МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы иероглифики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_КиКЯ-1234-2017
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 48
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 48 48 48 48
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
ст. преподаватель Ворсина О.А.

Рецензент(ы):
к.и.н. доцент Т.Г. Гребенникова

Рабочая программа дисциплины
Основы иероглифики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.01 - Зарубежное регионоведение (уровень бакалавриат) утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 марта 2015 г. № 202.

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение: Китай и китайский язык
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от г. №
Срок действия программы: 2015-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н. доцент Глазунов Д.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой к.и.н. доцент Глазунов Д.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Научить основным правилам написания иероглифов

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7 способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
ОПК-14 способность владеть базовыми навыками чтения и аудирования текстов общественно-политической направленности на языке (языках) региона специализации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Определение черты и ее виды, комбинирование черт, взаимоотношение между чертами, порядок написания черт в иероглифе
3.2.Уметь:
3.2.1.определять количество черт в иероглифе, количество составных частей, выделять ключевую составную часть
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками определения типа иероглифа.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы иероглифики
1.1. Структура современного китайского иероглифа Практические 2 2 ОК-7, ОПК-14 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Деструктирование иероглифов на составные части Сам. работа 2 2 ОК-7, ОПК-14 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Определение черты и ее виды Практические 2 2 ОК-7, ОПК-14 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Деструктирование иероглифов по чертам Сам. работа 2 2 ОК-7, ОПК-14 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Правило ломанной и двух черт Практические 2 2 ОК-7, ОПК-14 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Анализ предложенных согласно правилу ломанной и двух отдельных черт Сам. работа 2 2 ОК-7, ОПК-14 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Комбинирование черт Практические 2 2 ОК-7, ОПК-14 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Анализ предложенных преподавателем иероглифов согласно различным комбинациям черт (различное количество, форма, положение, отношение между чертами) Сам. работа 2 2 ОК-7, ОПК-14 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.9. Взаимоотношение между чертами : соприкасающиеся черты, несоприкасающиеся черты, пересекающиеся черты Практические 2 2 ОК-7, ОПК-14 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.10. Анализ иероглифов согласно взаимоотношениям между чертами Сам. работа 2 2 ОК-7, ОПК-14 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.11. Порядок написания черт в иероглифе (основные правила) Практические 2 2 ОК-7, ОПК-14 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.12. Порядок написания черт в иероглифе (дополнительные правила) Практические 2 2 ОК-7, ОПК-14 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.13. Анализ иероглифов согласно порядку написания черт Сам. работа 2 4 ОК-7, ОПК-14 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.14. Анализ иероглифов согласно порядку написания черт Сам. работа 2 2 ОК-7, ОПК-14 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.15. Определение составной части и правила деления иероглифа на составные части. 514 составных частей иероглифа Практические 2 2 ОК-7, ОПК-14 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.16. Анализ иероглифов, согласно аргументированному обоснованию Сам. работа 2 4 ОК-7, ОПК-14 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.17. Правила изменения написания черт в зависимости от положения составной части в иероглифе Практические 2 2 ОК-7, ОПК-14 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.18. Анализ иероглифов по правилам изменения написания черт Сам. работа 2 4 ОК-7, ОПК-14 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.19. Виды иероглифов Практические 2 2 ОК-7, ОПК-14 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.20. Анализ иероглифов, согласно видам иероглифов Сам. работа 2 4 ОК-7, ОПК-14 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.21. Анализ предложенных преподавателем иероглифов, согласно структуре иероглифов Сам. работа 2 4 ОК-7, ОПК-14 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.22. Структура иероглифов Практические 2 4 ОК-7, ОПК-14 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.23. Подготовка к итоговой аттестации Сам. работа 2 16 ОК-7, ОПК-14 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Определение черты и ее виды
2. Комбинирование черт
3. Взаимоотношение между чертами
4. Порядок написания черт в иероглифе
5. Определение составной части и правила деления иероглифа на составные части. 514 составных частей иероглифа
6. Правила изменения написания черт в зависимости от положения составной части в иероглифе
7. Виды иероглифов
8. Структура иероглифа
9. Способы поиска иероглифов по словарю
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Деструктирование предложенных преподавателем иероглифов на составные части
2. Анализ предложенных преподавателем иероглифов согласно различным комбинациям черт (различное количество, форма, положение, отношение между чертами)
3. Анализ предложенных преподавателем иероглифов согласно порядку написания черт
4. Анализ предложенных преподавателем иероглифов, согласно структуре иероглифов
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Проверочная работа по теме «Определение черты и ее виды»
2. Проверочная работа по теме «Комбинирование черт»
3. Проверочная работа по теме «Взаимоотношение между чертами»
4. Проверочная работа по теме «Порядок написания черт в иероглифе»
5. Проверочная работа по теме «Определение составной части и правила деления иероглифа на составные части. 5 составных частей иероглифа»
6. Проверочная работа по теме «Правила изменения написания черт в зависимости от положения составной части в иероглифе»
7. Проверочная работа по теме «Виды иероглифов»
8. Проверочная работа по теме «Структура иероглифа»
9. Проверочная работа по теме «Способы поиска иероглифов по словарю»

