.П. Васильева Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-7, ПСК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.2
7.2. В.П. Васильев как исследователь буддизма. Научные труды отечественных ученых в области китайской идеологии и литературы Практические 6 2 ОПК-3, ОПК-7, ПСК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
7.3. Анализ научных работ В.П. Васильева Сам. работа 6 12 ОПК-3, ОПК-7, ПСК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 8. Достижения отечественной синологии во второй половине XIX в.
8.1. Развитие отечественного китаеведения во второй половине XIX в.: основные направления. Связи русского китаеведения с западноевропейской синологией. Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-7, ПСК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.2
8.2. Достижения европейской синологии второй половины XIX в. Практические 6 2 ОПК-3, ОПК-7, ПСК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.3. Составление словаря персоналий «Ученые - исследователи Китая XIX в.» Сам. работа 6 12 ОПК-3, ОПК-7, ПСК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 9. Развитие отечественного китаеведения в начале XX в. Вклад В.М. Алексеева в развитие отечественной синологии
9.1. Формирование научного синологического центра на Дальнем Востоке. Восточный факультет Петербургского университета в начале XX в. Основные достижения отечественной синологии в начале XX в. Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-7, ПСК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
9.2. Научные исследования А.И. Иванова и В.М. Алексеева в области политической истории и духовной культуры Китая. Практические 6 2 ОПК-3, ОПК-7, ПСК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
9.3. Анализ научных работ В.М. Алексеева Сам. работа 6 12 ОПК-3, ОПК-7, ПСК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 10. Основная проблематика советского китаеведения. Основные направления исследований отечественной синологии на современном этапе.
10.1. Становление советской историографии. Китаеведение в СССР во второй половине XX в. Анализ исследований в России. Круг проблем и основные направления исследований. Практические 6 2 ОПК-3, ОПК-7, ПСК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2
10.2. Советское востоковедение в 1917–1940-х гг. Практические 6 2 ОПК-3, ОПК-7, ПСК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2
10.3. Отечественное китаеведение в конце XX – начале XXI вв. Практические 6 2 ОПК-3, ОПК-7, ПСК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2
10.4. Основные тенденции развития зарубежной синологии на современном этапе Практические 6 2 ОПК-3, ОПК-7, ПСК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2
10.5. Анализ научных работ по теме лекции Сам. работа 6 12 ОПК-3, ОПК-7, ПСК-1 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
10.6. Подготовка к зачету (с оценкой) Сам. работа 6 30 ОПК-3, ОПК-7, ПСК-1 Л2.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Предмет, цели и задачи курса. Синология как отрасль научного знания.
2. Установление дипломатических и торговых отношений России с империй Цин в XVII в.
3. Дипломатическая деятельность русского правительства в Китае в XVII – начале XVIII в. практические и научные результаты.
4. Дипломатические посольства в Джунгарию в начале XVIII в. и их научное значение.
5. Путешествие первого официального русского посла в Китае Ф.И. Байкова и его результаты.
6. Учреждение Российской духовной миссии в Пекине. Ее научные и политические задачи. Деятельность Первой и Второй духовных миссий.
7. Научные труды И.К. Россохина и их историческое значение.
8. Результаты работы Четвертой и Пятой духовных миссий. А.Л. Леонтьев и его вклад в становление отечественного китаеведения.
9. Вклад в развитие отечественного китаеведения Н.Я. Бичурина. Жизненный путь ученого.
10. Пекинский период деятельности Бичурина.
11. Вклад Н.Я. Бичурина в становление школы преподавания китайского языка в России.
12. Петербургский период научной деятельности Н. Бичурина.
13. Павел Иванович Каменский и его роль в русском китаеведении.
14. Основные достижения отечественного китаеведения в первой половине XIX в.
15. Китай и Монголия в работах П.И. Кафарова.
16. Научная деятельность Е.Ф. Тимковского.
17. Историко-этнографическое значение исследований К.А. Скачкова.
18. Основные направления развитие отечественного китаеведения во второй половине XIX в.
19.Формирование научных центров в России. Работа кафедры китайского и маньчжурского языков в Казанском университете.
20. Становление научного центра китаеведения в Петербургском университете.
21. Китай в исследованиях В.П. Васильева.
22. Научная и преподавательская деятельность В.П. Васильева.
23. Развитие отечественного китаеведения во второй половине XIX в.: основные направления.
24. Вопросы мифологии и традиционной культуры Китая в работах С.М. Георгиевского.
25. П.С. Попов и его вклад в развитие школы преподавания китайского языка в России.
26. Формирование научного синологического центра на Дальнем Востоке в конце XIX века: его цели и задачи.
27. Исследование Китая в работах профессора Кюнера.
28. Основные направления развития отечественного китаеведения в начале XX в.
29 Основные достижения мировой синологии XVIII -XIX вв.
30. В.М. Алексеев и его вклад в развитие отечественного китаеведения.
31. Становление советской историографии. Советское востоковедение в 1917–1940-х гг.
32. Научные достижения и проблемы советского востоковедения 1960–1980-х гг.
33. Отечественное китаеведение в конце XX – начале XXI вв.
34. Современный уровень исследований мировой синологии
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Илларион Россохин и начало изучения маньчжурского и китайского языков в России.
2. А. Л. Леонтьев и его преподавательская и научная деятельность.
3. Труды по маньчжуристике Антона Владыкина. Учебные пособия и словари А. Владыкина по маньчжурскому языку.
4. К.А. Скачков в составе Тринадцатой духовной миссии в Пекине. Изучение К.А. Скачковым вопросов сельского хозяйства в Китае, фольклора, быта китайских крестьян.
5. Этнографические записки о народах Синьцзяна в дневниках К.А. Скачкова.
6. Составление К.А. Скачковым ценной коллекции китайских рукописей по истории Синьцзяна. Собрание уникальной библиотеки редких книг, рукописей, карт на китайском языке.
7. Изучение К.А. Скачковым вопросов русско – китайской торговли.
8. Китаеведы русской Маньчжурии.
9. Национальная организация «исследователей-пржевальцев» и другие научные общества Харбина; их роль в изучении Северного и Северо-Восточного Китая.
10. Н.И. Конрад как китаевед.









