Закреплена за кафедрой | Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Профиль | Физиология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 06_03_01_Биология-34-2017 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 36 | 36 | 36 | 36 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Протокол от 31.08.2017 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины «Геология» являются формирование представлений и знаний о происхождении, строении и составе Земли, о геологических процессах, о взаимосвязи отдельных процессов и явлений в природе. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-2 | способностью использовать экологическую грамотность и базовые знания в области физики, химии, наук о Земле и биологии в жизненных ситуациях; прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, нести ответственность за свои решения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - теоретические основы физики, химии и биологии; - теоретические основы физических и химических процессов в биосфере; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - применять теоретические знания фундаментальных разелов физики, химии и биологии в решении экологических проблем; - осуществлять сбор и анализ информации о процессах, протекающих в литосфере и на ее поверхности; - производить анализ проблем экологии и природопользования на основе знаний о литосферных процессах. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - анализа и решения проблем экологии и приордопользования на основе данных о литосферных процессах; - геологических исследований в экологии; - анализа экологических и природопользовательских проблем с учетом геологических знаний. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в геологию | ||||||
1.1. | Введение в геологию | Лекции | 2 | 2 | ОПК-2 | Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 2. Эндогенные процессы геодинамики | ||||||
2.1. | Эндогенные процессы геодинамики. Образование минералов и горных пород. Магматизм и метаморфизм. Движения земной коры. | Лекции | 2 | 8 | ОПК-2 | Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.2. | Происхождение, распространение, свойства и классификация минералов | Практические | 2 | 6 | ОПК-2 | Л1.1 |
2.3. | Происхождение, распространение, свойства и классификация горных пород. Почвообразующие породы | Практические | 2 | 14 | ОПК-2 | Л1.1 |
2.4. | Происхождение, распространение, свойства и классификация минералов | Сам. работа | 2 | 14 | ОПК-2 | Л1.1 |
2.5. | Происхождение, распространение, свойства и классификация горных пород | Сам. работа | 2 | 16 | ОПК-2 | Л1.1 |
Раздел 3. Экзогенные процессы геодинамики | ||||||
3.1. | Экзогенные процессы геодинамики | Лекции | 2 | 6 | ОПК-2 | Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.2. | Экзогенные процессы геодинамики и их влияние на биосферу | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-2 | Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. История развития геологии, как одной из важнейших наук о Земле. 2. Связь географии и экологии с геологией – общность и специфика сфер интересов. 3. Форма Земли – эволюционирующие представления. 4. Гипсометрические кривые Земли – геоморфология суши и моря. 5. Вклад геофизики в учение о внутреннем строении Земли. 6. Внутренние сферы Земли. 7. Относительная геохронология. 8. Абсолютная геохронология. 9. Геохронологическая шкала. 10. Стратиграфия и палеонтология. 11. Геофизические методы в хронологии Земли. 12. Геохимия и особенности элементного уровня организации вещества Земли. 13. Кристаллографические системы. 14. Физические свойства минералов. 15. Классификация минералов. 16. Минеральный состав земной коры и горные породы. 17. Петрография. Классификация магматических горных пород. 18. Литогенез и седиментация. 19. Эрозионно-аккумулятивная деятельность рек. 20. Продольные профили равновесия речных систем и их значение для анализа глубинной эрозии. 21. Механизмы терригенного, хемогенного и биогенного осадкообразования. 22. Классификация осадочных горных пород. 23. Обстановки континентального литогенеза (эоловые, флювиальные, гляциальные). 24. Трансгрессии и регрессии моря, особенности строения соответствующих осадочных серий. 25. Типы вулканических структур и извержений. 26. Этапы развития континентального рифта. 27. Факторы и типы метаморфизма и метасоматоза. 28. Интрузивный магматизм и формы его проявления. 29. Астроблемы. 30. Классификация метаморфических горных пород. 31. Факторы выветривания горных пород. 32. Гидрогеология. Значение вод в процессах выветривания. 33. Профили кор выветривания. 34. Континентальное выветривание и гальмиролиз. 35. Тектонические движения и землетрясения. 36. Пликативные дислокации. 37. Дизъюнктивные деформации. 38. Платформы и подвижные пояса. 39. Геосинклинали и орогены. 40. Литосферные плиты и условия их «дрейфа». 41. Механизмы взаимодействия литосферных плит: спрединг, субдукция, коллизия. 42. Модели глобальной тектоники. 43. Геологическая деятельность ледников. 44. Геологическая деятельность ветра. 45. Геологическая деятельность поверхностных текучих вод. 46. Геологическая деятельность подземных вод. 47. Геологические процессы в районах «вечной» мерзлоты. 48. Геологическая деятельность озер и болот. 49. Геологическая деятельность океанов и морей. 50. Связь природных катастроф с геологическими процессами. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
