МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История Синьцзяна

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_КиКЯ-1234-2017
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 13
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.и.н., доцент И.В. Анисимова

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент Т.Г. Гребенникова

Рабочая программа дисциплины
История Синьцзяна

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.01 - Зарубежное регионоведение (уровень бакалавриат) утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 марта 2015 г. № 202.

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение: Китай и китайский язык
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от г. №
Срок действия программы: 2015-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доцент Д.А. Глазунов


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Д.А. Глазунов


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - выявить и обосновать основные этапы исторического развития Синьцзяна, рассмотреть геополитическое положение Синьцзяна, определить роль и место Синьцзяна в общественно-политической, социально-экономической и культурной стратегии Китая; рассмотреть основные этапы этнической истории региона; охарактеризовать традиции, культуру, особенности менталитета народов региона; рассмотреть процесс политического становления региона; проанализировать изменение статуса Синьцзяна в международных отношениях в Центральной Азии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способность объяснять основные тенденции и закономерности исторического развития региона специализации (включая отдельные страны) в контексте всемирно-исторического процесса
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы исторического развития изучаемого региона; хронологию основных событий истории Синьцзяна;
основные исторические факты, события и имена исторических деятелей; направления и тенденции внутренней и внешней политики в Синьцзяне в разные исторические периоды
особенности социальной, экономической, политической структуры Синьцзяна; характер этнических процессов, проблем этногенеза в регионе; роль и место Синьцзяна в истории Китая
3.2.Уметь:
3.2.1.квалифицированно пользоваться историческими источниками и научной литературой;
грамотно использовать понятийный и категориальный аппарат дисциплины
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.научно-исследовательской работы;
использования методов научного исследования;
применения понятийного и категориального аппарата курса в учебной и профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1.
1.1. Синьцзян в древности Лекции 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Изучение Синьцзяна русскими учеными и путешественниками XIX - XX в. Практические 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Анализ китайской историографии о взаимоотношениях империи Хань с государствами и народами Западного края. Вклад русских ученых в изучение истории Синьцзяна. Сам. работа 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Раздел 2.
2.1. Синьцзян в эпоху господства тюркских каганатов Лекции 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Составление терминологического словара по теме "Синьцзян в древности и раннем средневековье" Сам. работа 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Раздел 3.
3.1. Джунгарское ханство в истории Синьцзяна Лекции 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Цинская империи и Джунгарское ханство в конце XVII – середине XVIII в. Практические 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Борьба ойратов с Могулистаном, казахами и Алтын-ханами. Образование Джунгарского ханства. Сам. работа 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Политика цинского правительства в Синьцзяне во второй половине XVIII – начале XIX вв.
