Закреплена за кафедрой | Кафедра востоковедения |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.01. Зарубежное регионоведение |
Профиль | Китай и китайский язык |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_01_КиКЯ-1234-2017 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 14 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 102 | 102 | 102 | 102 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра востоковедения
Протокол от г. №
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Д.А. Глазунов
1.1. | формирование представлений о культуре Китая как части мировой духовной культуры, приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям в различных областях китайской художественной культуры, освоение художественного опыта прошлого и настоящего, изучение общих черт и особенностей культурно-исторических периодов, выделяемых в истории Китая, феноменов духовной культуры китайского народа. выявить и охарактеризовать основные элементы духовной культуры Китая; Проследить эволюцию развития искусства Китая от архаической культурной традиции до современных многообразных форм; Проанализировать процесс становления и генезиса китайской литературы от летописной традиции до современных жанров литературы. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОК-3 | способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народов России и зарубежья, толерантно воспринимать социальные и культурные различия |
ОПК-2 | способность составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его физико-географических, исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей |
ОПК-7 | способность выявлять степень и характер влияния религиозных и религиозно-этических учений на становление и функционирование общественно-политических институтов в странах региона специализации |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные этапы развития культуры Китая; выдающихся представителей китайской литературы и искусства; основные направления развития китайской литературы; современные тенденции развития китайского искусства и культуры хронологию основных событий истории культуры Китая; категориальный и понятийный аппарат дисциплины |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | квалифицированно пользоваться историческими источниками и научной литературой, оперировать категориальным и понятийным аппаратом дисциплины, участвовать в дискуссиях на профессиональные темы |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | способностью критического суждения о произведении духовной культуры Китая, понятийным и категориальным аппаратом дисциплины |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Художественая культура Китая | ||||||
1.1. | История китайского искусство в эпоху древности | Лекции | 8 | 2 | ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.2. | Искусство Китая в эпоху средневековья. Династия Мин и Цин. | Лекции | 8 | 2 | ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 | Л1.1, Л1.3, Л2.1 |
1.3. | Основные тенденции развития искусства в Китае в новое и новейшее время. Китайский постмодернизм. | Лекции | 8 | 2 | ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.4. | Художественное наследие эпохи неолита | Практические | 8 | 2 | ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 | Л1.2, Л2.2 |
1.5. | Китайская живописно-теоретическая мысль: основные вехи истории развития и центральная проблематика | Практические | 8 | 2 | ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.6. | Живопись эпохи Цин | Практические | 8 | 2 | ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.7. | Развитие буддийского искусства в Китае | Практические | 8 | 2 | ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 | Л1.2, Л1.3, Л2.1 |
1.8. | Анализ неолитического искусства | Сам. работа | 8 | 20 | ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 | Л1.2, Л1.3, Л2.2 |
1.9. | Древнекитайское искусство | Сам. работа | 8 | 10 | ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.10. | Средневековое искусство | Сам. работа | 8 | 10 | ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.11. | Современное искусство Китая | Сам. работа | 8 | 12 | ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 2. Литература Китая | ||||||