11. Развитие основных научных идей в геологии и её перспективы. 2. Геофизические поля Земли. 3. Внутренние сферы Земли. 4. Стратиграфическая хронология (хроностратиграфическая, геохронологическая, био-стратиграфическая). 5. Минералогический состав космических тел и Земли. 6. Механизмы осадкообразования 7. Типы вулканических извержений (по характеру проявлений, типам магм). 8. Образование магматических горных пород. 9. Образование метаморфических горных пород. Рефераты: 1. Вклад российских ученых в развитие геологических знаний. 2. Достижения современной науки и техники на службе геологии. 3. Состав и строение земной коры. 4. Основные формы рельефа земной поверхности. 5. Философские проблемы геологии. 6. Концепция пространственно-временных отношений в геологии. 7. Концепция геологического времени. Стратиграфия. 8. Палеонтологический метод и биостратиграфия. 9. Эндогенные геологические процессы. 10. Экзогенные геологические процессы. 11. Вулканизм. 12. Землетрясения. 13. Геологическая деятельность подземных вод. 14. Геологическая роль ледников. 15. Великие вымирания в истории Земли. 16. Тектонические движения: причины и классификация. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения входного, текущего контроля и промежуточной аттестации. Фонд включает типовые задания, индивидуальные домашние задания, задания для собеседования, вопросы к зачёту. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Короновский Н.В., Ясаманов Н.А. | Геология: учеб. для вузов | М.: Академия, 2011 | |
Л1.2 | Н. В. Короновский | Общая геология: учеб. для вузов | М.: Академия, 2011 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Мушкетов И.В. | Физическая геология. Том 1: | СПб : Лань, 2014 | e.lanbook.com |
Л2.2 | Мушкетов И.В. | Физическая геология. Том 2: | СПб : Лань, 2013 | e.lanbook.com |
Л2.3 | Добровольский В.В. | Геология: учеб. для вузов | М. : ВЛАДОС, 2004 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Ms Office, Word, Exсel, PowerPoint. | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Журнал «Минеральные ресурсы России. Экономика и управление» http://www.geoinform.ru Журнал «Минерал» http://www.mineral-journal.ru/ Поисковые системы Яндекс, Google, Rambler, Апорт, Yahoo. Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/ Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/ Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http:/school-collection.edu.ru/ и др. Геовикипедия http://wiki.web.ru/ Все о геологии http://geo.web.ru/ |
Для проведения занятий имеется стандартно оборудованные лекционные аудитории, аудитории для проведения интерактивных лекций: видеопроектор, экран настенный, электронные доски. Рабочее место преподавателя оборудовано видеопроектором, ноутбуком, переносным экраном. Требования к специализированному оборудованию: шкала твердости Мооса, лупа, линейка, карандаш, учебная коллекция минералов и горных пород, стекла, неглазурованные фарфоровые пластинки. |
По учебной дисциплине «Геология» предусмотрены контрольные работы и домашние задания как формы промежуточного контроля, контроль текущей работы студентов на лекциях и на практических занятиях. В ходе самостоятельной работы студенты выполняют индивидуальные задания к практическим работам, знакомятся с предложенной литературой. Форма итогового контроля – зачет после первого семестра. При выставлении студенту итоговой оценки учитывается его работа в течение изучения учебной дисциплины, оценки за контрольные работы, домашние и индивидуальные задания. Самостоятельная работа – сдается в письменной форме «1» - неудовлетворительно (работа не сдана); «2» - плохо (одно-два задания имеют полное и верное решение и ответ); «3» - удовлетворительно (одно-два задания имеют неверное решение и ответ, но в целом работа выполнено удовлетворительно); «4» - хорошо (каждое задание выполнено верно, но отсутствует полное решение одной или нескольких задач, либо работа сдана не вовремя); «5» - отлично (каждое задание выполнено верно с подробным описанием процесса решения; работа сдана вовремя). |