МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История культуры Китая

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_КиКЯ-1234-2017
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 102
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 102 102 102 102
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., доцент И.В. Анисимова

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент Т.Г. Гребенникова

Рабочая программа дисциплины
История культуры Китая

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.01 - Зарубежное регионоведение (уровень бакалавриат) утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 марта 2015 г. № 202.

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение: Китай и китайский язык
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от г. №
Срок действия программы: 2015-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доцент Д.А. Глазунов


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Д.А. Глазунов


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование представлений о культуре Китая как части мировой духовной культуры, приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям в различных областях китайской художественной культуры,
освоение художественного опыта прошлого и настоящего,
изучение общих черт и особенностей культурно-исторических периодов, выделяемых в истории Китая, феноменов духовной культуры китайского народа.
выявить и охарактеризовать основные элементы духовной культуры Китая;
Проследить эволюцию развития искусства Китая от архаической культурной традиции до современных многообразных форм;
Проанализировать процесс становления и генезиса китайской литературы от летописной традиции до современных жанров литературы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народов России и зарубежья, толерантно воспринимать социальные и культурные различия
ОПК-2 способность составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его физико-географических, исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей
ОПК-7 способность выявлять степень и характер влияния религиозных и религиозно-этических учений на становление и функционирование общественно-политических институтов в странах региона специализации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы развития культуры Китая;
выдающихся представителей китайской литературы и искусства;
основные направления развития китайской литературы;
современные тенденции развития китайского искусства и культуры
хронологию основных событий истории культуры Китая;
категориальный и понятийный аппарат дисциплины
3.2.Уметь:
3.2.1.квалифицированно пользоваться историческими источниками и научной литературой, оперировать категориальным и понятийным аппаратом дисциплины, участвовать в дискуссиях на профессиональные темы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью критического суждения о произведении духовной культуры Китая, понятийным и категориальным аппаратом дисциплины

