МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Макроэкономика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильМеждународная экономика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план38_03_01_МЭ-1-2017
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 86
самостоятельная работа 103
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2
курсовая работа: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 23,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 42 42 42 42
Практические 44 44 44 44
Сам. работа 103 103 103 103
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.э.н., доцент В.И.Крышка

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент С.и.Обиремко

Рабочая программа дисциплины
Макроэкономика

разработана в соответствии с ФГОС:
Образовательный стандарт: приказ № 1327 от 12.11.2015 г. по направлеению "Экономика"

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика: Международная экономика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 26.06.2017 г. № 10
Срок действия программы: 2017-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор А.Я. Троцковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 26.06.2017 г. № 10
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор А.Я. Троцковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Освоение студентами теоретических знаний, составляющих основу профессиональной деятельности и культуры экономиста в сфере макроэкономики

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Систему макроэкономических понятий, необходимых ддл использования в различных сферах деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.Использовать систему макроэкономических знаний в различных сферах деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Использования системы макроэконоичских знаний для организации научно-исследовательской и практической деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы макроэкономики
1.1. Основы макроэкоономики Лекции 2 8 ОК-3 Л1.3, Л1.4, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Основы макроэкоономики Практические 2 8 ОК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Основы макроэкоономики Сам. работа 2 20 ОК-3 Л1.4, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Общее равновесие макроэкономики
2.1. Общее равновесие макроэкономики Лекции 2 10 ОК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Общее равновесие макроэкономики Практические 2 10 ОК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Общее равновесие макроэкономики Сам. работа 2 20 ОК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Общеенравновесие макроэкономики
3.1. Общеенравновесие макроэкономики Лекции 2 8 ОК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.2. Общеенравновесие макроэкономики Практические 2 10 ОК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.3. Общеенравновесие макроэкономики Сам. работа 2 20 ОК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Экономическая политика
4.1. Экономическая политика Лекции 2 8 ОК-3 Л1.3, Л1.4, Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.2. Экономическая политика Практические 2 8 ОК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.3. Экономическая политика Сам. работа 2 20 ОК-3 Л1.3, Л1.4, Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 5. Открытая макроэкономика
5.1. Открытая макроэкономика Лекции 2 8 ОК-3 Л1.3, Л1.4, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
5.2. Открытая макроэкономика Практические 2 8 ОК-3 Л1.3, Л1.4, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
5.3. Открытая макроэкономика Сам. работа 2 23 ОК-3 Л1.3, Л1.4, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросыф экзамена
1. Предмет макроэкономики
2. Методология макроэкономики
3. Ресурсы, запасы и потоки благ
4. Модель кругооборота благ и доходов
5. Понятие и состав валового внутреннего продукта (ВВП)
6. Номинальный и реальный ВВП, дефлятор ВВП
7. Способы расчета ВВП
8. Индексы измерения ВВП
9. Национальный доход, его состав и структура
10. Личный располагаемый доход
11. Склонность к потреблению и сбережению
12. Мультипликационные эффекты макроэкономики
13. Уравнение обмена И. Фишера, его современная трактовка
14. Совокупный спрос, его характер, кривая, эффекты и факторы
15. Совокупное предложение, его кривая, кривая, состав и факторы
16. Модель AD-AS, общее равновесие и неравновесие
17. Модель кейнсианского креста
18. Деньги, их сущность и функции в макроэкономике
19. Денежные агрегаты макроэкономики
20. Номинальные и реальные ставки процента
21. Денежный мультипликатор макроэкономики
22. Модель кредитно-денежного рынка
23. Рынок финансового капитала
24. Инвестиции и сбережения в макроэкономике
25. Деньги и мотивы предпочтения ликвидности (денежных запасов)
26. Модели IS-LM, общее равновесие на товарном и денежном рынках
27. Макроэкономический цикл, его стадии, фазы и критические точки
28. Волны макроэкономической динамики, их виды и основания
29. Механизм мультипликатора-акселератора
30. Инфляция и дефляция, их сущность, виды, факторы и последствия
31. Занятость и безработица, ее показатели, виды и причины
32. Инфляция и безработица, кривая Филлипса, ее современное значение
33. Типы и факторы экономического роста
34. Кейнсианские модели экономического роста
35. Неоклассическая модель экономического роста Р. Солоу
36. Политэкономическая природа государства
37. Сущность и функции государства в макроэкономике
38. Экономическая политика, ее цели, задачи и средства
39. Государственный бюджет в системе финансов государства
40. Сущность и виды налогов, кривая Лаффера
41. Налогово-бюджетная политика
42. Денежно-кредитная политика
43. Социально-экономическая политика государства
44. Оптимизация экономической политики
45. Экспорт и импорт товаров, торговый баланс страны
46. Современная валютная система и валютные курсы
47. Ввоз и вывоз капиталов
48. Платежный баланс страны
49. Глобализация международной экономики, ее проблемы и решения
50. Значение и роль РФ в международной экономике
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы эссе

