Закреплена за кафедрой | Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Профиль | Физиология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_03_01_Биология-34-2017 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 64 | 64 | 64 | 64 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Протокол от 31.08.2017 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.
1.1. | Цель: сформировать современные представления о принципах и технике качественного, количественного и структурного биохимического анализа. Задачи: - сформировать представление о теоретических основах современных методов биохимических исследований; - рассмотреть основополагающие правила техники безопасности проведения работ в биохимической лаборатории; - уметь ориентироваться в потребительских качествах современного оборудования, возможностях современной приборной базы, реальной оценки собственных возможностей при планировании исследовательской работ. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07 |
СПК-4 | готовностью применять современные биохимические, микробиологические, биоинженерные и биотехнологические методы для получения продуктов биотехнологических производств |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - биохимические методы разделения и идентификации веществ; - методы обобщения и анализа наблюдений и результатов экспериментальных исследований; - современные подходы к автоматизации лабораторных исследований. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - применять основополагающие правила техники безопасности проведения работ в биохимической лаборатории; - подбирать необходимые методы для решения конкретных задач; - планировать исследование, эксперимент с учетом имеющегося оборудования. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - работы с биологическим материалом; - работы с современным биохимическим оборудованием; - выполнения иследований, планирования хода работы. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Особенности работы с биологическими пробами | ||||||
1.1. | Особенности работы с биологическими пробами | Лекции | 5 | 2 | СПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.3 |
1.2. | Диализ белков как метод очистки белка от низкомолекулярных органических и неорганических примесей | Лабораторные | 5 | 2 | СПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3 |
1.3. | Химические методы анализа | Сам. работа | 5 | 12 | СПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3 |
1.4. | Химические методы анализа. Качественные реакции на фосфопротеины (на примере казеина молока), на компоненты нуклеиновых кислот | Лабораторные | 5 | 2 | СПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3 |
Раздел 2. Физико-химические методы | ||||||
2.1. | Хроматография | Лекции | 5 | 4 | СПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.3 |
2.2. | Хроматографический метод разделения аминокислот | Лабораторные | 5 | 2 | СПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3 |
2.3. | Электрохимические методы | Лекции | 5 | 4 | СПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.3 |
2.4. | Выделение казеина молока в изоэлектрической точке | Лабораторные | 5 | 2 | СПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3 |
2.5. | Электрофоретическое разделение белков и нуклеиновых кислот. Анализ электрофоретических результатов | Лабораторные | 5 | 4 | СПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
2.6. | Оптические методы анализа | Сам. работа | 5 | 12 | СПК-4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3 |
2.7. | Фотометрический метод количественного определения белка в сыворотке крови, слюне, в молоке | Лабораторные | 5 | 8 | СПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3 |
Раздел 3. Физические методы исследования | ||||||
3.1. | Радиоспектроскопия. Электронный парамагнитный резонанс. Ядерный магнитный резонанс | Лекции | 5 | 2 | СПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.3 |
3.2. | Эмиссионный спектральный анализ | Лекции | 5 | 1 | СПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3 |
3.3. | Рентгеноструктурный анализ, масс-спектральный анализ | Лекции | 5 | 1 | СПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.3 |
3.4. | Физические методы исследования | Сам. работа | 5 | 10 | СПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3 |
3.5. | Электронная микроскопия | Лекции | 5 | 1 | СПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3 |
3.6. | Электронная микроскопия | Сам. работа | 5 | 10 | СПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3 |
3.7. | Гидродинамические методы анализа | Лекции | 5 | 1 | СПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.3 |
3.8. | Изотопные методы исследования | Лекции | 5 | 1 | СПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.3 |
3.9. | Изотопные методы исследования | Сам. работа | 5 | 10 | СПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3 |
