МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Этнография региона специализации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_КиКЯ-1234-2017
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.и.н., проф. Ю.А.Лысенко

Рецензент(ы):
к.и.н., доц. Т.Г. Гребенникова

Рабочая программа дисциплины
Этнография региона специализации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.01 - Зарубежное регионоведение (уровень бакалавриат) утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 марта 2015 г. № 202.

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение: Китай и китайский язык
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от г. №
Срок действия программы: 2015-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н.,доцент Л.А. Глазунов


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой к.и.н.,доцент Л.А. Глазунов


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - показать студентам во всем многообразии и неповторимости традиционную материальную, социальную и духовную культуры китайского народа и национальных меньшинств КНР.
Задачи курса: сформировать у студентов общие представления о этническом составе населения Китая; рассмотреть природно-климатическую характеристику региона и определить степь влияния её на этногенез народов Китая, географию хозяйственно-культурных типов и их эволюцию; определить антропологический и этнолингвистический состав населения Китая; выявить основные этапы этногенеза китайского народа, определить внешнеполитические и социально-экономические факторы, оказывавшие значительное влияние на этот процесс; проследить динамику численности китайского этноса в исторической перспективе и изменения этнической территории китайцев в Восточной Азии; дать хозяйственно-культурную характеристику китайского этноса и выявить её взаимосвязь с материальной культурой; определить особенности социальной структуры, общественных, семейно-брачных отношений китайского этноса; выявить основное содержание духовной культуры китайского этноса, определить территории проживания национальных меньшинств Китая, их этногенез и влияние на этот процесс китайского этноса; охарактеризовать основное содержание традиционных культур малых народов Китая.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народов России и зарубежья, толерантно воспринимать социальные и культурные различия
ОПК-2 способность составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его физико-географических, исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей
ПСК-1 способность описывать и анализировать общественно-политические, внешнеполитические, экономические, правовые реалии Китая на китайском и русском языках
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.иметь целостное представление о народонаселении Китая, его материальной, социальной и духовной культуре;
уметь оперировать научно-понятийным и категориальным аппаратом по данному курсу.
3.2.Уметь:
3.2.1.организовать самостоятельную научно-поисковую работу, владеть приемами и навыками сбора, обработки и хранения информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.аналитическими приемами обработки информации;
навыками прогнозирования социально-экономического и политического развития КНР на современном этапе с учетом особенностей материаильной и духовной культуры его народов;
организовывать собственную работу и работу распределенной команды, решать задачи управления знаниями индивида и коллектива.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс «Этнология Китая».
1.1. Введение в курс «Этнология Китая». Лекции 1 4 ОК-3, ОПК-2 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.6, Л1.1, Л2.5, Л3.1
Раздел 2. Природно-географическая среда и её влияние на формирование хозяйственно-культурных типов.
2.1. Природно-географическая среда и её влияние на формирование хозяйственно-культурных типов. Лекции 1 4 ОК-3, ОПК-2 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.6, Л1.1, Л2.5, Л3.1
2.2. Природно-географическая среда и её влияние на формирование хозяйственно-культурных типов. Практические 1 4 ОК-3, ОПК-2 Л2.1, Л2.6, Л1.1, Л2.5, Л3.1
Раздел 3. Антропологическая и этнолингвистическая характеристика населения Китая.
3.1. Антропологическая и этнолингвистическая характеристика населения Китая. Практические 1 4 ОК-3, ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л2.6, Л1.1, Л2.5, Л3.1
Раздел 4. Материальная культура китайского народа.Народные традиции, культы, обряды, верования.
4.1. Материальная культура китайского народа. Лекции 1 4 ОК-3, ОПК-2 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.6, Л1.1, Л2.5, Л3.1
4.2. Материальная культура китайского народа.Народные традиции, культы, обряды, верования. Практические 1 2 ОК-3, ОПК-2 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л2.5, Л3.1
Раздел 5. Духовная культура китайцев.