Модуль 1. Основы макроэкономики
1. Богатство есть призрачная иллюзия людей, озабоченных хлебом на-сущным (М. Монтень)
2. Очень богатые люди не похожи на вас с нами (Ф. С. Фицджеральд)
3. Когда ты станешь богатым, не забывай, что богатство и бедность − одно и то же. (И. Кант)
4. Люди всегда воображают, что талант – их постоянный капитал, а заработок − проценты. (А. Шопенгауэр)
5. Лучше быть материально богатым и нищим духом, чем богатым духом и нищим материально (Автор неизвестен)
6. Горе вам, богатые! Ибо вы уже получили свое (Евангелие от Луки)
7. Богатство – это сбережения многих в руках одного (Юлиан Тувим)
8. Быть богатым в наше время накладно (Майкл Харрингтон)
Модуль 2. Общее равновесие макроэкономики
1. Деньги в макроэкономике не более чем вуаль, которая прикрывает реальные процессы (Это выражение обычно приписывается представителям классической политэкономии)
2. Современный монетаризм – эта старая песня (количественная теория денег) на новый лад! (Мнение критиков монетаристов)
3. Кейнсианство обанкротилось, не сумев решить проблему инфляции (Мнение критиков кейнсианства)
4. Ликвидная ловушка – это мышеловка без сыра! (Автор неизвестен)
5. Рост акцизов на табак и алкоголь – это виток инфляции!
(Авторство не установлено)
6. «Парадокс» бережливости можно вылечить только хирургическим вмешательством в экономику (Автор неизвестен)
7. Богатые духом чаше всего – бедные родственники бедных духом (М. Шерган)
8. Социальный прогресс требует стандартизации людей, и эту стандартизацию называют равенством (Эрик Фром)
Модуль 3. Общее неравновесие макроэкономики
1. Спад – это когда теряет работу ваш сосед, кризис – когда работу теряете вы (Гарри Трумэн)
2. Лучше задыхаться от рабочей одышки, чем от скуки (Автор неизвес-тен)
3. В России лучше быть бомжом, чем получать минимальную заработ-ную плату (Автор неизвестен)
4. Учиться, учиться и еще раз учиться, потому что работы вы все равно не найдете (Ф. Коняхин)
5. Небольшая инфляция – все равно, что небольшая беременность (Ф. Рузвельт)
6. Инфляция – золотое время для возврата долгов (Автор неизвестен)
7. Когда люди не знают себе цены, начинается инфляция (Б. Крутиер)
8. Если все думают, что цены поднимутся, цены поднимутся… (Автор неизвестен)
Модуль 4. Экономическая политика
1. Лучше плохая экономическая политика, чем хорошие обещания политиков. (Автор неизвестен)
2. Сбалансировать бюджет – не великая мудрость, нужно лишь перестать есть. (Авторство не установлено)
3. Чем больше денег у населения, тем выше инфляция, дефицит и ниже курс национальной валюты (Автор неизвестен)
4. Борьба с инфляцией иногда напоминает борьбу с ветряными мельни-цами. (Неизвестный автор)
5. Финансисты поддерживают государство как веревка − висельника (М. Монтескье)
6. Коль скоро богатство − это власть, всякая власть, тем или иным способом, прибирает к рукам богатство. (Э. Берк)
7. Прежде, чем что-то удвоить, надо решить, у кого ополовинить
(М. Мамчич)
8. Дай политику свободу рук, и ты найдешь их в своих карманах. (Авторство неизвестно)
Модуль 5. Открытая экономика
1. Отечественные товары – всегда отличное качество (Советский лозунг)
2. Лучше голодовать, чем попадать в продовольственную зависимость (Авторство не установлено)
3. Глобализация – это эксплуатация слаборазвитых стран (Авторство неизвестно)
4. Перед тем как развивать российскую экономику, ее надо вылечить, иначе она вырастет уродом. (Умор КВН)
5. В политической экономии есть два метода: европейский — отложить и русский — одолжить (Автор не установлен)
6. Нефтяная рента − это ресурсное проклятие российской экономики. (И. Красновский – экономист)
7. Американский доллар падает и потому всё российское дорожает.
(Г. Александров – экономист)
8. Прежде чем за мировое лидерство «воевать» ‒ нужно вначале, как Китай, свою экономику поднять. (Авторство не установлено)