4.1. 1. Превращение Джунгарии и Восточного Туркестана в наместничество Синьцзян. Особенности административного устройства 2. Изменение этнической карты региона. Экономическая политика маньчжурского правительства в Синьцзяне 3. Взаимоотношения цинского Китая с казахскими жузами и Средней Азией Лекции 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Национально-религиозная политика Цинов в Синьцзяне. Взаимоотношения цинского Китая с Россией. Положение коренных народов Синьцзяна в составе Цинской империи. Сам. работа 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.3. 1. Халхаско-ойратская война 1688 г. и позиция Китая 2. Первая джунгаро-цинская война. 1690-1697 гг. и ее результаты. 3. Возвышение Джунгарии и вторая джунгаро-цинская война 1717-1722 гг. 4. Джунгарское ханство в период наибольшего могущества (первая половина XVIII в.) 5. Упадок Джунгарского ханства Практические 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Освободительная борьба народов Синьцзяна против цинского владычества в первой половине XIX в.
5.1. 1. Социально-экономическое положение народов Синьцзяна в конце XVIII- начале XIX вв. 2. Антицинская борьба народов Синьцзяна в 20–40-е гг. XIX в. 3. Роль кокандского фактора в национально-освободительной борьбе народов Синьцзяна первой половины XIX в. Восстание уйгур под руководством Валихана-тюре в 1857 г. Лекции 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.2. Начало национально-освободительной борьбы мусульманских народов против маньчжуро-китайского владычества. Восстание в Уч-Турфане в 1765 г. Движение ходжей и позиция Коканда. Восстание «семи ходжей» в 1847 г Сам. работа 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Мусульманские восстания в Синьцзяне в 1864–1877 гг. Политика Цинской империи в регионе в последней трети XIX в.
6.1. 1. Национально-освободительное движение мусульманских народов в Синьцзяне в начале 60-х гг. XIX в. Восстание в Кучаре и Кульдже и их последствия 2. Образование независимого исламского государства Йэттишар. Политика Якуб-бека 3. Вторичное завоевание Цинской империей Синьцзяна. Завершение национально-освободительного движения в Синьцзяне в 70-х гг. XIX в. Практические 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.2. Предпосылки и причины нового подъема национально-освободительного движения мусульманских народов Синьцзяна в начале 60-х гг. ХIХ в. Дунганский фактор. Образование независимых исламских государств Кульджинского султаната, Дунганского союза городов. Ликвидация Якуб-беком Дунганского султаната. Сам. работа 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 7. Русско-китайские отношения в Центральной Азии в 60-90-е гг. ХIХ в.
7.1. 1. «Илийский вопрос» в русско-китайских отношениях 2. Основные этапы русско-китайского разграничения в Центральной Азии во второй половине XIX в. 3. Усиление экономического и политического влияния России в Синьцзяне в конце 90-х XIX в. – начале XX в. Лекции 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.2. Политика России в Синьцзяне. 1.Политика невмешательства России в события в Синьцзяне и ее последствия. 2. Чугучакский договор 1864 г. 3. "Кульджинский вопрос" в русско-китайских отношениях. 4. Оккупация Россией Кульджинского султаната в 1871г. Взаимоотношения России с государством Йэттишар. 4. Ливадийский(1879г.) и Петербургский (1881г.)договоры. Завершение русско-китайского разграничения в Центральной Азии. Практические 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.3. Отношение центральных и местных властей России к восстанию. Русско-китайские переговоры о возвращении Кульджинского края Китаю Оккупация Илийского края. Передача Илийского края Китаю. Исход мусульман в пределы России. Характер миграции в приграничных областях Сам. работа 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 8. Экономическое и политическое развитие Синьцзяна в XIX – начале XX в.