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кондрашевский А. Ф Практический курс китайского языка : учеб. для вузов: в 2т. М.: АСТ: Восток-Запад, 2007
Л1.2 Глазунов, Дмитрий Александрович Китайский язык [Электронный ресурс]: учеб. пособие , 2017 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Юферова Н. С. Вводно-фонетический курс китайского языка : учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2016
Л2.2 Ворсина О.А., Песчанская Е.В. Китайский язык: тематические материалы: учебно-методическое пособие Алт. ун-та, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 БКРС
6.3. Перечень программного обеспечения
Google Pinyin
ABBYY FineReader 5.0 и выше
HanWang 5.0 OCR
NJStar.Chinese.Word.Processor.v5.20.0.61018
6.4. Перечень информационных справочных систем
БКРС

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Практические занятия проводятся в аудиториях, оборудованных аудио- и видеотехникой, качественной доской, возможны лингафонный и компьютерный классы
Средства компьютерной техники также рекомендуется использовать при выполнении самостоятельных работ, подготовке домашних заданий и выполнении заданий учебного программного обеспечения для изучения китайского языка.
Видеопроектор, настенный экран, ноутбук, телевизор, колонки, доступ к сети Интернет, интерактивная доска. В компьютерном классе должны быть установлены средства MS Office,китайские и японские шрифты, кодировки китайского языка.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.1.Планирование и организация изучения дисциплины
Изучение дисциплины требует четкого распределения времени в течение семестра. На первом этапе изучения дисциплины студенту необходимо внимательно изучить УМК и выбрать тему доклада для семинарского занятия. Подготовка к докладу на семинарском занятии требует недельной подготовки.
1.2. Рекомендации по работе с литературой
На первом этапе изучения дисциплины необходимо подобрать и ознакомиться с литературой. Кроме литературы, рекомендованной кафедрой, студент может работать с дополнительными материалами по своему усмотрению. Необходимо при этом использование периодической печати – журналы, газеты и ресурсы Интернета, где помещаются новейшие данные и материалы по проблемам регионального развития. Если студент затрудняется самостоятельно подобрать литературу, ему следует обратиться за помощью на кафедру.
1.3. Рекомендации по самостоятельной работе студента
Согласно учебному плану на самостоятельную работу студентов отводится 40% общей трудоемкости данной дисциплины. Самостоятельная работа студентов подразделяется на обязательную и контролируемую.
Обязательная самостоятельная работа обеспечивают подготовку студента к текущим аудиторным занятиям. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и качественном уровне сделанных докладов, выполненных контрольных работ, тестовых заданий и др. форм текущего контроля.
Контролируемая самостоятельная работа направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по проблематике учебной дисциплины. Подведение итогов и оценка результатов таких форм самостоятельной работы осуществляется во время контактных часов с преподавателем.