5.1. Духовная культура китайцев. Практические 1 2 ОК-3, ОПК-2 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.6, Л1.1, Л2.5, Л3.1
Раздел 6. Общественные нравы и семейные отношения в традиционном китайском обществе.
6.1. Общественные нравы и семейные отношения в традиционном китайском обществе. Лекции 1 4 ОК-3, ОПК-2 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.6, Л1.1, Л2.5, Л3.1
Раздел 7. Этническое самосознание и менталитет китайцев.
7.1. Этническое самосознание и менталитет китайцев Лекции 1 4 ОК-3, ОПК-2 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.6, Л1.1, Л2.5, Л3.1
7.2. Работа над рефератом по теме «Этническая характеристика национальных меньшинств КНР». Сам. работа 1 18 ОК-3, ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л2.6, Л1.1, Л2.5, Л3.1
Раздел 8. Национальные меньшинства Китая.
8.1. Национальные меньшинства Китая. Практические 1 4 ОК-3, ОПК-2 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.6, Л1.1, Л2.5, Л3.1
8.2. Подготовка к итоговой аттестации Сам. работа 1 18 ОК-3, ОПК-2 Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Этнология как наука, её предмет, объект исследования.
2. Физико-географическая среда и её влияние на формирование хозяйственно-культурных типов народов Китая.
3. Антропологический состав и этнолингвистическая характеристика населения КНР.
4. Формирование этнической общности древних китайцев.
5. Древние китайцы в эпоху централизованных империй (III в. до н.э. – III в. н. э.).
6. «Великое переселение народов» и судьба древнекитайского этноса.
7. Китайский этнос в средние века (VII-XIII вв.).
8. Этническая история китайцев на рубеже средневековья и нового времени (XIII-XIX вв).
9. Северная и южная национальная китайская кухня.
10. Традиционная одежда китайцев.
11. Основные принципы сооружения и внутренний интерьер китайского жилища. Фэн Шуй.
12. Китайские обряды свадьбы и рождения ребенка.
13. Погребальный обряд китайцев и его связь с конфуцианской моралью.
14. Традиционные китайские праздники и обряды годового цикла.
15. Общественное устройство традиционного Китая: семья, клан, соседская община.
16. Профессиональные корпорации и их роль в традиционном китайском обществе. Землячества. Тайные общества.
17. Китайские народные верования и культы.
18. Устное народное творчество китайского народа.
19. Этническая психология и национальный характер китайцев.
20. Музыкальное творчество и музыкальные инструменты китайского народа.
21. Китайские традиционные художественные ремесла.
22. Этническое самосознание китайцев: основные этапы развития и их характеристика.
23. Традиционная культура чжуан-дунских народов КНР.
24. Материальная и духовная культура тибето-бирманских народов КНР.
25. Этническая история и традиционность тюркских народов КНР.
26. Традиционная культура монгольских народов КНР,
27. Этническая характеристика мон-кхмерских народов КНР.
28. Индонезийские и тунгусо-маньчжурские народы КНР: ареал расселения и традиционная культура.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1.Кантонская кухня
2.Сычуаньская кухня
3. Кухни Синьцзяна и тибета
4. Северо-восточная кухня (东北菜)
5. Традиционная обрядность жизненного цикла.
6. Обряды, связанные с беременностью и рождением ребенка. Выбор имени.
7. Обряды первого года жизни и переход ребенка в мир взрослых.
8. Сватовство и свадьба.
9. Смерть и похороны. Китайские могилы и кладби
10. Традиционные китайские праздники и обряды годового цикла.
11. Обряды, связанные с миром живых и мертвых.
12. Календарные праздники.
13. Календарные обряды императорского двора.
14. Праздники и хозяйственные циклы китайского земледельца.
15. Традиционные праздники в современном Китае.
16. Семья и клан. Клановые хроники и уставы.
17. Цехи и землячества. Тайные общества.
18. Положение женщины и система воспитания детей.
