МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Геология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
ПрофильФизиология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-34-2017
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
Овцинов В.И.

Рецензент(ы):
Пузанов А.В.

Рабочая программа дисциплины
Геология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология : Ботаника, Биохимия, Биотехнология, Зоология, Физиология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2017 г. № 1
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2017 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Геология» являются формирование представлений и знаний о происхождении, строении и составе Земли, о геологических процессах, о взаимосвязи отдельных процессов и явлений в природе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью использовать экологическую грамотность и базовые знания в области физики, химии, наук о Земле и биологии в жизненных ситуациях; прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, нести ответственность за свои решения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- теоретические основы физики, химии и биологии;
- теоретические основы физических и химических процессов в биосфере;
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять теоретические знания фундаментальных разелов физики, химии и биологии в решении экологических проблем;
- осуществлять сбор и анализ информации о процессах, протекающих в литосфере и на ее поверхности;
- производить анализ проблем экологии и природопользования на основе знаний о литосферных процессах.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- анализа и решения проблем экологии и приордопользования на основе данных о литосферных процессах;
- геологических исследований в экологии;
- анализа экологических и природопользовательских проблем с учетом геологических знаний.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в геологию
1.1. Введение в геологию Лекции 2 2 ОПК-2 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Эндогенные процессы геодинамики
2.1. Эндогенные процессы геодинамики. Образование минералов и горных пород. Магматизм и метаморфизм. Движения земной коры. Лекции 2 8 ОПК-2 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Происхождение, распространение, свойства и классификация минералов Практические 2 6 ОПК-2 Л1.1
2.3. Происхождение, распространение, свойства и классификация горных пород. Почвообразующие породы Практические 2 14 ОПК-2 Л1.1
2.4. Происхождение, распространение, свойства и классификация минералов Сам. работа 2 14 ОПК-2 Л1.1
2.5. Происхождение, распространение, свойства и классификация горных пород Сам. работа 2 16 ОПК-2 Л1.1
Раздел 3. Экзогенные процессы геодинамики
3.1. Экзогенные процессы геодинамики Лекции 2 6 ОПК-2 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Экзогенные процессы геодинамики и их влияние на биосферу Сам. работа 2 6 ОПК-2 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. История развития геологии, как одной из важнейших наук о Земле.
2. Связь географии и экологии с геологией – общность и специфика сфер интересов.
3. Форма Земли – эволюционирующие представления.
4. Гипсометрические кривые Земли – геоморфология суши и моря.
5. Вклад геофизики в учение о внутреннем строении Земли.
6. Внутренние сферы Земли.
7. Относительная геохронология.
8. Абсолютная геохронология.
9. Геохронологическая шкала.
10. Стратиграфия и палеонтология.
11. Геофизические методы в хронологии Земли.
12. Геохимия и особенности элементного уровня организации вещества Земли.
13. Кристаллографические системы.
14. Физические свойства минералов.
15. Классификация минералов.
16. Минеральный состав земной коры и горные породы.
17. Петрография. Классификация магматических горных пород.
18. Литогенез и седиментация.
19. Эрозионно-аккумулятивная деятельность рек.
20. Продольные профили равновесия речных систем и их значение для анализа глубинной эрозии.
21. Механизмы терригенного, хемогенного и биогенного осадкообразования.
22. Классификация осадочных горных пород.
23. Обстановки континентального литогенеза (эоловые, флювиальные, гляциальные).
24. Трансгрессии и регрессии моря, особенности строения соответствующих осадочных серий.
25. Типы вулканических структур и извержений.
26. Этапы развития континентального рифта.
27. Факторы и типы метаморфизма и метасоматоза.
28. Интрузивный магматизм и формы его проявления.
29. Астроблемы.
30. Классификация метаморфических горных пород.
31. Факторы выветривания горных пород.
32. Гидрогеология. Значение вод в процессах выветривания.
33. Профили кор выветривания.
34. Континентальное выветривание и гальмиролиз.
35. Тектонические движения и землетрясения.
36. Пликативные дислокации.
37. Дизъюнктивные деформации.
38. Платформы и подвижные пояса.
39. Геосинклинали и орогены.
40. Литосферные плиты и условия их «дрейфа».
41. Механизмы взаимодействия литосферных плит: спрединг, субдукция, коллизия.
42. Модели глобальной тектоники.
43. Геологическая деятельность ледников.
44. Геологическая деятельность ветра.
45. Геологическая деятельность поверхностных текучих вод.
46. Геологическая деятельность подземных вод.
47. Геологические процессы в районах «вечной» мерзлоты.
48. Геологическая деятельность озер и болот.
49. Геологическая деятельность океанов и морей.
50. Связь природных катастроф с геологическими процессами.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
11. Развитие основных научных идей в геологии и её перспективы.
2. Геофизические поля Земли.
3. Внутренние сферы Земли.
4. Стратиграфическая хронология (хроностратиграфическая, геохронологическая, био-стратиграфическая).
5. Минералогический состав космических тел и Земли.
6. Механизмы осадкообразования
7. Типы вулканических извержений (по характеру проявлений, типам магм).
8. Образование магматических горных пород.
9. Образование метаморфических горных пород.

