МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Эндокринология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
ПрофильФизиология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-34-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 37
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 37 37 37 37
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Шарлаева Е.А.

Рецензент(ы):
Никитина Е.Д.

Рабочая программа дисциплины
Эндокринология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология : Ботаника, Биохимия, Биотехнология, Зоология, Физиология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2017 г. № 1
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2017 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование представлений о молекулярных механизмах гормональной регуляции метаболических процессов и роли эндокринной системы в регуляции основных процессов жизнедеятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

СПК-3 способностью применять базовые теоретические знания в области биохимии микроорганизмов, растений, животных и человека в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- о роли эндокринной системы в регуляции основных процессов жизнедеятельности;
- примеры и классификации гормонов;
- строение и функции гормонов;
- основные этапы синтеза, секреции и распада гормонов;
- молекулярные механизмы действия гормонов;
- основные эндокринные патологии и причины их возникновения.
3.2.Уметь:
3.2.1.- приводить примеры гормонов и характеризовать их роль в регуляции процессов жизнедеятельности;
- объяснять, пути биосинтеза и распада гормонов, механизмы их действия в соответствии с их химической природой;
- интерпретировать последствия выпадения функций различных желез внутренней секреции.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- приемами классификации и номенклатуры гормонов;
- теоретическими знаниями о роли эндокринной системы в регуляции основных процессов жизнедеятельности и развитии патологий.
- теоретическими знаниями из области эндокринологии для оценки функциональной активности желез внутренней секреции

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в эндокринологию
1.1. Эндокринология, как наука. Предмет и методы эндокринологии. Лекции 5 2 СПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. История развития эндокринологии. Методы изучения желез внутренней секреции. Методы определения гормонов в биологических жидкостях. Сам. работа 5 8 СПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Структурно-функциональная организация эндокринной системы
2.1. Гипоталамо-гипофизарная система и ее роль в регуляции функций организма Лекции 5 2 СПК-3 Л2.2, Л1.2
2.2. Эндокринная функция щитовидной, паращитовидных желез, тимуса и эпифиза. Лекции 5 2 СПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.3. Обнаружение йода в гидролизате щитовидной железы Лабораторные 5 4 СПК-3 Л2.2, Л1.1
2.4. Эндокринная функция поджелудочной железы и надпочечников. Лекции 5 2 СПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.5. Качественные реакции на адреналин Лабораторные 5 4 СПК-3 Л2.2
2.6. Половые железы. Эндокринная функция плаценты Лекции 5 2 СПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.7. Качественные рекции на стероидные гормоны их метаболиты. Лабораторные 5 2 СПК-3 Л2.2, Л2.1
2.8. Эндокринная функция печени, почек и сердца. Гормоны энтериновой системы. Лекции 5 2 СПК-3 Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.9. Эндокринная функция желез внутренней секреции Лабораторные 5 8 СПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.10. Структурно-функциональная организация эндокринной системы. Регуляция деятельности желез внутренней секреции и их физиологической активности. Сам. работа 5 13 СПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Общие представления о гормонах и гормональной регуляции обменных процессов
3.1. Основные свойства и классификации гормонов Лекции 5 2 СПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Качественные реакции на гормоны белковой природы Лабораторные 5 4 СПК-3 Л2.2, Л1.1
3.3. Синтез, секреция, транспорт, периферический метаболизм и экскреция гормонов Лекции 5 2 СПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.4. Современные представления о молекулярных механизмах действия гормонов Лекции 5 2 СПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.5. Метаболизм и механизм действия гормонов Лабораторные 5 2 СПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.6. Свойства, классификация, метаболизм и механизм действия гормонов. Гормональная регуляция обмена белков, жиров и углеводов Сам. работа 5 8 СПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Гормональная координация основных процессов жизнедеятельности
4.1. Гормональное управление процессами размножения, роста и развития. Гормоны и адаптация. Лекции 5 2 СПК-3 Л2.2, Л1.1
4.2. Роль соматотропного гормона, «соматомединов» и других гормонов в регуляции процессов роста. Гормональная регуляция процессов размножения. Гормоны и стресс. Сам. работа 5 8 СПК-3 Л2.2, Л1.1
4.3. Экзамен 5 27

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к экзамену по спецкурсу «Эндокринология»