19. Происхождение китайских фамилий. Современные фамилии в Китае.
20. Семантика китайских имен.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Этнология как наука, её предмет, объект исследования. Понятийные и категориальный аппарат.
2. Физико-географическая характеристика и административно-территориальное устройство КНР.
3. Антропологический состав населения КНР.
4. Хозяйственно-культурные типы народов Китая.
5. Этнодемографическая характеристика КНР.
6. Этнолингвистическая характеристика КНР.
7. Формирование этнической общности древних китайцев.
8. Материальная и духовная культура китайцев в эпоху централизованных империй (III в. до н.э. – III в. н. э.).
9. Политические и социально-экономические факторы этнического развития китайцев в эпоху централизованных империй (III в. до н.э. – III в. н. э.).
10. Этнодемографическая ситуация и миграции китайцев в эпоху центральзованных империй (III в. до н.э. – III в. н. э.).
11. Политические и социально-экономические факторы этнического развития китайцев в эпоху «Великого переселения народов» ( IV-VI вв.)
12. Материальная и духовная культура китайцев в эпоху «Великого переселения народов» ( IV-VI вв.)
13. Этнодемографическая ситуация и миграции китайцев в эпоху «Великого переселения народов» ( IV-VI вв.)
14. Политические и социально-экономические факторы этнического развития китайцев в средние века (VII-XIII вв.).
15. Этнодемографическая ситуация и миграции китайцев в средние века (VII-XIII вв.).
16. Материальная и духовная культура китайцев в средние века (VII-XIII вв.).
17. Этническая история китайцев на рубеже средневековья и нового времени. (XIII-XIX вв).
18. Материальная и духовная культура китайцев на рубеже средневековья и нового времени. (XIII-XIX вв).
19. Северная и южная национальная китайская кухня.
20. Традиционная одежда китайцев.
21. Основные принципы сооружения и внутренний интерьер китайского жилища. Фэн Шуй.
22. Китайские обряды свадьбы и рождения ребенка.
23. Погребальный обряд и его связь с конфуцианской моралью.
24. Традиционные китайские праздники и обряды годового цикла.
25. Общественное устройство: семья, клан, соседская община.
26. Профессиональные корпорации и их роль в традиционном китайском обществе. Землячества. Тайные общества.
27. Китайские народные верования и культы.
28. Устное народное творчество китайского народа.
29. Музыкальное творчество китайского народа.
30. Китайские традиционные художественные ремесла.
31. Этническое самосознание китайцев в период централизованных империй.
32. Этническое самосознание китайцев в эпоху «Великого переселения народов».
33. Этническое самосознание китайцев в средневековый период.
34. Этническое самосознание китайцев на рубеже средневековья и нового времени.
35. Национальные меньшинства Китая, численность, расселение. Межэтнические проблемы в КНР.
36. Традиционная культура чжуан-дунских народов КНР.
37. Материальная и духовная культура тибето-бирманских народов КНР.
38. Этническая история и традиционность тюркских народов КНР.
39. Традиционная культура монгольских народов КНР.
40. Этническая характеристика мон-кхмерских народов КНР.
41. Индонезийские и тунгусо-маньчжурские народы КНР: ареал расселения и традиционная культура.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Жириновский, Владимир Вольфович Этногеополитика: учеб. пособие / В. В. Жириновский ; под ред. Н. А. Васецкого М. : [ЛДПР] , 2012
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Линь Юйтан Китайцы: моя страна и мой народ : Линь Юйтан ; пер. с кит. Н. А. Спешнева М. : Вост. лит. РАН, 2010
Л2.2 Малявин, В.В Китайская цивилизация.: . М. : Дизайн. Информация. Картография, , 2003.
Л2.3 Кравцова М.Е. История культуры Китая. : СПб., Лань,, 2003.