3.4. Тематика коллоквиумов по модулям

Коллоквиум 1. Система национального счетоводства
1. Валовой национальный продукт (ВНП) и валовой внутренний продукт (ВВП): теоретическое разграничение.
2. Динамика производства ВВП в РФ в 2000-2016 годах
3. Структура ВВП РФ по доходам и расходам в 2013-2016 годах.
4. Валовой внутренний продукт и валовой региональный продукт: про-блемы соизмерения.
5. Отраслевая структура ВВП в 2013-2016 годах
6. Динамика регионального продукта Алтайского края в 2010-2016 годах
Коллоквиум 2. Общее равновесие макроэкономики
1. Неоклассическая и кейнсианская теории общего равновесия
2. Состав и структура совокупного спроса в современной России
3. Динамика потребления и реального ВВП в России (10 последних лет)
4. Динамика инвестиций и реального ВВП в России (10 последних лет)
5. Развитие фондового рынка в современной России (10 последних лет)
6. Состояние рынка труда в современной России 2010-2016 годы
Коллоквиум 3. Общее неравновесие макроэкономики
1. Инфляция в России в 1992 г. по 2016 год
2. Занятость и безработица в России с 1992г. по 2016 год
3. Экспертные оценки ожидаемой инфляции в 2017-2019 годах
4. Проблемы занятости молодежи в современной России
5. Экономической рост в экономике России (1998-2013 годы)
6. Причины и последствия экономического спада в 2014-2016 годах
Коллоквиум 4. Экономическая политика
1. Стратегия экономического развития России (по материалам Майских (2012 г) Указов Президента РФ В. В. Путина)
2. Бюджет Российской Федерации в 2017 г.
3. Приоритетные национальные проекты развития России до 2025 года
4. Комплексная программа развития Алтайского края до 2020 г.
5. Программа развития г. Барнаула до 2020 г.
6. Современная социальная политика в России
Коллоквиум 5. Открытая экономика
1. Анализ деятельности России в ВТО в 2012-2016 годах
2. Состояние платежного баланса России в 2010-2016 годах
3. Курсы валют в развивающихся странах и России (последние 5 лет).
4. Судьба Евро: версии развития европейской экономики
5. Проблемы плавающего валютного курса рубля
6. Место экономики России в мировом хозяйстве: тенденции и прогнозы

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Общая характеристика оценочных процедур
Дисциплина: Макроэкономика. Направление подготовки бакалавра по профессиональной образовательной программе 38.03.01. – «Экономика»
Освоение дисциплины рассчитано на 2 семестр, часов по рабочей программе – 216; зачетных единиц – 6; каждая зачетная единица составляет 50 баллов; максимальное количество баллов – 300 (6 x 50баллов). Курс разбит на 5 модулей, по которым ведется оценка текущей успеваемости. Предусмотрены 2 контрольные точки.
Распределение часов по видам учебной деятельности: лекции – 42, практические занятия – 44; самостоятельная работа –130. Доля аудиторной нагрузки на студента составляет примерно 40 %, самостоятельной работы – 60 %
При распределении баллов по основным видам учебной деятельности выделяется:
• на промежуточный (итоговый) экзамен – 30 баллов (см.: Положение о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов по дисциплинам основных образовательных программ ФГОС ВО АлтГУ, 2013);
• на самостоятельную работу 160 баллов (примерно 60 %) от 270 баллов;
• на контроль аудиторной работы студентов (лекции и практические занятия) – 110 баллов
По решению преподавателя студент, набравший 135-174 баллов в течение семестра автоматически, получает оценку «удовлетворительно», 175- 224 баллов – «хорошо», 230 – 270 баллов – «отлично».
Распределение баллов по текущей успеваемости выглядит следующим образом.
За посещение лекций (21 лекция) студент получает максимально – 50баллов . 2 балла за каждую лекцию и за ведение конспекта – максимально 8 баллов. Проверка конспектов проводится периодически во время выполнения контрольных работ. При пропуске лекции по неуважительной причине вычитайся 2 балла.
В семестре предусмотрены 5 письменных контрольных работ, кото-рые проводятся во время практических занятий, максимально количество балов за контрольные работы 60 баллов, за каждую контрольную работу студент получает максимальное количество 12 баллов.
Самострельная работа (160 баллов) включает 1) написание эссе, 2) подготовку докладов, 3) решение тестов и 4) практических заданий. Эти виды работ оцениваются таким образом. Все эссе – максимально 60 баллов (12 баллов x 5), доклады ‒ 50 (10 баллов x 5), 5есты – 25 баллов (5 баллов x 5), Практические задания – 25 баллов (5 баллов x 5)
Представленные выше расчеты даны в нижеследующей таблице

