МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История Тибета

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_КиКЯ-1234-2017
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 13
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.и.н., доцент И.В. Анисимова

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент ОТ.Г. Гребенникова

Рабочая программа дисциплины
История Тибета

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.01 - Зарубежное регионоведение (уровень бакалавриат) утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 марта 2015 г. № 202.

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение: Китай и китайский язык
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от г. №
Срок действия программы: 2015-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доцент Д.А. Глазунов


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Д.А. Глазунов


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель:
подготовка студентов в области знаний по общей истории регионов Китая в рамках территории Тибета, с древнейших времен и до наших дней.
Задачи:
– сформировать представление об основных этапах истории развития Тибета;
– определить внутренние и внешние факторы, повлиявшие на становления государственности Тибета;
– дать характеристику государственно-административного и хозяйственного устройства Тибета;
– показать особенности тибетской духовной культуры, мировоззренческие и идеологические комплексы;
– выявить ведущих политических и религиозных лидеров Тибета;
– привить уважительное отношение к иной социально-культурной традиции;

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способность объяснять основные тенденции и закономерности исторического развития региона специализации (включая отдельные страны) в контексте всемирно-исторического процесса
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.знать основные этапы и причины формирования и развития истории Тибета; ведущих политических и религиозных лидеров Тибета, сыгравших большую роль в формирование тибетского этноса
3.2.Уметь:
3.2.1.объяснять специфику политических, социальных и демографических процессов Китая и Тибета, определять роль Тибета в историческом развитии Китая
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.научно-исследовательской работы
применения методов системного анализа

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Естественно-географическое и историко-культурное обитание тибетского этноса
1.1. Тибет в древности. Практические 7 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.3
1.2. Особенности природно-климатических условий Тибета Лекции 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.3
1.3. Подготовка к семинару Сам. работа 7 6 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.3
Раздел 2. Древний и средневековый период истории Тибета
2.1. Становление тибетского государства в эпоху древности. Проникновение и укрепление буддизма в регион. Лекции 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.3
2.2. Тибет в древности и раннем средневековье. Практические 7 4 ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.3. Основные тенденции развития Тибета в эпоху средневековья Лекции 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.4. Подготовка к семинару Сам. работа 7 6 ОПК-3 Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Тибет в XVII- нач.ХХI в.
3.1. Институционализация буддизма и сложение тибетского теократического государства. Лекции 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.2
3.2. Маньчжурское влияние в Тибете Лекции 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.2
3.3. Подготовка семинара Сам. работа 7 6 ОПК-3 Л1.1, Л2.2
3.4. Маньчжурское влияние в Тибете Практические 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.2
3.5. Завоевание маньчжурами Тибета и проблема политического статуса Тибета в ХVIII в. Практические 7 4 ОПК-3 Л1.1, Л2.2