8.1. 1. Общая характеристика экономического развития региона в XIX – начале XX в. 2. Формирование и развитие промышленной базы в Синьцзяне 3. Синьцзян в системе торговых отношений в XIX – начале XX в. Лекции 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
8.2. Синьцзян на рубеже столетий. 1.Административные преобразования в Синьцзяне в 80-90-е гг. ХIХ в. 2. Образование Алтайского округа. 3. Синьхайская революция в Синьцзяне. 4. Национально-освободительное движение в Монголии в 1911-1913 гг. и позиция властей Синьцзяна. Практические 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
8.3. Позиции России в Синьцзяне, причины падения престижа России в Центральной Азии. Усиление позиций в Синьцзяне западных держав и Японии. Сам. работа 7 2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 9. Синьцзян после Синьхайской революции (1911-1929 гг.)
9.1. Советско-синьцзянские отношения в 1917-1928 гг. Новые принципы в политике Советского государства по отношению к Китаю. Белая эмиграции в Синьцзяне. Разгром советскими войсками войск генерала Бакича. Ликвидация атамана Дутова. Судьба атамана Анненкова. Советско-китайский "илийский" протокол 1920 г. Сам. работа 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 10. Особенности внутриполитического развития Синьцзяна и национальные движения коренных народов провинции в 30-х-40-х гг. ХХ века
10.1. 1. Причины, характер и движущие силы повстанческого движения коренных народов Синьцзяна в 1931-1934 гг. 2. Роль Советского Союза в политической и экономической жизни Синьцзяна в 1933- 1943 гг. 3. Восстание 1944-1949 гг. в трёх северных округах. Создание, деятельность Восточно-Туркестанской республики. 4. Позиция СССР в отношении ВТР. Взаимоотношения ВТР и Гоминьдана. ВТР и КПК. 5. Вступление в Синьцзян НОАК и ликвидация ВТР. Гибель руководства ВТР Практические 7 4 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
10.2. Внутриполитическая борьба в Синьцзяне и позиция СССР. Конец 20-х - 30-е гг. Убийство Ян Цзэнсиня. Политика Цзинь Шужэня. Восстание в Хами в 1931 г. Вмешательство в события в Синьцзяне дунганского генерала Ма Чжунина. Приход к власти в Синьцзяне Шен Шицая. Роль белой эмиграции в гражданской войне в Западном Китае. Сотрудничество Шен Шицая с СССР. Сам. работа 7 4 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 11. Социально-экономическое развитие и особенности реализации районно-национальной концепции в Синьцзяне в 50 – 70- е гг. ХХ в.
11.1. 1. Экономические и политические реформы в Синьцзяне после прихода к власти Коммунистической партии Китая. Создание Синьцзян-Уйгурского автономного района. 2. Синьцзян – Уйгурский автономный район в период «великих потрясений» (вторая половина 50-х – 60-е гг.). 3. Начало экономического оздоровления. Промышленно-экономический комплекс Синьцзяна в 70-е гг. Лекции 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
11.2. Социально-экономическое развитие Синьцзяна накануне образования КНР 1.Политическая обстановка в Синьцзяне в конце 40-х гг. XX в. 2. Характерные черты развития промышленности Синьцзяна. 3. Сельское хозяйство Синьцзян: вопросы земельной собственности, характер производственных отношений. 4. Торгово-экономические отношения Синьцзяна с Советским Союзом накануне образования КНР. Практические 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
11.3. Синьцзян в годы антияпонской и второй мировой войны. 1937-1945 гг. Нападение Японии на Китай в 1937 г. и превращение Синьцзяна в важнейшую базу сопротивления Японии. "Шесть народных принципов" Шен Шицая. Нападение Германии на СССР и изменение характера советско-синьцзянских отношений. Наступление реакции в Синьцзяне и разрыв отношений с СССР. Отставка Шен Шицая Сам. работа 7 4 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 12. СУАР в конце XX - начале XXI в.
12.1. 1. Общая физико-географическая характеристика региона. Природные ресурсы 2. Экономическое развитие СУАР КНР в конце XX - начале XXI в. 3. Основные аспекты национальной и религиозной политики КНР в Синьцзяне в конце XX - начале XXI в. Лекции 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