Таблица 4.2.Порядок оценивания результатов обучения по дисциплине

Максимальная сумма баллов текущей успеваемо-сти Промежуточ-ная (итоговая)
аттестация Итого-вая сумма баллов
Аудиторная работа Самостоятельная работа
Лек-ции Письмен-ные кон-трольные работы Эс-се Докла-ды Тес-ты Зада-ния Сумма
баллов на
экзамене
50 60 60 50 25 25 30 300

Оценка «незачтено» ‒ менее 135 баллов, «зачтено» ‒ более 135 баллов.

4.3. Шкала перевода из 100 – балльной в 4 ‒ балльную систему оценивания результатов обучения на экзамене

Оценка по 4 ‒ балльной шкале Количество баллов по 100-балльной шкале
неудовлетворительно менее 50
удовлетворительно 50-64
хорошо 65-85
отлично 85-100

4.3.Критерии оценки ответа на экзамене

100-балль-ная шкала 4-балльная шкала
(уровень освоения)
Всего 30 баллов Критерии
85-100 Отлично
(повышенный уро-вень) ‒ 25-30 бал-лов Студентом дан полный, в логической последо-вательности развернутый ответ на поставлен-ный вопрос; он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные теоретические задания без ошибок.
65-84 Хорошо
(базовый уровень)
20-25 баллов Студентом дан развернутый и полный ответ на поставленный вопрос; студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семи-нарских занятиях, а также полученные посред-ством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако до-пускается неточность в ответе. Решил предло-женные теоретические задания с небольшими неточностями.
50-64 Удовлетворитель-но
(пороговый уро-вень)
15-20 баллов Студентом дан ответ, свидетельствующий в ос-новном о знании процессов изучаемой дисцип-лины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении теоретических заданий.
0-49 Неудовлетвори-тельно
(уровень не сфор-мирован)
менее 15 баллов Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий не-знание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение теоретических заданий не выполнено, т.е. сту-дент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

4.4. Критерии оценки письменных контрольных работ

100-балль-ная шкала 4-балльная шкала
(уровень освоения)
Максимально 12 баллов за каждую контрольную работу Критерии
85-100 Отлично
(повышенный уро-вень)
10-12 баллов Студентом дан полный, в логической последо-вательности развернутый письменный ответ на поставленные вопросы; он продемонстрировал знания вопросов модуля в полном объеме учебной программы, глубоко и всесторонне осмысливает раздел дисциплины (модуль), самостоятельно приводит собственные примеры по про-блематике поставленного вопроса, умело ис-пользует теоретические модели.
65-85 Хорошо
(базовый уровень)
8-10 баллов Студентом дан полный, в логической последо-вательности развернутый письменный ответ на поставленные вопросы; он продемонстрировал знания вопросов модуля в полном объеме учебной программы, глубоко и всесторонне осмысливает раздел дисциплины (модуль), самостоятельно приводит собственные примеры по про-блематике поставленного вопроса, умело ис-пользует теоретические модели.Однако допу-щенанекоторая неточность в ответах.
50-64 Удовлетворитель-но
(пороговый уро-вень)
6-8 баллов Студентом дан письменный ответ, свидетельст-вующий о знании процессов изучаемого модуля только в основном, ответы отличаются недостаточной глубиной и полнотой раскрытия вопросов модуля, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений и процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением письменной речью, логичностью и последова-тельностью ответа.
0-49 Неудовлетвори-тельно
(уровень не сфор-мирован) Студентом дан письменный ответ, который со-держит ряд серьезных неточностей, обнаружи-вающий незнание процессов изучаемой пред-метной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопро-сов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением письменной речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны.