3.6. Государственно-административное устройство Тибета в XIX в. Лекции 7 2 ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.3
3.7. Подготовка к семинару. Сам. работа 7 6 ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.3
3.8. Тибет в русско-британских отношениях в конце XIX в. Лекции 7 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.3
3.9. Внутренняя и внешняя политика XIII Далай-ламы. Борьба за независимость Тибета Сам. работа 7 6 ОПК-3 Л2.1, Л1.3
3.10. Тибет после образования КНР Лекции 7 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.3
3.11. Вопрос о политическом статусе Тибета в 1914–1949 гг. и позиции держав. Практические 7 4 ОПК-3 Л2.1, Л1.3
3.12. Интеграция Тибетского района в состав КНР Лекции 7 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.3
3.13. Подготовка к семинару. Сам. работа 7 6 ОПК-3 Л2.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Формирование тибетской народности. Ярлунская династия.
2. Становление и укрепление тибетской государственности при Сонцэн Гампо VII в.
3. Активизация внешней политики Тибета при династии Гар. Война Тибета с Китаем 655–730 гг.
4. Тибето-китайская война 737–822 гг. Завершение внешнеполитического могущества Тибета
5. Формирование школ тибетского буддизма: Кадампа, Кагьюпа и Сакья. Буддизм в тибетской культуре.
6. Тибетский религиозный канон и система жанров тибетской литературы
7. Объединение Тибета под властью Сакья. Падение власти Сакья
8. Тибет во времена правления в монгольской династии Юань (1280–1368 гг.).
9. Сложение теократического Тибетского государства. Правление Далай-ламы V и Сангье Гьяцо
10. Становление института далай-лам (XIV в.)
11. Религиозные и политические лидеры Тибета и их роль в тибето-китайских отношениях XVII–XVIII вв.
12. Буддийские монастыри Тибета как политические, религиозные и экономические центры
13. Государственно-административное устройство Тибета XIX в.
14. Англо-русская политика в Тибете
15. Внешняя политика Российской империи по отношению к Тибету (XIX в.)
16. Попытка Цинов установления контроля над Тибетом и деятельность Далай-ламы XIII
17. Тибет в 20-х – начале 40-х годов XX в. Смерть Далай-ламы XIII
18. Установление контактов между правительствами Тибета и Китая
19. Тибет в 1949–1951 гг. Соглашение между Китаем и Тибетом. Политика КПК и со-здание тибетских автономных округов и уездов
20. Тибет в 1951–1959 гг. Политика «единого фронта» в Тибете. Антикитайское дви-жение 1959 г.
21. Реформы в Тибете. Создание Тибетского автономного района. 1959–1965 гг.
22. Дальнейшая интеграция Тибета в составе КНР 1966–1969 гг.
23. Тибетский автономный район КНР в эпоху реформ (после 1978 г.)
24. Тибетский автономный район КНР на рубеже XX и XXI вв.
25. Статус Тибета и позиция мировых держав XIX–XX вв.
26. Правительство Тибета в изгнании. Дхарамсала. Религиозная и политическая дея-тельность Далай-ламы XIV.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1.Проникновение и распространение буддизма в Тибете
2.Борьба религиозных партий в Тибете. Победа «желтошапочников»
3.Г. Цибиков – как исследователь Тибета
4.Агван-Доржи и его роль в русско-тибетских отношениях
5.Политика Англии в Тибете на рубеже ХIХ – ХХ вв.
6.Политика Цинской империи в Тибете в ХVIII – ХIХ вв.
7.Международно-правовой статус Тибета в 20–30-е гг. ХХ в.
8.Восстание в Тибете в 1959 г. и позиция великих держав
9.Погребальная культура и похоронные ритуалы Тибета
10.Административно-хозяйственная система буддийских монастырей Тибета
11.Религиозные и политические лидеры Тибета (XVII – XVIII вв.)
12.Тибето-китайские отношения (XXVII – XVIII вв
13.Русско-тибетские отношения (начало XX в.) –
14.Тибет в составе КНР
15.Оккупация Лхасы Китаем (1910 г.)
16.Политика Далай-ламы XIII и проблема суверенитета Тибета
17.Конфессиональный фактор во внешней политике тибетского правительства
18.Британо-тибетские отношения и военная экспедиция Янгхасбенда (1903 г.)

