МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

География

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
ПрофильФизиология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-34-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 27
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 27 27 27 27
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Черных Д.В.

Рецензент(ы):
Пузнов А.В.

Рабочая программа дисциплины
География

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология : Ботаника, Биохимия, Биотехнология, Зоология, Физиология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2017 г. № 1
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2017 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у будущих биологов системного взгляда на природу, реальных представлений о взаимосвязи отдельных процессов и явлений в природе, биотической и абиотической составляющих природных систем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью использовать экологическую грамотность и базовые знания в области физики, химии, наук о Земле и биологии в жизненных ситуациях; прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, нести ответственность за свои решения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- состав, строение и свойства земных оболочек;
– взаимосвязи между биотой и абиотическими компонентами ландшафтов;
3.2.Уметь:
3.2.1.- находить причинно-следственные связи между отдельными природными процессами и явлениями;
- анализировать литературные и картографические источники;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- обладать навыками работы с географическими картами;
- обладать навыками ведения полевых дневников и иной документации;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория и методология географии
1.1. Место географии в системе научного знания Лекции 1 1 ОПК-2 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2
1.2. История формирования географических знаний Лекции 1 2 ОПК-2 Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.3. Овладение навыками работы с географическими картами Практические 1 4 ОПК-2 Л2.2, Л1.2
1.4. Сдача географической номенклатуры Практические 1 4 ОПК-2 Л2.1, Л2.4, Л1.2
1.5. Основные методы географических исследований Практические 1 4 ОПК-2 Л2.2, Л1.2
1.6. Изучение географической номенклатуры Сам. работа 1 10 ОПК-2 Л2.1, Л2.4, Л1.2
Раздел 2. Земля во Вселенной
2.1. Закономерности эволюции Лекции 1 2 ОПК-2 Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.2. Анализ гипотез эволюции Вселенной Практические 1 4 ОПК-2 Л2.2, Л1.2
Раздел 3. Литосфера и рельеф
3.1. Состав и строение литосферы Лекции 1 1 ОПК-2 Л2.2, Л1.2
3.2. Рельеф и рельефообразующие процессы Лекции 1 2 ОПК-2 Л2.2, Л1.2
3.3. Биогенный рельеф Лекции 1 1 ОПК-2 Л2.2, Л1.2
3.4. Характеристика русловых форм рельефа и рисунков речной сети по топографическим картам Практические 1 2 ОПК-2 Л2.1, Л2.4, Л1.2
3.5. Антропогенное рельефообразование Практические 1 1 ОПК-2 Л2.2, Л1.2
3.6. Рельеф земной поверхности: составление теста и эталона ответов к нему Сам. работа 1 4 ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л1.2
Раздел 4. Атмосфера
4.1. Состав и строение атмосферы Лекции 1 1 ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л1.2
4.2. Погода и климат Лекции 1 1 ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л1.2
Раздел 5. Гидросфера
5.1. Общие сведения о гидросфере. Лекции 1 1 ОПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.2
5.2. Реки и озера Лекции 1 1 ОПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.2
5.3. Подземные вод, болота, ледники Лекции 1 1 ОПК-2 Л2.2, Л2.4, Л1.2
5.4. Вычисление характеристик водосборного бассейна Практические 1 2 ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л1.2
5.5. Мировой океан Сам. работа 1 5 ОПК-2 Л2.2, Л2.3, Л1.2
Раздел 6. Компоненты географической оболочки и их взаимосвязь
6.1. Биосфера и географическая оболочка, ее пространственные подразделения (структура) и динамика Лекции 1 2 ОПК-2 Л2.2, Л1.2
6.2. Особенности строения оболочек Земли Практические 1 1 ОПК-2 Л2.2, Л1.2
Раздел 7. Географическая зональность
7.1. Понятие о широтной зональности; основные ее причины Лекции 1 1 ОПК-2 Л2.2, Л2.3, Л1.2
7.2. Природные зоны, их характеристика Лекции 1 2 ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л1.2
7.3. Определение коэффициента атмосферного увлажнения Практические 1 2 ОПК-2 Л2.1, Л2.4, Л1.2
Раздел 8. Азональность
8.1. Понятие об азональности, ее причины Лекции 1 1 ОПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2
8.2. Секторность, как проявление азональности Лекции 1 1 ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2
8.3. Высотная поясность Лекции 1 1 ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2
8.4. Определение коэффициента континентальности климата Практические 1 2 ОПК-2 Л2.1, Л2.4, Л1.2
Раздел 9. Физико-географическое районирование
9.1. Физико-географическое районирование Лекции 1 2 ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2
9.2. Физико-географические страны России Практические 1 2 ОПК-2 Л2.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2
9.3. Природные условия Алтайского края Практические 1 2 ОПК-2 Л2.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2
9.4. Реферат: Сравнительная характеристика двух физико-географических стран Сам. работа 1 8 ОПК-2 Л2.1, Л2.4, Л1.1, Л1.2
9.5. Экзамен 1 27