4.5.Критерии оценки эссе

100-балль-ная шкала 4-балльная шкала
(уровень освоения)
Максимально 12 баллов за каждое эссе Критерии
85-100 Отлично
(повышенный уро-вень)
10-12 баллов 1.Знание и понимание теоретического мате-риала.
Студент полно и четко определяет рассматри-ваемые понятия, проводит соответствующие примеры и информацию, используемые понятия строго соответствуют теме эссе, работа выполнена самостоятельно без плагиата и компиляции.
2. Анализ и оценка информации
Грамотно применяет категории анализа, умело использует приемы сравнения и общения, спо-собен объяснять альтернативные взгляды на проблему и прийти к сбалансированному за-ключению, использование большого количества источников информации, обоснованная интерпретация текстовой информации, дает личную оценку проблеме.
3. Логика рассуждений
Ясность и четкость изложения, логика структу-рирования доказательств, выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией, приводятся различные точки зрения и их личная оценка, общая форма изложения полученных результатов и их интерпретации соответствует жанру проблемной научной статьи.
4. Оформление работы
Работа отвечает всем требованиям к оформле-нию и использованию цитат, соблюдение лек-сических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка, оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации, использование стандарта предприятия при оформлении работы
65-84 Хорошо
(базовый уровень)
8-10 баллов 1.Знание и понимание теоретического мате-риала.
Студент определяет рассматриваемые понятия, проводит соответствующие примеры и инфор-мацию, используемые понятия в целом соот-ветствуют теме эссе, работа выполнена само-стоятельно без плагиата и компиляции.
2. Анализ и оценка информации
Применяет категории анализа, использует приемы сравнения и общения, способен объяс-нять альтернативные взгляды на проблему и прийти к сбалансированному заключению, ис-пользование достаточного количества источников информации, обоснованная интерпретация текстовой информации, дает личную оценку проблеме.
3. Логика рассуждений
Довольно ясное изложение, логика доказа-тельств структурирована, выдвинутые тезисы сопровождаются достаточной аргументацией, приводятся точки зрения и их личная оценка, общая форма изложения полученных результатов и их интерпретации в целом соответствует жанру проблемной научной статьи.
4. Оформление работы
Работа отвечает требованиям к оформлению и использованию цитат, соблюдены лексические, фразеологические, грамматические и стилисти-ческие норм русского литературного языка, текст оформлен с соблюдением правил русской орфографии и пунктуации, использован стандарт предприятия при оформлении работы
50-64 Удовлетворитель-но
(пороговый уро-вень)
6-8 баллов 1.Знание и понимание теоретического мате-риала.
Студент не вполне точно определяет рассматриваемые понятия, проводит немного примеров, используемые понятия соответствуют теме эссе только в основном, работа выполнена вполне самостоятельно.
2. Анализ и оценка информации
Применяет категории анализа не вполне уве-ренно, мало использует приемы сравнения и общения, не вполне способен объяснять альтернативные взгляды на проблему и прийти к сбалансированному заключению, использование большого количества источников информации, обоснованная интерпретация текстовой информации, дает личную оценку проблеме.
3. Логика рассуждений
Недостаточная ясность и четкость изложения, логика структурирования доказательств произвольна, выдвинутые тезисы не сопровождаются аргументацией, приводятся устоявшиеся точки зрения без их личной оценка, общая форма изложения полученных результатов и их интерпретации в основном соответствует жанру проблемной научной статьи.
4. Оформление работы
Работа отвечает основным требованиям к оформлению и использованию цитат, не вполне соблюдены лексические, фразеологические, грамматические и стилистические нормы русского литературного языка, в оформление текста допущены ошибки правил русской орфо-графии и пунктуации, использование стандарта предприятия при оформлении работы
0-49 Неудовлетвори-тельно
(уровень не сфор-мирован)
до 6 баллов 1.Знание и понимание теоретического мате-риала.
Не определяет рассматриваемые понятия, не проводит соответствующие примеры и инфор-мацию, используемые понятия не соответству-ют теме эссе, работа выполнена не самостоя-тельно.
2. Анализ и оценка информации
Не грамотно применяет категории анализа, не умело использует приемы сравнения и общения, не способен объяснять альтернативные взгляды на проблему и прийти к сбалансированному заключению, использование небольшого количества источников информации, не обоснована интерпретация текстовой информации, дает личную оценку проблеме.
3. Логика рассуждений
Нет ясности и четкости изложения, логика структурирования доказательств отсутствует, выдвинутые тезисы сопровождаются неграмотной аргументацией, не приводятся различные точки зрения и их личная оценка, общая форма изложения полученных результатов и их интерпретации не соответствует жанру проблемной научной статьи.
4. Оформление работы
Работа не отвечает требованиям к оформлению и использованию цитат, не соблюдены лексические, фразеологические, грамматические и стилистические нормы русского литературного языка, оформление текста без соблюдения правил русской орфографии и пунктуации, не использован стандарт предприятия при оформлении работы