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Художественая культура Китая
1.1. История китайского искусство в эпоху древности Лекции 8 2 ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Искусство Китая в эпоху средневековья. Династия Мин и Цин. Лекции 8 2 ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.3. Основные тенденции развития искусства в Китае в новое и новейшее время. Китайский постмодернизм. Лекции 8 2 ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.4. Художественное наследие эпохи неолита Практические 8 2 ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 Л1.2, Л2.2
1.5. Китайская живописно-теоретическая мысль: основные вехи истории развития и центральная проблематика Практические 8 2 ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Живопись эпохи Цин Практические 8 2 ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.7. Развитие буддийского искусства в Китае Практические 8 2 ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.8. Анализ неолитического искусства Сам. работа 8 20 ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 Л1.2, Л1.3, Л2.2
1.9. Древнекитайское искусство Сам. работа 8 10 ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.10. Средневековое искусство Сам. работа 8 10 ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.11. Современное искусство Китая Сам. работа 8 12 ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Литература Китая
2.1. История становления китайской письменности. Древнекитайская литература Лекции 8 2 ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Китайская литература в средние века Лекции 8 2 ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Развитие китайской литературы в XVII - XIX вв. Лекции 8 2 ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.4. Литературная революция в Китае в начале XX в. Публицистичность китайской литературы начала XX в. Лекции 8 2 ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Основные тенденции развития китайской литературы (XX – начало XXI в.) Лекции 8 2 ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.6. Китайская литература эпохи Хань: народные песни и дескриптивные оды «ФУ». Сыма Цянъ - первый историк Китая Практические 8 2 ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.7. Основные направления развития поэзии в эпозху раннего средневековья. Великие танские поэты. Практические 8 2 ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.8. Формирование конфуцианского канона и его место в духовной культуре Китая Практические 8 2 ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.9. Тенденции развития литературного процесса XIX в. Иностранное влияние на литературный процесс в Китае. Практические 8 2 ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.10. Основные тенденции развития китайской литературы в первой половине XX в. Практические 8 2 ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.11. Литература эпохи культурной революции. Реставрация культуры в 70-е гг. XX в. Практические 8 2 ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.12. Анализ вклада общества «Гуманитариев» - Су Дунпо, Хуан Тинцзянь и др. Сунская повесть. «Хуа бэнь». Сам. работа 8 10 ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.13. Первый индивидуальный поэт Цюй Юань и «Чуские строфы» Сам. работа 8 10 ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.14. «Литературная инквизиция» последней трети XVIII в. Цао Сюэ-цинь (1724—1764) - «Сон в красном тереме». Сам. работа 8 10 ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.15. Постмодернизм в современной прозе Китая Сам. работа 8 6 ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Китайская философия
3.1. Становление и развитие китайской религиозной философии Лекции 8 2 ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Фундаментальные идеи древнекитайской философии (инь-ян, у син и др.) и ее основные школы Практические 8 2 ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Зарождение в Китае даосской философии. Место даосизма в системе официальных религиозно-идеологических ценностей. Практические 8 2 ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.4. Жизненный путь Конфуция, основные идеи его учения Сам. работа 8 8 ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.5. Средневековая китайская эстетика и философия. Основные направления развития Сам. работа 8 6 ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Культура как предмет изучения. Культура как эстетический феномен.
2. Культура эпохи Шан-Инь и Чжоу.
3. Развитие декоративно-прикладного искусства в Китае.
4. Литературно-письменная традиция в древнем Китае.
5. «Ши цзин» и его влияние на культуру и искусство Китая.
6. Зарождение авторской поэзии: творчество Цюй Юаня.
7. Литература эпохи Хань: первые жанрово-тематические классификации.
8. Буддизм и формирование беллетристической традиции в китайской литературе.
9. Конфуцианское «движение за возрождение древности» и его влияние на китайскую литературу в эпоху Тан.
10. Становление драмы и городского романа в период династии Юань.
11. Китайская классическая и сюжетная проза.
12. Традиционная китайская драматургия. Генезис китайского театра.
13. «Движение за новую культуру» в Китае 10-20-х годов ХХ в. и его отражение в литературе и искусстве.
14. Современные китайские литераторы и их творчество.
15. Конфуцианские трактаты о ритуале (ли): «Ли цзи», «Чжоу ли», «И ли». Основные особенности их содержания, роль в китайской культуре.
16. «Ши цзин» – происхождение, состав, особенности, роль в китайской культуре.
17. Основное содержание и особенности «Шу цзина» и «Чуньцю».
18. «Хань Фэй-цзы» – основное содержание, роль в китайской культуре.
19. «Лунь юй» («Беседы и суждения») – происхождение текста, общая концепция, роль в китайской культуре.
20. «Хун лоу мэн» («Сон в Красном тереме») – авторство, главные герои, характер сюжета, особенности содержания, метафорические образы, роль в культуре Китая.
21. «Си ю цзи» («Путешествие на Запад») – авторство, главные герои, идейная основа, основные метафоры и аллегории, роль в китайской культуре.
22. «Саньго яньи» («Трогецарствие»)- авторство, историческая основа сюжета, главные герои, особенности их характеров; роль в китайской культуре.
23. «Шуй ху чжуань» («Речные заводи») – авторство, источники, основные герои, характер сюжета, роль в китайской культуре.
24. «Цзинь Пин Мэй» («Цветы сливы в золотой вазе») – характер содержания, главные герои, отношение к роману в Китае в разные эпохи.
25. Религия как общественно-исторический феномен. Трактовка понятия. Цель и основные функции.
26. Классификация китайских мифов. Основные сюжеты и герои.
27. Общая характеристика религиозной системы древнего Китая. Религиозные представления китайцев в эпоху Шан – Инь.
28. Эволюция религиозной системы Китая в эпоху Чжоу.
29. Особенности формирования народных верований в Китае.
30. Основные категории китайских культов.
31. Этико-религиозный компонент конфуцианской идеологии.
32. Буддизм: история зарождения и основные принципы учения. Буддийский канон.
33. Формирование важнейших направлений внутри буддийского учения. «Махаяна» и «хинаяна».
34. Начало буддийской проповеди в Китае. Становление китайской буддийской общины. «Монашеский» и «светский» буддизм.
35. Китайские версии шуньявады и виджнянавады: школы Фасян и Саньлунь.
36. Школа Хуаянь: Буддийский универсализм.
37. Школа Тяньтай: «Буддизм для всех».
38. Ваджраяна в Китае, школа Чжэньянь.
39. Школа Цзинту, китайский амидаизм.
40. Школа Чань.
41. Проблема китаизации буддизма. Причины успешной интеграции буддизма в даосско-конфуцианское религиозное пространство Китая.
42. Буддизм в Тибете. Проникновение буддизма в Тибет.
43. Основные школы тибетского буддизма. Буддийская община в Тибете. Религиозный статус Далай-ламы.
44. Основные этапы генезиса ламаизма. Особенности ламаизма в Монголии.
45. Религиозный даосизм и его роль в духовной культуре Китая
46. История формирования и структура Дао цзана.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Развитие афористической прозы.
2. Риторическая проза.
3. Социально-экономическое развитие Китая эпохи Тан. Предпосылки расцвета культуры.
4. Китайская живописно-теоретическая мысль
5. Этапы формирования понятийного строя китайской теории искусства. Трактат Цзун Бина (конец IV начало V в.) «Введение в пейзажную живопись». Трактат Се Хэ (конец V – начало VI в.) «Заметки о категориях старинной живописи».
6. Начальный этап формирования станковой живописи (эпоха Шести династий). Творчество Гу Кайчжи.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС по курсу "История культуры Китая" в полном объеме размещен в Электронном учебно-методическом комплексе по дисциплине на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1247
1. Примерные варианты тестовых заданий.
1. Какие изменения произошли с буддийской сангхой в эпоху Тан?
• буддийская сангха стала богатейшей в стране религиозной организацией
• буддийская сангха подверглась изгнанию из Китая
• буддийская сангха была незначительной по численности и не имела своих монастырей
2. Эстетический идеал, стиль мышления, поведения и творчества, сложившийся в период Шести династий называется ...
• Фэн лю
• Шань шуй
• Хуа няо
• У пай
3. Определите роль и место даосизма в эпоху династии Юань.
• даосизм подвергся резким и безжалостным гонениям
• даосизм приобрел статус официальной религии
• произошло слияние даосизма и буддизма в синкретическую религию
• династия Юань не затрагивала религиозных учений
4. Каноническим текстом какой школы является "Лотосовая сутра"?
• Тяньтай
• Чжэньянь
• Чань
• Хуаянь
5. Китайскую литературу концы XIX - начала XX в. характеризует …
• публицистичность
• знакомство китайского читателя с образами других стран
• борьба за "новый стиль" в литературе
• усиление лирических направлений
• развитие новеллистической литературы
• утверждение в драматургии жанра цзацзюй