2.1. | История становления китайской письменности. Древнекитайская литература | Лекции | 8 | 2 | ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.2. | Китайская литература в средние века | Лекции | 8 | 2 | ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.3. | Развитие китайской литературы в XVII - XIX вв. | Лекции | 8 | 2 | ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.4. | Литературная революция в Китае в начале XX в. Публицистичность китайской литературы начала XX в. | Лекции | 8 | 2 | ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.5. | Основные тенденции развития китайской литературы (XX – начало XXI в.) | Лекции | 8 | 2 | ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.6. | Китайская литература эпохи Хань: народные песни и дескриптивные оды «ФУ». Сыма Цянъ - первый историк Китая | Практические | 8 | 2 | ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.7. | Основные направления развития поэзии в эпозху раннего средневековья. Великие танские поэты. | Практические | 8 | 2 | ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.8. | Формирование конфуцианского канона и его место в духовной культуре Китая | Практические | 8 | 2 | ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.9. | Тенденции развития литературного процесса XIX в. Иностранное влияние на литературный процесс в Китае. | Практические | 8 | 2 | ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.10. | Основные тенденции развития китайской литературы в первой половине XX в. | Практические | 8 | 2 | ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.11. | Литература эпохи культурной революции. Реставрация культуры в 70-е гг. XX в. | Практические | 8 | 2 | ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.12. | Анализ вклада общества «Гуманитариев» - Су Дунпо, Хуан Тинцзянь и др. Сунская повесть. «Хуа бэнь». | Сам. работа | 8 | 10 | ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.13. | Первый индивидуальный поэт Цюй Юань и «Чуские строфы» | Сам. работа | 8 | 10 | ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.14. | «Литературная инквизиция» последней трети XVIII в. Цао Сюэ-цинь (1724—1764) - «Сон в красном тереме». | Сам. работа | 8 | 10 | ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.15. | Постмодернизм в современной прозе Китая | Сам. работа | 8 | 6 | ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 3. Китайская философия | ||||||
3.1. | Становление и развитие китайской религиозной философии | Лекции | 8 | 2 | ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.2. | Фундаментальные идеи древнекитайской философии (инь-ян, у син и др.) и ее основные школы | Практические | 8 | 2 | ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.3. | Зарождение в Китае даосской философии. Место даосизма в системе официальных религиозно-идеологических ценностей. | Практические | 8 | 2 | ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.4. | Жизненный путь Конфуция, основные идеи его учения | Сам. работа | 8 | 8 | ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
3.5. | Средневековая китайская эстетика и философия. Основные направления развития | Сам. работа | 8 | 6 | ОК-3, ОПК-2, ОПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Культура как предмет изучения. Культура как эстетический феномен. 2. Культура эпохи Шан-Инь и Чжоу. 3. Развитие декоративно-прикладного искусства в Китае. 4. Литературно-письменная традиция в древнем Китае. 5. «Ши цзин» и его влияние на культуру и искусство Китая. 6. Зарождение авторской поэзии: творчество Цюй Юаня. 7. Литература эпохи Хань: первые жанрово-тематические классификации. 8. Буддизм и формирование беллетристической традиции в китайской литературе. 9. Конфуцианское «движение за возрождение древности» и его влияние на китайскую литературу в эпоху Тан. 10. Становление драмы и городского романа в период династии Юань. 11. Китайская классическая и сюжетная проза. 12. Традиционная китайская драматургия. Генезис китайского театра. 13. «Движение за новую культуру» в Китае 10-20-х годов ХХ в. и его отражение в литературе и искусстве. 14. Современные китайские литераторы и их творчество. 15. Конфуцианские трактаты о ритуале (ли): «Ли цзи», «Чжоу ли», «И ли». Основные особенности их содержания, роль в китайской культуре. 16. «Ши цзин» – происхождение, состав, особенности, роль в китайской культуре. 17. Основное содержание и особенности «Шу цзина» и «Чуньцю». 18. «Хань Фэй-цзы» – основное содержание, роль в китайской культуре. 19. «Лунь юй» («Беседы и суждения») – происхождение текста, общая концепция, роль в китайской культуре. 20. «Хун лоу мэн» («Сон в Красном тереме») – авторство, главные герои, характер сюжета, особенности содержания, метафорические образы, роль в культуре Китая. 21. «Си ю цзи» («Путешествие на Запад») – авторство, главные герои, идейная основа, основные метафоры и аллегории, роль в китайской культуре. 22. «Саньго яньи» («Трогецарствие»)- авторство, историческая основа сюжета, главные герои, особенности их характеров; роль в китайской культуре. 23. «Шуй ху чжуань» («Речные заводи») – авторство, источники, основные герои, характер сюжета, роль в китайской культуре. 24. «Цзинь Пин Мэй» («Цветы сливы в золотой вазе») – характер содержания, главные герои, отношение к роману в Китае в разные эпохи. 25. Религия как общественно-исторический феномен. Трактовка понятия. Цель и основные функции. 26. Классификация китайских мифов. Основные сюжеты и герои. 27. Общая характеристика религиозной системы древнего Китая. Религиозные представления китайцев в эпоху Шан – Инь. 28. Эволюция религиозной системы Китая в эпоху Чжоу. 29. Особенности формирования народных верований в Китае. 