4.6.Критерии оценки доклада

100-балль-ная шкала 4-балльная шкала
(уровень освоения) Критерии
85-100 Отлично
(повышенный уро-вень)
9-10 баллов 1.Содержание доклада
Четко и ясно обоснована актуальность доклада, в развернутой форме показана степень изученности проблемы, конкретно определены цели и задачи доклада, высказаны его опорные пункты, сделаны соответствующие выводы
2.Выступление
Доклад изложен в логически последовательной форме, речь выступающего грамотно построена, громкость и тембр голоса достаточны для нормального восприятия текста доклада, нет лишних движений за кафедрой, эмоциональный фон выступления положительный, умеет корректно отвечать на поставленные вопросы
3. Презентация
Подготовлен раздаточный материал, выступление сопровождается иллюстрации на экране графиков, таблиц и формул
65-84 Хорошо
(базовый уровень)
7-8 баллов 1.Содержание доклада
Обоснована актуальность доклада, показана степень изученности проблемы, определены цели и задачи доклада, высказаны его опорные пункты, сделаны соответствующие выводы, допущены некоторые неточности в изложении доклада
2.Выступление
Доклад изложен в последовательной форме, речь выступающего довольно грамотно по-строена, громкость и тембр голоса достаточны для нормального восприятия текста доклада, нет лишних движений за кафедрой, эмоциональный фон выступления вполне положительный, умеет отвечать на поставленные вопросы
3. Презентация
Подготовлен раздаточный материал, выступление сопровождается иллюстрации на экране графиков, таблиц и формул
50-64 Удовлетворитель-но
(пороговый уро-вень)
5-6 баллов 1.Содержание доклада
Не полностью обоснована актуальность докла-да, упущена степень изученности проблемы, не четко определены цели и задачи доклада, не высказаны его опорные пункты, сделаны до-вольно путаные выводы, допущены некоторые ошибки в изложении доклада
2.Выступление
Доклад изложен в произвольной форме, речь выступающего не вполне грамотно построена, громкость и тембр голоса не вполне достаточ-ны для нормального восприятия текста докла-да, есть лишние движений за кафедрой, эмоциональный фон выступления монотонный, сбивчиво отвечает на поставленные вопросы
3. Презентация
Подготовлен отрывочный раздаточный материал, выступление не сопровождается иллюстрацией на экране графиков, таблиц и формул
0-49 Неудовлетвори-тельно
(уровень не сфор-мирован)
менее 5 баллов 1.Содержание доклада
Не обоснована актуальность доклада, пропу-щена степень изученности проблемы, не определены цели и задачи доклада, не высказаны его опорные пункты, сделаны, допущены серьезные ошибки в изложении доклада, доклад подготовлен не самостоятельно, заимствован из сети ин-тернета, или других источников, без ссылок на авторство.
2.Выступление
Доклада читается с листа без отрыва глаз от текста, речь выступающего изобилует речевы-ми ошибками, громкость и тембр голоса недостаточны для нормального восприятия текста доклада, малоподвижное стояние за кафедрой, эмоциональный фон выступления монотонный и скучный, не отвечает на поставленные вопросы.
3. Презентация
Не подготовлен раздаточный материал, выступление не сопровождается иллюстрацией на экране графиков, таблиц и формул