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Что такое метод ключей. Каким образом он применяется в географических и других исследованиях.
2. Сравнительно-географический метод; его основоположники, сущность и сферы применения.
3. Сущность и сферы применения индикационного метода в географии.
4. Особенности географии в Древнем Мире.
5. Сущность принципа актуализма Ч. Лайеля.
6. Сущность учения о географических циклах развития рельефа В. Дэвиса.
7. Сущность хорологической концепции А. Геттнера.
8. Роль В.В. Докучаева в становлении современной географии.
9. Основные задачи, решаемые с помощью географических карт.
10. Перечислите основные способы изображения объектов и явлений на географических картах.
11. Что входит в математическую основу карты.
12. Что составляет структуру географической карты.
13. Как географические карты классифицируются по масштабу.
14. Сущность «горячей» и «холодной» гипотез эволюции планет.
15. Необходимые астрономические и геологические условия для возникновения жизни.
16. Как менялись представления о форме Земли.
17. Последствия шарообразности Земли для совершающихся на ней процессов и явлений.
18. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси.
19. Географические следствия вращения Земли вокруг Солнца.
20. Роль земного магнетизма.
21. Охарактеризовать одну из карт по используемым на ней условным знакам.
22. Географическая картина мира.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Дайте сравнительную характеристику Русской равнины и Западно-Сибирской низменности (геологическое строение, общая характеристика рельефа, климат, почвы и растительность, специфика проявления широтной зональности и характерные черты ландшафтной структуры).
2. Дайте сравнительную характеристику Русской равнины и Среднесибирского плоскогорья.
3. Сравните зоны тайги на территории Русской равнины, Западно-Сибирской низменности и Среднесибирского плоскогорья.
4. Сравните горные системы: Кавказ, Урал, Алтай: возраст, общее направление хребтов и географические следствия этого, положение в системе континентально-океанической циркуляции и географические следствия этого.
5. Сравните структуру высотной поясности Хибин, Путорана и Верхоянского хребта.
6. Сравните структуру высотной поясности гор Бырранга, Путорана, и Зап. Саяна
7. Охарактеризуйте природные условия на территории России по 52-й параллели.
8. Охарактеризуйте природные условия на территории России по Северному полярному кругу.
9. Охарактеризуйте природные условия на территории России по 40-му меридиану.
10. Охарактеризуйте природные условия на территории России по 140-му меридиану.
11. Охарактеризуйте интразональные и экстразональные ландшафты Западной Сибири.
12. Сходства и различия географического положения и природных условий Русской равнины и Кавказа.
13. Сходства и различия географического положения и природных условий Западно-Сибирской низменности и Алтае-Саянской горной страны.
14. Основные стихийные бедствия Дальнего Востока, их причины и приуроченность.
15. Сходства и различия в природе двух горных стран юга Сибири: Алтае-Саянской и Байкальской.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Козырева Ю.В, Рыгалова Н.В.. География Алтайского края: учебное пособие АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л1.2 С.А. Тархов, Е.В. Середина, Л.В. Королёва География: Учебное пособие Российская международная академия туризма, 2008 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=258119
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Э.М. Раковская, М.И. Давыдова Физическая география России Ч.2: учебник для ВУЗов М.: ВЛАДОС, 2003
Л2.2 Селиверстов Ю.П., Бобков А.А. Землеведение: – М.: Академа, 2004
Л2.3 Голубчик М.М., Евдокимов С.П. География: учебник для экологов и природопорльзователей М.: Аспект Пресс, 2003
Л2.4 Э.М. Раковская, М.И. Давыдова Физическая география России Ч.1: учебник для ВУЗов М.: ВЛАДОС, 2003
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.rgo.ru/
Э2 http://www.geostudy.narod.ru/index.html
Э3 http://geo.1september.ru/
Э4 http://www.landscape.edu.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. http://www.baikalcenter.ru/books/element.php
2. http://www.biotechn.ru/
3. http://ecoinfoby.net/
4. http://www.mosecom.ru/
5. http://vniiprirody.primorye.ru/monitoring.htm
6. http://www.ym-1.narod.ru/book/
7. http://fenics.chat.ru/
8. http://www.racem.org/
9. http://www.ecoline.ru
10. http://www.xumuk.ru/ecochem/27.html
11. http://www.ecosystema.ru/07referats/monitor/monitor.htm