30. Основные категории китайских культов. 31. Этико-религиозный компонент конфуцианской идеологии. 32. Буддизм: история зарождения и основные принципы учения. Буддийский канон. 33. Формирование важнейших направлений внутри буддийского учения. «Махаяна» и «хинаяна». 34. Начало буддийской проповеди в Китае. Становление китайской буддийской общины. «Монашеский» и «светский» буддизм. 35. Китайские версии шуньявады и виджнянавады: школы Фасян и Саньлунь. 36. Школа Хуаянь: Буддийский универсализм. 37. Школа Тяньтай: «Буддизм для всех». 38. Ваджраяна в Китае, школа Чжэньянь. 39. Школа Цзинту, китайский амидаизм. 40. Школа Чань. 41. Проблема китаизации буддизма. Причины успешной интеграции буддизма в даосско-конфуцианское религиозное пространство Китая. 42. Буддизм в Тибете. Проникновение буддизма в Тибет. 43. Основные школы тибетского буддизма. Буддийская община в Тибете. Религиозный статус Далай-ламы. 44. Основные этапы генезиса ламаизма. Особенности ламаизма в Монголии. 45. Религиозный даосизм и его роль в духовной культуре Китая 46. История формирования и структура Дао цзана. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Развитие афористической прозы. 2. Риторическая проза. 3. Социально-экономическое развитие Китая эпохи Тан. Предпосылки расцвета культуры. 4. Китайская живописно-теоретическая мысль 5. Этапы формирования понятийного строя китайской теории искусства. Трактат Цзун Бина (конец IV начало V в.) «Введение в пейзажную живопись». Трактат Се Хэ (конец V – начало VI в.) «Заметки о категориях старинной живописи». 6. Начальный этап формирования станковой живописи (эпоха Шести династий). Творчество Гу Кайчжи. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ФОС по курсу "История культуры Китая" в полном объеме размещен в Электронном учебно-методическом комплексе по дисциплине на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1247 1. Примерные варианты тестовых заданий. 1. Какие изменения произошли с буддийской сангхой в эпоху Тан? • буддийская сангха стала богатейшей в стране религиозной организацией • буддийская сангха подверглась изгнанию из Китая • буддийская сангха была незначительной по численности и не имела своих монастырей 2. Эстетический идеал, стиль мышления, поведения и творчества, сложившийся в период Шести династий называется ... • Фэн лю • Шань шуй • Хуа няо • У пай 3. Определите роль и место даосизма в эпоху династии Юань. • даосизм подвергся резким и безжалостным гонениям • даосизм приобрел статус официальной религии • произошло слияние даосизма и буддизма в синкретическую религию • династия Юань не затрагивала религиозных учений 4. Каноническим текстом какой школы является "Лотосовая сутра"? • Тяньтай • Чжэньянь • Чань • Хуаянь 5. Китайскую литературу концы XIX - начала XX в. характеризует … • публицистичность • знакомство китайского читателя с образами других стран • борьба за "новый стиль" в литературе • усиление лирических направлений • развитие новеллистической литературы • утверждение в драматургии жанра цзацзюй 2. Контрольные вопросы: 1. Действие какого романа рассказывает читателю о политической борьбе в Китае в III в. н.э.? 2. Верно ли утверждение: В эпоху Юань появилась новая поэтическая форма саньцюй. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Анисимова И.В. и др. | История Китая: учебное пособие / эл. опт. диск (CD-ROM) | АлтГУ, Ист. фак.- Барнаул : АлтГУ., 2015 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Садохин, А.П. | Мировая культура и искусство : : учебное пособие | Москва : Юнити-Дана, 2015 | biblioclub.ru |
Л1.3 | Садохин, А.П. | История мировой культуры: учебное пособие | Москва : Юнити-Дана, 2015 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | А.Н. Маркова, Е.М. Сквориова, С.Д. Бородина и др. ; под ред. А.Н. Марковой. | Культурология. История мировой культуры: хрестоматия : учебное пособие | Москва : Юнити-Дана, 2015 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Ф.О. Айсина, И.А. Андреева, Н.О. Воскресенская и др. ; под ред. А.Н. Марковой | Культурология: история мировой культуры: учебник | Москва : Юнити-Дана, 2015 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Сайт по истории древних цивилизаций, мифологии стран древнего Востока. | www.ancient-east.ru | ||
Э2 | Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU включает полнотекстовые версии и библиографические указатели статей из научных журналов по различным отраслям знаний. Режим доступа: | www.elibrary.ru | ||
Э3 | Электронная библиотека восточной литературы: источники по истории и культуре древнего Египта, народов Передней Азии, древней Индии и древнего Китая | eastlib.narod.ru | ||
Э4 | Российская национальная библиотека | www.nlr.ru | ||
Э5 | Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова | www.hist.msu.ru | ||