Раздел 4. Специальные методы анализа | ||||||
4.1. | Метод полимеразной цепной реакции | Лекции | 5 | 1 | СПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3 |
4.2. | Метод полимеразной цепной реакции | Лабораторные | 5 | 4 | СПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3 |
4.3. | Иммуноинструментальные методы анализа | Лекции | 5 | 1 | СПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.3 |
Раздел 5. Модельные методы | ||||||
5.1. | Модели и их классификация. Материальные модели. Идеальные модели | Лекции | 5 | 1 | СПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3 |
5.2. | Модельные методы | Сам. работа | 5 | 10 | СПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Общие принципы биохимического исследования. Биохимические исследования на различных уровнях организации живой материи. 2. Центрифуга, ее устройство. Скорость осаждения частиц. Константа седиментации. Дифференциальное центрифугирование. Центрифугирование в градиенте плотности. Методы получения ступенчатых и непрерывных градиентов плотности. 3. Разделение белков путем осаждения. Растворимость белков при низкой концентрации солей. Высаливание при высокой концентрации соли. 4. Осаждение белков органическими растворителями. Осаждение белков органическими полимерами и другими веществами. Осаждение вследствие избирательной денатурации. Осаждение нуклеиновых кислот. 5. Особенности различных видов живых организмов в качестве исходного материала биохимических исследований. Разрушение клеток и экстракция. Способы разрушения клеток. 6. Растворы, используемые для экстракции. Буферные растворы и специальные добавки. 7. Классификация хроматографических методов. Классификация по принципу фракционирования. Классификация по способу элюции. Классификация по расположению неподвижной фазы. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Ферментный электрод; Жидкостная хроиатография высокого давления; Методы изучения мембранных компонентов; Дифференциальное центрифугирование: способы и современное приборное обеспечение; Использование радиоактивных меток в анализе. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Иркитова А.Н. | Микробиология молока и молочных продуктов: лабораторный практикум: учебное пособие | Барнаул: Изд-во Алт.ун-та, , 2016 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | В. В. Давыдов, В. Н. Швец | Руководство к практическим занятиям по биологической химии: учеб. пособие | Харьков: [ХНУ им. В. Н. Каразина], 2011 | |
Л1.3 | Иркитова А.Н. | Микробиология продуктов животного происхождения : учебное пособие | Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та. , 2017 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Комов В.П. Шведова В.Н. | Биохимия: учебник для вузов | Дрофа, 2004 | 51 |
Л2.2 | Н. А. Тюкавкина, Ю. И. Бауков. | Биоорганическая химия: учеб. для вузов | М. : Дрофа, 2005 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | www.humbio.ru | |||
Э2 | www.elibrary.ru | |||
Э3 | www.sci-lib.com/molekular-biology | |||
Э4 | www.dis.academic.ru | |||
Э5 | www.nkj.ru | |||
Э6 | www.cancerquest.org | |||
Э7 | www.news-medikal.net | |||
Э8 | www.MolBiol.ru | |||
Э9 | www.cellbiol.ru | |||
Э10 | www.ncbi.hlm.nih.gov | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Ноутбук, проектор. | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
www.humbio.ru www.elibrary.ru www.sci-lib.com/molekular-biology www.dis.academic.ru www.nkj.ru |
Оборудование: вытяжной шкаф, термостат, водяная баня, фотоэлектроколориметр, кюветы к ФЭКу, весы, сушильный шкаф, дистиллятор. Компьютер, мультимедийный проектор, экран. Химическая посуда: химические стаканы, колбы различной вместимости, мерные цилиндры, стеклянные палочки, стеклянные пипетки различного объема, воронки, фильтры бумажные, пробирки, полуавтоматические пипетки со сменными мерными капиллярами, калиброванные капилляры, Химические реактивы и расходные материалы. |
Программой курса предусмотрены следующие формы организации учебного процесса: лекции (вводная, тематические), лабораторные занятия, самостоятельная работа студентов. Предполагаемые формы самостоятельной работы студентов: различные виды домашних заданий, подготовка к лабораторным занятиям, выполнение рефератов. В курсе «Методы биохимических исследований» предусмотрено использование словесных (лекция, объяснение, беседа, дискуссия, обсуждение) и наглядных (демонстрация схем, таблиц) методов обучения. Текущий контроль знаний студентов по дисциплине осуществляется на лабораторных занятиях в форме письменных контрольных работ, устных ответов на поставленные вопросы и их аргументации. Уровень знаний и способность самостоятельно мыслить могут быть оценены при обсуждении тематических выступлений, в ходе дискуссии или беседы. Самостоятельная работа контролируется либо на лабораторных занятиях, либо в часы индивидуальных консультаций преподавателя. |