2. Контрольные вопросы: 1. Действие какого романа рассказывает читателю о политической борьбе в Китае в III в. н.э.?
2. Верно ли утверждение: В эпоху Юань появилась новая поэтическая форма саньцюй.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Анисимова И.В. и др. История Китая: учебное пособие / эл. опт. диск (CD-ROM) АлтГУ, Ист. фак.- Барнаул : АлтГУ., 2015 elibrary.asu.ru
Л1.2 Садохин, А.П. Мировая культура и искусство : : учебное пособие Москва : Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л1.3 Садохин, А.П. История мировой культуры: учебное пособие Москва : Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А.Н. Маркова, Е.М. Сквориова, С.Д. Бородина и др. ; под ред. А.Н. Марковой. Культурология. История мировой культуры: хрестоматия : учебное пособие Москва : Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л2.2 Ф.О. Айсина, И.А. Андреева, Н.О. Воскресенская и др. ; под ред. А.Н. Марковой Культурология: история мировой культуры: учебник Москва : Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт по истории древних цивилизаций, мифологии стран древнего Востока. www.ancient-east.ru
Э2 Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU включает полнотекстовые версии и библиографические указатели статей из научных журналов по различным отраслям знаний. Режим доступа: www.elibrary.ru
Э3 Электронная библиотека восточной литературы: источники по истории и культуре древнего Египта, народов Передней Азии, древней Индии и древнего Китая eastlib.narod.ru
Э4 Российская национальная библиотека www.nlr.ru
Э5 Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова www.hist.msu.ru
Э6 Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине "История культуры Китая" на Едином образовательном портале АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MathCAD, Автокод,
Adobe Photoshop,
Corel draw,
Компас,
VBasic 6,
Visual FoхPrо 7.0;
Delphi 6 и др.
В компьютерном классе установлены средства MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайт по истории древних цивилизаций, мифологии стран древнего Востока. Режим доступа: http://www.ancient-east.ru
Исторические источники по истории Древ Сайт по истории древних цивилизаций, мифологии стран древнего Востока. Режим доступа: http://www.ancient-east.ruнего Востока на русском языке в Интернете (Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова). Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/ancient.htm
Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU включает полнотекстовые версии и библиографические указатели статей из научных журналов по различным отраслям знаний. Режим доступа: http://www.elibrary.ru/
http://eastlib.narod.ru/i2.htm
Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ]