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

1. Физическая карта мира.
2. Физическая карта России.
3. Климатическая карта мира
4. Тектоническая карта России
5. Комплект топографических карт
6. Схема зональности идеального континента
7. Глобус
8. Электронная презентация «Рельеф и рельефообразующие процессы»
9. Тематические подборки фотографий

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к итоговому контролю усвоения дисциплины.
В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме домашнего/аудиторного задания с целью проверки формирования компетенций;
Промежуточный контроль осуществляется по завершению прохождения модуля в форме тестирования (в письменной форме или в интерактивной форме в компьютерном классе);
По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме зачёта или экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.
Итоговый контроль: зачтено выставляется при выполнении студентами всех требований и видов работ, рекомендованных программой, (на основе балльно-рейтинговой системы при условии, что студент набрал в сумме не менее 55 баллов за семестр). На зачёт выносятся: для проверки достижения сформированности компетенций, заявленных в целях Программы письменное тестирование 30 мин; презентации  отчет по индивидуальным заданиям, устное собеседование по вопросам.
Методические указания для индивидуальных практических заданий.
Подготовка домашних заданий нацелена на более глубокое освоение тем курса, которым уделяется недостаточно времени на лекциях и семинарах, и которое студенты осуществляют в ходе самостоятельной работы с электронными ресурсами АлтГУ. Подготовка домашнего задания предусматривает формирования навыков критического анализа литературы и формирования собственного взгляда на проблему, видение прикладного аспекта проблемы.
Форма отчётности: презентация работы в мультимедийной программе, либо в заданиях 2-5 – письменная работа.
Оценивание домашних заданий осуществляется по следующим критериям:
1.полнота раскрытия темы;
2.глубина и полнота анализа литературы;
3.наличие анализа, собственной авторской позиции;
4.использование современных литературных источников по проблеме;
5.структурированность презентации (задание 1 представление одной из методик исследования);
6.ясность и четкость доклада, соблюдение регламента.
Отметки выставляются в соответствии с критериями оценивания
При работе балльно-рейтинговой технологии:
0 баллов – работа не выполнена
3 балла – работа выполнена частично с нарушениями требований, использовано незначительное количество научных источников(1-2), методик (1-2)
4 балла – работа выполнена с незначительными нарушениями требований
5 баллов – работа выполнена полностью.
Примерные критерии оценки:
-оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала;
-оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полные знания учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности;
-оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешность в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя;
-оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине».
Методические указания студентам для самостоятельной работы по дисциплине
При освоении курса одним из содержательных и смысловых ориентиров является настоящий учебно-методический комплекс, в котором содержится вся необходимая информация. При подготовке к практическим и лабораторным занятиям следует читать не только научную литературу, но и дополнительную, что поможет наиболее углубить свои знания по изучаемым вопросам. При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск и анализ необходимой информации в основной и дополнительной литературе, готовят сообщения и доклады, рефераты, творческие (учебно-практические) задания по рассматриваемым проблемам, консультируются с преподавателем.
На лекциях раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы. Семинарские занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, а также продемонстрировать студентам возможности использования психологических методов и приемов.
Важная роль в освоении изучаемой дисциплины отводится самостоятельной работе, которая позволяет углубленно изучать соответствующие темы, составлять конспекты, сообщения, овладевать необходимой информацией при написании рефератов и выполнения творческих заданий, формировать у них умения самостоятельного анализа изучаемого курса. Результатами самостоятельной работы будут являться конспекты первоисточников, материалы творческих заданий, рефераты, презентации, контрольные работы, представленные студентами преподавателю.
Изучение студентами дисциплины предполагает тщательную проработку учебного материала, научной и методической литературы, нормативных документов и выполнение индивидуальных практических заданий преподавателя в соответствии с отведенным на самостоятельную работу временем.
Обязательной формой самостоятельной работы студентов при освоении курса является реферат, который должен быть оформлен согласно требованиям отпечатанном виде. В свою структуру реферат должен включать следующие обязательные разделы: введение, основная часть, состоящая из не менее 2-х глав, заключения, списка литературы и, возможно, приложения.
Особое внимание требуют разделы «введение» и «заключение». В разделе «введение» студенту необходимо отразить степень актуальности изучаемой им проблемы и меру ее разработанности в трудах теоретиков науки. В разделе «заключение» следует сделать выводы по основной части, дать авторские оценки изучаемой проблемы, отразить возможные тенденции, прогнозы, рекомендации. В качестве реферативной темы может быть выбрана любая из списка, предложенного преподавателем, а также тема должна быть согласована с преподавателем и обоснован ее выбор. Объем реферата должен ограничиваться рамками от 17 до 25 страниц машинописного текста.
В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов. По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме зачёта. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.