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС по курсу "История Тибета" в полном объеме размещен в Электронном учебно-методическом комплексе по дисциплине на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=522
Примерные тестовые задания:
1. Бод-па это:
1. тибетцы
2. люди Бод
3. божество тибетского пантеона
Ответ: _______________
2. Назовите старое китайское название Тибета
1.Туфа
2. Туба
3. Тёбёт
Ответ: _______________
3. Завершение процесса консолидации тибетских племен произошло в:
1. VI в.
2. VII в.
3. IX в.
Ответ: _______________
4. Ордалии применялись в тибетских системах:
1. центрального правительства
2. судопроизводства
3. землепользования
Ответ: ¬¬¬¬_______________
5. Ценпо это:
1. пища
2. правитель
3. вид военного
Ответ: ________________

Примерный контрольный вопрос по курсу.
Дайте ответ: Кто утвердил в Тибете тантрическую астролого-астрономическую систему Калачакра (Колесо времени)?

Примерное контрольное задание по курсу:
Изучите тему о политике Китайской республики в Тибете в первой половине ХХ в. Укажите основные методы политики Китая в отношении Тибета в 1911–1950 гг. Выделите не менее трех методов.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. В. Анисимова [и др.] ; АлтГУ, Ист. фак. История Китая: учеб. пособие Барнаул : АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л1.2 И. Н. Яблоков [и др.] История религии в 2 т. Том 2. Книга 1. Буддизм. Восточные церкви. Православие : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/84DFD83B-837C-43EE-AD48-41AB37DF23E8
Л1.3 В.А. Мельянцев, Р.Г. Ланда, А.М. Родригес, И.Н. Селиванов Новая история стран Азии и Африки. XVI–XIX века: в 3 ч. Ч. 1. : учебник Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=234868
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И. Н. Яблоков [и др.] История религии в 2 т. Том 2 в 2 книгах: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2016 www.biblio-online.ru/book/3CCF6190-0323-4BE0-BCDB-1CD60C1EBE06
Л2.2 И. Н. Яблоков [и др.] История религии в 2 т. Том 1 в 2 книгах: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2016 www.biblio-online.ru/book/4B17561D-669C-4B78-A640-198B8B0BDCFF
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российская национальная библиотека www.nlr.ru
Э2 Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова www.hist.msu.ru
Э3 Введение в буддизм / электронный ресурс о буддизме buddhism.org.ru
Э4 Введение в буддологию: курс лекций anthropology.ru
Э5 История Тибета и современность / Портал о странах и народах www.portalostranah.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office Professional 2003
Microsoft Office 2010 Professional Plus
Microsoft Office 2007 Professional Plus
Adobe Creative Suite 5 Design Premium
Corel Draw X4, Corel Draw X5
IBM SPSS Statistics 20
MapInfo 11 Professional
Abbyy Lingvo X5
6.4. Перечень информационных справочных систем
Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ]
Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/ER

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий: стандартно оборудованные лекционные аудитории, аудитории для проведения интерактивных лекций, специализированный кабинет кафедры востоковедения (ауд. 306б М)
Требования к оборудованию рабочих мест преподавателя и обучающихся: мультимедиапроектор, ноутбук, экран, доступ к сети Интернет.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе изучения дисциплины «История Тибета» студентам предстоит актуализировать знания по истории Китая, этнографии региона. Дисциплина состоит из 3 разделов, выделенных в соответствии с хронологическим и тематическим принципами.
Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий (18 часов лекционных и 18 часа практических занятий) . Большое внимание уделяется самостоятельной работе студента (36 часа). Степень освоения курса зависит от успехов студента при подготовке и выполнении парктических заданий, умении рационально огранизовать свое учебное время.
Работа на лекции - заключается в обсуждении контрольных вопросов, изучении рекомендованной литературы.
На практическом занятии студент должен аргументировано изложить полученные в ходе самостоятельной работы при подготовке знания, участвовать в дискуссии, отстаивать свою позицию, уметь презентовать свое выступление.
Web - сопровождением аудиторных занятий является электорнный учебно-методический комплекс дисциплины, расположенный по адресу: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=522
Работа с ним является обязательной для студентов. Темы ЭУМКД включают в себя вопросы для обсуждения, планы семинаров, задания для самостоятельной работы, контрольные вопросы и задания.Подготовится к лекции, семинару, выполнению самостоятельной работы помогут дополнительные материалы, расположенные в темах.Тема считается пройденной, если студент выполнил все задания для самостоятельной работы, контрольные задания и тест, расположенный в теме.
Каждый раздел завершается итоговым тестом.
Итоговая аттестация происходит в виде зачета. Итоговая оценка складывается из:
Посещаемость аудиторных занятий 5 - 10
Активность работы на занятиях 5 - 15
Самостоятельная работа студентов (через систему Moodle)25 - 50
Итоговая аттестация 15 - 25
Итоговая сумма баллов за курс 50 - 100
49 баллов и менее - «незачет».
50 - 100 баллов – «зачет».
Баллы за посещаемость
Устанавливается следующее соответствие посещаемости занятий (% присутствия от общего числа аудиторных часов по данной дисциплине) баллам БРС:
менее 50% занятий - 0 баллов;
50%-85% занятий - 5 баллов;
86%-100% занятий - 10 баллов.
Проверка посещаемости осуществляется преподавателем в начале занятия.
Опоздание студента более чем на 10 минут считается пропуском занятия. Преподаватель имеет право не допускать к занятию студента, опоздавшего более чем на 10 минут.
Баллы за активность студента на занятии
Активность студента на занятии предполагает: активное обсуждение на семинарах вопросов, поднимаемых преподавателем; участие в дискуссии, успешное выступление на лекционном или семинарском занятии с презентацией и докладом по теме, одобренной преподавателем. Данный вид работы оценивается в max 3 балла за одно занятие.
Баллы за самостоятельную работу студентов через систему Moodle
0 баллов - самостоятельная работа не выполнена либо все задания выполнены на неудовлетворительную оценку;
10 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в не полном объеме (не менее 75% заданий), все работы в среднем достойны оценки не ниже хорошей;
20 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы в среднем достойны удовлетворительной оценки;
40 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы в среднем достойны хорошей оценки;
50 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы достойны отличной оценки.