Э6 | Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине "История культуры Китая" на Едином образовательном портале АлтГУ | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MathCAD, Автокод, Adobe Photoshop, Corel draw, Компас, VBasic 6, Visual FoхPrо 7.0; Delphi 6 и др. В компьютерном классе установлены средства MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др. | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Сайт по истории древних цивилизаций, мифологии стран древнего Востока. Режим доступа: http://www.ancient-east.ru Исторические источники по истории Древ Сайт по истории древних цивилизаций, мифологии стран древнего Востока. Режим доступа: http://www.ancient-east.ruнего Востока на русском языке в Интернете (Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова). Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/ancient.htm Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU включает полнотекстовые версии и библиографические указатели статей из научных журналов по различным отраслям знаний. Режим доступа: http://www.elibrary.ru/ http://eastlib.narod.ru/i2.htm Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ] |
Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий: стандартно оборудованные лекционные аудитории, аудитории для проведения интерактивных лекций, специализированный кабинет кафедры востоковедения (ауд. 306б М) Требования к оборудованию рабочих мест преподавателя и обучающихся: мультимедиапроектор, ноутбук, экран, доступ к сети Интернет. |
В ходе изучения дисциплины «История культуры Китая» студентам предстоит актуализировать знания по истории Китая, этнографии региона, религии Китая. Дисциплина состоит из 3 разделов, выделенных в соответствии с хронологическим и тематическим принципами. Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий (18 часов лекционных и 24 часа практических занятий) . Большое внимание уделяется самостоятельной работе студента (102 часа). Степень освоения курса зависит от успехов студента при подготовке и выполнении парктических заданий, умении рационально огранизовать свое учебное время. Работа на лекции - заключается в обсуждении контрольных вопросов, изучении рекомендованной литературы. На практическом занятии студент должен аргументировано изложить полученные в ходе самостоятельной работы при подготовке знания, участвовать в дискуссии, отстаивать свою позицию, уметь презентовать свое выступление. Web - сопровождением аудиторных занятий является электорнный учебно-методический комплекс дисциплины, расположенный по адресу: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1247 Работа с ним является обязательной для студентов. Темы ЭУМКД включают в себя вопросы для обсуждения, планы семинаров, задания для самостоятельной работы, контрольные вопросы и задания.Подготовится к лекции, семинару, выполнению самостоятельной работы помогут дополнительные материалы, расположенные в темах.Тема считается пройденной, если студент выполнил все задания для самостоятельной работы, контрольные задания и тест, расположенный в теме. Каждый раздел завершается итоговым тестом. Итоговая аттестация происходит в виде зачета. Итоговая оценка складывается из: Посещаемость аудиторных занятий 5 - 10 Активность работы на занятиях 5 - 15 Самостоятельная работа студентов (через систему Moodle)25 - 50 Итоговая аттестация 15 - 25 Итоговая сумма баллов за курс 50 - 100 Общая сумма баллов и итоговая оценка 49 баллов и менее - «незачет» . 50 - 100 баллов – «зачет». Баллы за посещаемость Устанавливается следующее соответствие посещаемости занятий (% присутствия от общего числа аудиторных часов по данной дисциплине) баллам БРС: менее 50% занятий - 0 баллов; 50%-85% занятий - 5 баллов; 86%-100% занятий - 10 баллов. Проверка посещаемости осуществляется преподавателем в начале занятия. Опоздание студента более чем на 10 минут считается пропуском занятия. Преподаватель имеет право не допускать к занятию студента, опоздавшего более чем на 10 минут. Баллы за активность студента на занятии Активность студента на занятии предполагает: активное обсуждение на семинарах вопросов, поднимаемых преподавателем; участие в дискуссии, успешное выступление на лекционном или семинарском занятии с презентацией и докладом по теме, одобренной преподавателем. Данный вид работы оценивается в max 3 балла за одно занятие. Баллы за самостоятельную работу студентов через систему Moodle 0 баллов - самостоятельная работа не выполнена либо все задания выполнены на неудовлетворительную оценку; 10 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в не полном объеме (не менее 75% заданий), все работы в среднем достойны оценки не ниже хорошей; 20 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы в среднем достойны удовлетворительной оценки; 40 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы в среднем достойны хорошей оценки; 50 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы достойны отличной оценки |