12.2. Административно-территориальное устройство и система управления СУАР Сам. работа 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
12.3. Подготовка к экзамену Сам. работа 7 8 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Физико-географическая характеристика Синьцзяна. Природные ресурсы региона.
2. Современная этнодемографическая ситуация в СУАР КНР.
3. Административно-территориальное деление СУАР КНР.
4. Историко-географическая карта Западного края по исследованиям Сыма Цяня и Бань Гу.
5. Борьба империи Хань с хунну и «Открытие западного края».
6. Проблема взаимоотношений Китая с кочевниками «Западного края» в эпоху раннего средневековья.
7. Тюркские каганаты и танский Китай.
8. Синьцзян в эпоху монгольского владычества.
9. Образование Джунгарского ханства и его значение в истории Синьцзяна.
10. Завоевание Цинской империей Джунгарии и Восточного Туркестана в 1755–1759 гг.
11. Образование наместничества Синьцзян. Особенности административного устройства.
12. Причины и предпосылки национально-освободительной борьбы народов Синьцзяна во второй половине XVIII в.
13. Антицинская борьба народов Синьцзяна во второй половине XVIII – начале XIX в.
14. Восстания в Синьцзяне в 30-50-е гг. XIX в.: причины, характер, основные движущие силы, результаты.
15. Антицинские восстания в Синьцзяне в первой половине 60-х гг. XIX в.
16. Образование независимых мусульманских государств как результат национально-освободительной борьбы народов Синьцзяна.
17. Политика России в Синьцзяне во второй половине XIX в.
18. Повторное завоевание Китаем Синьцзяна в конце XIX в. Итоги национально-освободительной борьбы народов Синьцзяна.
19. «Илийский» вопрос в русско-китайских отношениях.
20. Административные преобразования в Синьцзяне на рубеже XIX – XX вв.
21. Синьхайская революция в Синьцзяне. Национально – освободительное движение в Западной Монголии в 191-1913 гг. и его результаты.
22. Внутриполитическая борьба в Синьцзяне в 20-30-е гг. XX в.
23. Синьцзян в годы антияпонской войны. «Шесть народных принципов» Шен Шицая.
24. Восстание в Трех северных округах Синьцзяна и образование Восточно-Туркестанской Республики: причины, характер и результаты.
25. Экономика Синьцзяна в 30-40-е гг. XX в.
26. Политическая обстановка в Синьцзяне в конце 40-х гг. XX в.
27. Торгово-экономические отношения Синьцзяна с Советским Союзом накануне образования КНР.
28. Социально-политическое развитие СУАР в конце XX – начале XXI вв.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Этнолингвистическая ситуация в Центральной Азии в начале I тыс. н.э.
2. Концепции этнической истории древнетюркских племен. Образование Тюркского каганата и его роль в истории Синьцзяна.
3. Установление власти Уйгурского каганата. Государство Караханидов.
4. Синьцзян в период монгольского завоевания.
5. Утверждение господства ойратов на Алтае и в Семиречье.
6. Джунгаро-казахские отношения.
7. Становление отношений между Цинской империей и Джунгарского ханства. Джунгаро-цинские войны и их последствия.
8. Первая джунгаро-цинская война. 1690-1697 гг. и ее результаты.
9. Агрессия Цинской империи против Джунгарии в 1729-1733 гг.
10. Завоевание Цинской империей Джунгарии и Восточного Туркестана в 1755-1759 гг. Военные вторжения в Горный Алтай и Казахстан.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС по курсу "История Синьцзяна" в полном объеме размещен в Электронном учебно-методическом комплексе по дисциплине на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=572
Примерные варианты тестовых заданий:
1. Выберите несколько ответов: Важнейшими достижениями Второй Центральноазиатской экспедиции Н.М. Пржевальского стало...
• открытие хребта хребта Алтынтаг
• изучение и изображение на карте системы р. Тарим
• исследование района оз. Кукунор
• исследование Северного Тибета
• изучение системы р. Баян-Гол