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий: стандартно оборудованные лекционные аудитории, аудитории для проведения интерактивных лекций, специализированный кабинет кафедры востоковедения (ауд. 306б М)
Требования к оборудованию рабочих мест преподавателя и обучающихся: мультимедиапроектор, ноутбук, экран, доступ к сети Интернет.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе изучения дисциплины «История культуры Китая» студентам предстоит актуализировать знания по истории Китая, этнографии региона, религии Китая. Дисциплина состоит из 3 разделов, выделенных в соответствии с хронологическим и тематическим принципами.
Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий (18 часов лекционных и 24 часа практических занятий) . Большое внимание уделяется самостоятельной работе студента (102 часа). Степень освоения курса зависит от успехов студента при подготовке и выполнении парктических заданий, умении рационально огранизовать свое учебное время.
Работа на лекции - заключается в обсуждении контрольных вопросов, изучении рекомендованной литературы.
На практическом занятии студент должен аргументировано изложить полученные в ходе самостоятельной работы при подготовке знания, участвовать в дискуссии, отстаивать свою позицию, уметь презентовать свое выступление.
Web - сопровождением аудиторных занятий является электорнный учебно-методический комплекс дисциплины, расположенный по адресу: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1247
Работа с ним является обязательной для студентов. Темы ЭУМКД включают в себя вопросы для обсуждения, планы семинаров, задания для самостоятельной работы, контрольные вопросы и задания.Подготовится к лекции, семинару, выполнению самостоятельной работы помогут дополнительные материалы, расположенные в темах.Тема считается пройденной, если студент выполнил все задания для самостоятельной работы, контрольные задания и тест, расположенный в теме.
Каждый раздел завершается итоговым тестом.
Итоговая аттестация происходит в виде зачета. Итоговая оценка складывается из:
Посещаемость аудиторных занятий 5 - 10
Активность работы на занятиях 5 - 15
Самостоятельная работа студентов (через систему Moodle)25 - 50
Итоговая аттестация 15 - 25
Итоговая сумма баллов за курс 50 - 100
Общая сумма баллов и итоговая оценка
49 баллов и менее - «незачет» .
50 - 100 баллов – «зачет».
Баллы за посещаемость
Устанавливается следующее соответствие посещаемости занятий (% присутствия от общего числа аудиторных часов по данной дисциплине) баллам БРС:
менее 50% занятий - 0 баллов;
50%-85% занятий - 5 баллов;
86%-100% занятий - 10 баллов.
Проверка посещаемости осуществляется преподавателем в начале занятия.
Опоздание студента более чем на 10 минут считается пропуском занятия. Преподаватель имеет право не допускать к занятию студента, опоздавшего более чем на 10 минут.
Баллы за активность студента на занятии
Активность студента на занятии предполагает: активное обсуждение на семинарах вопросов, поднимаемых преподавателем; участие в дискуссии, успешное выступление на лекционном или семинарском занятии с презентацией и докладом по теме, одобренной преподавателем. Данный вид работы оценивается в max 3 балла за одно занятие.
Баллы за самостоятельную работу студентов через систему Moodle
0 баллов - самостоятельная работа не выполнена либо все задания выполнены на неудовлетворительную оценку;
10 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в не полном объеме (не менее 75% заданий), все работы в среднем достойны оценки не ниже хорошей;
20 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы в среднем достойны удовлетворительной оценки;
40 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы в среднем достойны хорошей оценки;
50 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы достойны отличной оценки