Л2.4 Войтишек, Елена Эдмундовна Игровые традиции в духовной культуре стран Восточной Азии (Китай, Корея, Япония) : [монография] / Е. Э. Войтишек НГУ, Гуманит. фак., Каф. востоковедения, Лаб. прикл. востоковедения., 2009
Л2.5 Страны и народы мира: энцикл. справочник/ [сост. В. Б. Гарин, В. В. Лисюченко].- : [сборник] Ростов н/Д : Феникс, , 2001.-
Л2.6 Страны и народы Востока: РАН, Вост. комис. Рус. геогр. о-ва, Ин-т вост. рукописей; под общ. ред. М. Н. Боголюбова. Вып. 33. М. : Вост. лит. РАН, 2010
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Лысенко Ю.А. Этнология Китая: программа курса Барнаул: АлтГУ, 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ]
Э2 Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/ER/ ]
6.3. Перечень программного обеспечения
MathCAD,
Автокод,
Adobe Photoshop,
Corel draw,
Компас,
VBasic 6,
Visual FoхPrо 7.0; Delphi 6 и др.
В компьютерном классе установлены средства MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Российская национальная библиотека [ http://www.nlr.ru ]
Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова [http://www.hist.msu.ru/ER/ ]

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий: стандартно оборудованные лекционные аудитории, аудитории для проведения интерактивных лекций, специализированный кабинет кафедры востоковедения (ауд. 306б М).
Требования к оборудованию рабочих мест преподавателя и обучающихся: мультимедиапроектор, ноутбук, экран, доступ к сети Интернет.
.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе изучения дисциплины «Этнография региона специализации» студентам предстоит актуализировать знания по истории Китая, культуры Китая, религии Китая. Дисциплина состоит из 5 разделов, выделенных в соответствии с хронологическим и тематическим принципами.
Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий. Большое внимание уделяется самостоятельной работе студента (36 часа). Степень освоения курса зависит от успехов студента при подготовке и выполнении парктических заданий, умении рационально огранизовать свое учебное время.
Работа на лекции - заключается в обсуждении контрольных вопросов, изучении рекомендованной литературы.
На практическом занятии студент должен аргументировано изложить полученные в ходе самостоятельной работы при подготовке знания, участвовать в дискуссии, отстаивать свою позицию, уметь презентовать свое выступление.
Итоговая аттестация происходит в виде зачета. Итоговая оценка складывается из:
Посещаемость аудиторных занятий 5 - 10
Активность работы на занятиях 5 - 15
Самостоятельная работа студентов (через систему Moodle)25 - 50
Итоговая аттестация 15 - 25
Итоговая сумма баллов за курс 50 - 100
Общая сумма баллов и итоговая оценка
49 баллов и менее - «незачет» .
50 - 100 баллов – «зачет».
Баллы за посещаемость
Устанавливается следующее соответствие посещаемости занятий (% присутствия от общего числа аудиторных часов по данной дисциплине) баллам БРС:
менее 50% занятий - 0 баллов;
50%-85% занятий - 5 баллов;
86%-100% занятий - 10 баллов.
Проверка посещаемости осуществляется преподавателем в начале занятия.
Опоздание студента более чем на 10 минут считается пропуском занятия. Преподаватель имеет право не допускать к занятию студента, опоздавшего более чем на 10 минут.
Баллы за активность студента на занятии
Активность студента на занятии предполагает: активное обсуждение на семинарах вопросов, поднимаемых преподавателем; участие в дискуссии, успешное выступление на лекционном или семинарском занятии с презентацией и докладом по теме, одобренной преподавателем. Данный вид работы оценивается в max 3 балла за одно занятие.
Баллы за самостоятельную работу студентов через систему Moodle
0 баллов - самостоятельная работа не выполнена либо все задания выполнены на неудовлетворительную оценку;
10 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в не полном объеме (не менее 75% заданий), все работы в среднем достойны оценки не ниже хорошей;
20 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы в среднем достойны удовлетворительной оценки;
40 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы в среднем достойны хорошей оценки;
50 баллов - самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы достойны отличной оценки