4.7. Критерии оценки выполнения тестов

100-балль-ная шкала 4-балльная шкала
(уровень освоения) Критерии
85-100 Отлично
(повышенный уро-вень)
5 баллов Правильно выполнено 28-30 заданий предло-женного теста закрытого типа, в заданиях от-крытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; доказательно раскрыты основные положения (свободно оперирует понятиями, терминами и др.); ответ логически структурирован, изложен литературным грамотным языком
65-84 Хорошо
(базовый уровень)
4 балла Правильно выполнено 22-27 заданий предло-женного теста закрытого, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; ответ четко структурирован, выстроен в логической последовательности, изложен литературным грамотным языком; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
45-64 Удовлетворительно
(пороговый уровень)
3 балла Правильно выполнено 15-21 заданий предло-женного теста закрытого типа, в заданиях от-крытого типа дан неполный ответ на постав-ленный вопрос, логика и последовательность изложения имеют некоторые нарушения, до-пущены несущественные ошибки в изложении теоретического материала и употреблении терминов; в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
0-44 Неудовлетворительно
(уровень не сформи-рован)
Правильно выполнено менее 15 заданий предложенного теста закрытого типа, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, логика и последовательность изложения нарушены, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях); в ответе отсутствуют выводы, примеры, текст неграмотный


4.8.Критерии оценки выполнения практических заданий (упражнения и задачи)

100-балль-ная шкала 4-балльная шкала
(уровень освоения) Критерии
85-100 Отлично
(повышенный уро-вень)
5 баллов Студентом задание решено самостоятельно. При этом составлен правильный алгоритм ре-шения задания, в логических рассуждениях, в выборе формул и решении нет ошибок, полу-чен верный ответ, задание решено рациональ-ным способом.
65-84 Хорошо
(базовый уровень)
4 балла Студентом задание решено с подсказкой пре-подавателя. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логическом рас-суждении и решении нет существенных оши-бок; правильно сделан выбор формул для ре-шения; есть объяснение решения, но задание решено нерациональным способом или допу-щено не более двух несущественных ошибок, получен верный ответ.
45-64 Удовлетворительно
(пороговый уровень)
3 балла Студентом задание решено с подсказками преподавателя. При этом задание понято правильно, в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущены ошибки в выборе формул или в математических расчетах; задание решено не полностью или в общем виде.
0-44 Неудовлетворительно
(уровень не сформи-рован) Студентом задание не решено.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: учебник «Дело и сервис», , 2009
Л1.2 Мэнкью Г. Макроэкономика. Пер. с англ. : учебник МГУ, 2009
Л1.3 Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: учебник /Под общ.ред. д.э.н., проф. А.В.Сидоровича: МГУ им. М.В. Ломоносова. : учебник «Дело и сервис», , 2009
Л1.4 Мэнкью Г. Макроэкономика. Пер. с англ. : МГУ, 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сакс Дж., Ларрен Ф. Макроэкономика. Глобальный подход. Пер. с англ. : Дело, 2010
Л2.2 Сакс Дж., Ларрен Ф. Макроэкономика. Глобальный подход. : учебник Дело, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
6.4. Перечень информационных справочных систем
Госкомстат России: http://gks.ru
Минэкономразвития РФ: http://economy.gov.ru
Минфин РФ: http://minfin.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Оборудование аудиторий
Стандартные аудитории для проведения лекций и практических занятий

Технические средства
Видеопроектор, ноутбук

Технологическое оборудование
Переносной экран

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Подготовка к лекционным занятиям
Лекция является исходным занятием, на котором дается информация о содержании рассматриваемых разделов и тем. При подготовке к лекциям необходимо просматривать интерактивный раздаточный материал. На лекции необходимо вести конспект. Правила конспектирования даны в раздаточном материале

Подготовка к практическим занятиям
Практические занятия включают: 1) написание эссе, 2) проведение семинаров (коллоквиумов), 3) анализ домашних заданий (решение тестов и задач), 4) проведение посменных контрольных работ и др. Для качественно проведения практических занятий даны соответствующие указания в раздаточном материале

Самостоятельна работа студентов
Самостоятельная работа студентов включает:
1) конспектирование работы Дж.М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег»;
2) подготовку к написанию эссе по темам соответствующего модуля;
3) подготовку к семинарским занятиям (коллоквиумам) по предложенным темам и вопросам;
4) подготовку к проведению письменных контрольных работ (работа с основной и дополнительной учебной литературой);
5) решение тестов и задач в рамках домашних заданий
6) подготовку к зачету и экзамену
Примечание: все указания для организации самостоятельной работы даны в раздаточном материале