5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС по курсу в полном объеме размещен в Электронном учебно-методическом комплексе по дисциплине на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1063
Примерные тестовые задания:
1. Вклад в учреждение и развитие Русского географического общества внес ...
Выберите один ответ:
a. В.В. Сапожников
b. М.В. Певцов
c. Н.Я. Бичурин
d. П.П. Семенов-Тян-Шанский

2. Палладий Кафаров был начальником:
Выберите один ответ:
a. Десятой Российской духовной миссии в Пекине
b. Тринадцатой Российской духовной миссии в Пекине
c. Восьмой и Девятой Российских духовных миссий в Пекине
d. Пятой Российской духовной миссии в Пекине

3. Кто не являлся учеником и продолжателем школы В.П. Васильева?
Выберите один или несколько ответов:
a. П.С. Попов
b. К.А. Скачков
c. С.М. Георгиевский
d. Н.Я. Бичурин

4. Сферой научных интересов В.М. Алексеева была
Выберите один ответ:
a. литература Китая
b. китайская живопись
c. политическая история средневекового Китая
d. экономическая история Китая

5. Кто впервые в мировой синологии применил метод сопоставления литератур Востока и Запада?
Выберите один ответ:
a. Н.Я. Бичурин
b. В.П. Васильев
c. В.М. Алексеев
d. П.С. Попов

Примерный контрольный вопрос по курсу.
Дайте ответ: Кто является основоположником советской школы китаеведения?

Примерное контрольное задание по курсу:
Составьте схему - ответ по теме «Основные достижения отечественного китаеведения в первой половине XIX в.». Перечислите исследователей, их основные достижения, научные работы и результаты в трех областях: I. Изучение китайского языка. II. Изучение истории Китая. III. Изучение народов Китая и Центральной Азии.