2. Исследование Северного Тибета стало результатом ...
• Второго Тибетского путешествия Н. М. Пржевальского в Центральную Азию 1883—1885 гг.
• Монголо-Сычуаньской экспедиции П.К. Козлова 1907—1908 гг.
• Первого Джунгарского путешествия М. В. Певцова 1876 г.
• Центральноазиатской экспедиции 1889—1890 гг. Г.Е. Грумм-Гржимайло

3. Монголо-Сычуаньскую экпедицию 1907—1908 гг. возглавил ...
• П.К. Козлов
• М.В. Певцов
• Н.М. Пржевальский
• В.В. Сапожников

4. Автором научного труда "Западная Монголия и Урянхайский край" является ...
• Г.Е. Грумм-Гржимайло
• Б.Л. Громбчевский
• М.В. Певцов
• Н.М. Пржевальский

5. Кто является автором научного труда «Путевые очерки Джунгарии. Отчет экспедиции”
• М.В. Певцов
• В.И. Роборовский
• Н.М. Пржевальский
• П.К. Козлов
Контрольные задания:
Составьте физико-географическую характеристику СУАР КНР.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. В. Анисимова [и др.] ; АлтГУ, Ист. фак. История Китая: учеб. пособие Барнаул : АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л1.2 под ред. А.В. Лукина Россия и Китай: четыре века взаимодействия. История, современное состояние и перспективы развития российско-китайских отношений : учебное пособие Москва : Весь Мир, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=229900
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.Г. Дацышен История российско-китайских отношений в конце XIX – начале ХХ вв.: монография Москва : Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
Л2.2 Е.Н. Наземцева На дипломатическом уровне: проблемы правового статуса русских эмигрантов в Китае в советско-китайских отношениях (1920–1940-е гг.) : монография Санкт-Петербург : Алетейя, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.bibliotekar.ru
Э2 http://www.isras.ru/
Э3 http://sbiblio.com/biblio/
Э4 Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/ER?
Э5 Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ]
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office Professional 2003
Microsoft Office 2010 Professional Plus
Microsoft Office 2007 Professional Plus
Adobe Creative Suite 5 Design Premium
Corel Draw X4, Corel Draw X5
IBM SPSS Statistics 20
MapInfo 11 Professional
Abbyy Lingvo X5
6.4. Перечень информационных справочных систем
Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ]
Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/ER
http://sbiblio.com/biblio/
http://www.bibliotekar.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий: стандартно оборудованные лекционные аудитории, аудитории для проведения интерактивных лекций, специализированный кабинет кафедры востоковедения (ауд. 306б М)
Требования к оборудованию рабочих мест преподавателя и обучающихся: мультимедиапроектор, ноутбук, экран, доступ к сети Интернет.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе изучения дисциплины «История Синьцзяна» студентам предстоит актуализировать знания по истории Китая, этнографии региона. Дисциплина состоит из 8 разделов, выделенных в соответствии с хронологическим и тематическим принципами.
Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий (18 часов лекционных и 18 часа практических занятий) . Большое внимание уделяется самостоятельной работе студента (36 часа). Степень освоения курса зависит от успехов студента при подготовке и выполнении парктических заданий, умении рационально огранизовать свое учебное время.
Работа на лекции - заключается в обсуждении контрольных вопросов, изучении рекомендованной литературы.
На практическом занятии студент должен аргументировано изложить полученные в ходе самостоятельной работы при подготовке знания, участвовать в дискуссии, отстаивать свою позицию, уметь презентовать свое выступление.
Web - сопровождением аудиторных занятий является электорнный учебно-методический комплекс дисциплины, расположенный по адресу: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=572
Работа с ним является обязательной для студентов. Темы ЭУМКД включают в себя вопросы для обсуждения, планы семинаров, задания для самостоятельной работы, контрольные вопросы и задания.Подготовится к лекции, семинару, выполнению самостоятельной работы помогут дополнительные материалы, расположенные в темах.Тема считается пройденной, если студент выполнил все задания для самостоятельной работы, контрольные задания и тест, расположенный в теме.
Каждый раздел завершается итоговым тестом.
Итоговая аттестация происходит в виде зачета. Итоговая оценка складывается из:
Посещаемость аудиторных занятий 5 - 10
Активность работы на занятиях 5 - 15
Самостоятельная работа студентов (через систему Moodle)25 - 50
Итоговая аттестация 15 - 25
Итоговая сумма баллов за курс 50 - 100
49 баллов и менее - «незачет».
50 - 100 баллов – «зачет».
Баллы за посещаемость
Устанавливается следующее соответствие посещаемости занятий (% присутствия от общего числа аудиторных часов по данной дисциплине) баллам БРС:
менее 50% занятий - 0 баллов;
50%-85% занятий - 5 баллов;
86%-100% занятий - 10 баллов.
Проверка посещаемости осуществляется преподавателем в начале занятия.
Опоздание студента более чем на 10 минут считается пропуском занятия. Преподаватель имеет право не допускать к занятию студента, опоздавшего более чем на 10 минут.
Баллы за активность студента на занятии
Активность студента на занятии предполагает: активное обсуждение на семинарах вопросов, поднимаемых преподавателем; участие в дискуссии, успешное выступление на лекционном или семинарском занятии с презентацией и докладом по теме, одобренной преподавателем. Данный вид работы оценивается в max 3 балла за одно занятие.
Баллы за самостоятельную работу студентов через систему Moodle
0 баллов - самостоятельная работа не выполнена либо все задания выполнены на неудовлетворительную оценку;
10 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в не полном объеме (не менее 75% заданий), все работы в среднем достойны оценки не ниже хорошей;
20 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы в среднем достойны удовлетворительной оценки;
40 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы в среднем достойны хорошей оценки;
50 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы достойны отличной оценки