Рефераты:
1. Вклад российских ученых в развитие геологических знаний.
2. Достижения современной науки и техники на службе геологии.
3. Состав и строение земной коры.
4. Основные формы рельефа земной поверхности.
5. Философские проблемы геологии.
6. Концепция пространственно-временных отношений в геологии.
7. Концепция геологического времени. Стратиграфия.
8. Палеонтологический метод и биостратиграфия.
9. Эндогенные геологические процессы.
10. Экзогенные геологические процессы.
11. Вулканизм.
12. Землетрясения.
13. Геологическая деятельность подземных вод.
14. Геологическая роль ледников.
15. Великие вымирания в истории Земли.
16. Тектонические движения: причины и классификация.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения входного, текущего контроля и промежуточной аттестации. Фонд включает типовые задания, индивидуальные домашние задания, задания для собеседования, вопросы к зачёту.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Короновский Н.В., Ясаманов Н.А. Геология: учеб. для вузов М.: Академия, 2011
Л1.2 Н. В. Короновский Общая геология: учеб. для вузов М.: Академия, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мушкетов И.В. Физическая геология. Том 1: СПб : Лань, 2014 e.lanbook.com
Л2.2 Мушкетов И.В. Физическая геология. Том 2: СПб : Лань, 2013 e.lanbook.com
Л2.3 Добровольский В.В. Геология: учеб. для вузов М. : ВЛАДОС, 2004
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Ms Office, Word, Exсel, PowerPoint.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Журнал «Минеральные ресурсы России. Экономика и управление» http://www.geoinform.ru
Журнал «Минерал» http://www.mineral-journal.ru/
Поисковые системы Яндекс, Google, Rambler, Апорт, Yahoo.
Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http:/school-collection.edu.ru/ и др.
Геовикипедия http://wiki.web.ru/
Все о геологии http://geo.web.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для проведения занятий имеется стандартно оборудованные лекционные аудитории, аудитории для проведения интерактивных лекций: видеопроектор, экран настенный, электронные доски.
Рабочее место преподавателя оборудовано видеопроектором, ноутбуком, переносным экраном.
Требования к специализированному оборудованию: шкала твердости Мооса, лупа, линейка, карандаш, учебная коллекция минералов и горных пород, стекла, неглазурованные фарфоровые пластинки.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

По учебной дисциплине «Геология» предусмотрены контрольные работы и домашние задания как формы промежуточного контроля, контроль текущей работы студентов на лекциях и на практических занятиях. В ходе самостоятельной работы студенты выполняют индивидуальные задания к практическим работам, знакомятся с предложенной литературой. Форма итогового контроля – зачет после первого семестра. При выставлении студенту итоговой оценки учитывается его работа в течение изучения учебной дисциплины, оценки за контрольные работы, домашние и индивидуальные задания.

Самостоятельная работа – сдается в письменной форме
«1» - неудовлетворительно (работа не сдана);
«2» - плохо (одно-два задания имеют полное и верное решение и ответ);
«3» - удовлетворительно (одно-два задания имеют неверное решение и ответ, но в целом работа выполнено удовлетворительно);
«4» - хорошо (каждое задание выполнено верно, но отсутствует полное решение одной или нескольких задач, либо работа сдана не вовремя);
«5» - отлично (каждое задание выполнено верно с подробным описанием процесса решения; работа сдана вовремя).