6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дацышен В.Г. История российско-китайских отношений в конце XIX – начале ХХ вв. : монография Москва : Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
Л1.2 Дацышен, В.Г. Изучение истории Китая в Российской империи : Монография Москва : Проспект, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Васильев Л. С. История Востока в 2 т. Т.1 в 2 кн. Книга 1.: учебник для бакалавриата и магистратуры , 2017 www.biblio-online.ru/book/AAF3573B-905C-4DC4-8B9E-BB0EF869BE8D
Л2.2 И. В. Анисимова [и др.] ; АлтГУ, Ист. фак. История Китая: учеб. пособие Барнаул : АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л2.3 Васильев Л.С. История Древнего Востока: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2020 www.biblio-online.ru/book/5CD2FB69-BBE5-4A5A-983A-0004032D2C4C
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ]
Э2 Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/ER?
Э3 http://sbiblio.com/biblio/
Э4 http://www.isras.ru/
Э5 http://www.bibliotekar.ru
Э6 Электронная библиотека восточной литературы [ http://www.vostlit.info ]
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office Professional 2003
Microsoft Office 2010 Professional Plus
Microsoft Office 2007 Professional Plus
Adobe Creative Suite 5 Design Premium
Corel Draw X4, Corel Draw X5
IBM SPSS Statistics 20
MapInfo 11 Professional
Abbyy Lingvo X5
6.4. Перечень информационных справочных систем
Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ]
Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/ER
http://sbiblio.com/biblio/
http://www.isras.ru/
http://www.bibliotekar.ru
Электронная библиотека восточной литературы [ http://www.vostlit.info ]

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий: стандартно оборудованные лекционные аудитории, аудитории для проведения интерактивных лекций, специализированный кабинет кафедры востоковедения (ауд. 306б М).
Требования к оборудованию рабочих мест преподавателя и обучающихся: мультимедиапроектор, ноутбук, экран, доступ к сети Интернет.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе изучения дисциплины «Историография Китая» студентам предстоит актуализировать знания по истории Китая, истории России, этнографии региона. Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий (18 часов лекционных и 24 часа практических занятий) . Большое внимание уделяется самостоятельной работе студента (42 часа). Степень освоения курса зависит от успехов студента при подготовке и выполнении практических заданий, умении рационально организовать свое учебное время.
Работа на лекции - заключается в обсуждении контрольных вопросов, изучении рекомендованной литературы.
На практическом занятии студент должен аргументировано изложить полученные в ходе подготовки знания, участвовать в дискуссии, отстаивать свою позицию, уметь презентовать свое выступление.
Web - сопровождением аудиторных занятий является электронный учебно-методический комплекс дисциплины, расположенный по адресу: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1063
Работа с ним является обязательной для студентов. Темы ЭУМКД включают в себя вопросы для обсуждения, планы семинаров, задания для самостоятельной работы, контрольные вопросы и задания. Подготовится к лекции, семинару, выполнению самостоятельной работы помогут дополнительные материалы, расположенные в темах. Тема считается пройденной, если студент выполнил все задания для самостоятельной работы, контрольные задания, расположенные в теме.
Курс завершается итоговым тестом.
Итоговая аттестация происходит в виде зачета. Итоговая оценка складывается из:
Посещаемость аудиторных занятий: 5 - 10
Активность работы на занятиях: 5 - 15
Самостоятельная работа студентов (через систему Moodle): 25 - 50
Итоговая аттестация: 15 - 25
Итоговая сумма баллов за курс: 50 - 100
49 баллов и менее - «незачет».
50 - 100 баллов – «зачет».
Устанавливается следующее соответствие посещаемости занятий (% присутствия от общего числа аудиторных часов по данной дисциплине) баллам БРС:
менее 50% занятий - 0 баллов;
50%-85% занятий - 5 баллов;
86%-100% занятий - 10 баллов.
Проверка посещаемости осуществляется преподавателем в начале занятия.
Опоздание студента более чем на 10 минут считается пропуском занятия. Преподаватель имеет право не допускать к занятию студента, опоздавшего более чем на 10 минут.
Баллы за активность студента на занятии
Активность студента на занятии предполагает: активное обсуждение на семинарах вопросов, поднимаемых преподавателем; участие в дискуссии, успешное выступление на лекционном или семинарском занятии с презентацией и докладом по теме, одобренной преподавателем. Данный вид работы оценивается в max 3 балла за одно занятие.
Баллы за самостоятельную работу студентов через систему Moodle
0 баллов - самостоятельная работа не выполнена либо все задания выполнены на неудовлетворительную оценку;
10 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в не полном объеме (не менее 75% заданий), все работы в среднем достойны оценки не ниже хорошей;
20 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы в среднем достойны удовлетворительной оценки;
40 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы в среднем достойны хорошей оценки;
50 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы достойны отличной оценки.