1.Эндокринология. Предмет и задачи.
2.Регуляция деятельности желез внутренне секреции и их функциональной активности.
3.Методы изучения желез внутренней секреции.
4.Основные свой гормонов.
5.Химическое строение стероидных гормонов.
6.Химическое строение белково-пептидных гормонов.
7.Химическое строение гормонов производных аминокислот
8.Биосинтез стероидных гормонов
9.Биосинтез белково-пептидных гормонов и гормонов производных аминокислот
10.Секреция гормонов.
11.Транспорт гормонов
12.Механизм действия гормонов с внутриклеточным типом рецепции
13.Механизм действия гормонов с мембранным типом рецепции.
14.Характеристика клеточных рецепторов и снижения чувствительности к гормону
15.Периферический метаболизм гормонов
16.Пути экскреции гормонов и их метаболитов
17.Гипоталамо-гипофизарная система (эндокринная функция)
18.Эндокринная функция эпифиза
19.Эндокринная функция щитовидной железы
20.Эндокринная функция околощитовидных желез
21.Эндокринная функция поджелудочной железы
22.Эндокринная функция надпочечников
23.Эндокринная функция половых желез
24.Почечные гормоны. Ренин и эритропоэтин. Химическая природа, синтез, биологическая роль.
25. Гормоны и стресс

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов по курсу «Эндокринологии»

1. Гипоталамо-гипофизарные заболевания, связанные с нарушениями секреции СТГ.
2. Гипоталамо-гипофизарные заболевания, связанные с нарушениями секреции АКТГ.
3. Несахарный диабет и синдром Пархона.
4. Эндокринная функция щитовидной железы (ЩЖ). Заболевания ЩЖ в Алтайском крае.
5. Заболевания ЩЖ, обусловленные гипофункцией.
6. Заболевания, связанные с гиперфункцией ЩЖ.
7. Гормоны поджелудочной железы и их роль в регуляции углеводного обмена. Сахарный диабет.
8. Эндокринная функция половых желез. Заболевания половых желез у мужчин и женщин.
9. Гормональная регуляция беременности и лактации.
10. Гормональная функция надпочечников (кора и мозговое вещество) и их заболевания.
11. Алкоголь, табак и эндокринная система.
12. Гормональная регуляция процессов роста.
13. Гормоны и адаптация.
14. Гормоны и стресс.
15. Проблема ожирения и эндокринная система.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Тестовые задания по теме "Эндокринная функция надпочечников"

I Задания с выбором одного верного ответа
1. Гормоны, стимулирующие деятельность организма в состоянии физического и психического напряжения, синтезируются клетками:
А. Надпочечников
Б. Щитовидной железы
В. Поджелудочной железы
Г. Паращитовидных желез
Верный ответ: А
2. Клетки клубочковой зоны ответственны за образование:
А. Эстрадиола
Б. Альдостерона
В. Тироксина
Г. Глюкагона
Верный ответ: Б
3. Андрогены образуются в:
А. Гипофизе
Б. Вилочковой железе
В. Надпочечниках
Г. Щитовидной железе
Верный ответ: В
4. Исходным продуктом для образования катехоламинов является:
А. Тирозин
Б. Триптофан
В. Аланин
Г. Глицин
Верный ответ: А
5. Болезнь Аддисона наблюдается при:
А. Избытке гормонов гипофиза
Б. Недостатке гормонов щитовидной железы
В. Избыточной функции коры надпочечников
Г. Снижении функции коры надпочечников.
Верный ответ: Г
II Задания с выбором двух и более верных ответов
1. Какие зоны выделяют в корковом слое надпочечника:
А. Пучковую
Б. Сетчатую
В. Гладкую
Г. Клубочковую
Д. Шероховатую
Е. Паутинную
Верные ответы: А, Б, Г.
2. К глюкокортикоидам относятся:
А. Норадреналин
Б. Дофамин
В. Кортизол
Г. Кортикостерон
Д. Трийодтиронин
Е. Кортизон
Верные ответы: В, Г, Е.
3. Минералокортикоиды выполняют следующие функции:
А. Поддерживают баланс электролитов жидкостей организма
Б. Увеличивают реабсорбцию хлора и бикарбонатов
В. Ускоряют линейный рост
Г. Повышают концентрацию глюкозы в печени
Д. Повышают катаболизм белков
Е. Усиливают липолиз и липогенез
Верные ответы: А, Б.
III Задания на соответствие
1. Установите соответствие между гормоном и исходным продуктом для его образования:
1 – Тирозин 2 – Холестерин
А. Адреналин
Б. Альдостерон
В. Кортизол
Г. 18-оксикортикостерон
Д. Норадреналин
Верные ответы: 1 – А, Д; 2 – Б, В, Г.
2 . Установите соответствие между гормоном и его функцией:
1. Кортизол 2. Адреналин 3. Альдостерон
А. Обмен ионов натрия на калий в дистальных отделах канальцев
Б. Увеличивает ОЦК
В. Способствует повышению содержания в крови глюкозы
Г. Тормозит секрецию инсулина
Д. В высоких дозах выступает как иммунодепрессант
Е. Производит выраженный противовоспалительный эффект путем стабилизации клеточных мембран и органелл.
Верные ответы: 1 – Д, Е; 2 – В, Г; 3 – А, Б
3.Установите соответствие между гормонами и местом их синтеза:
1. Корковое вещество 2. Мозговое вещество
А. Адреналин
Б. Кортизон
В. Альдостерон
Г. Дофамин
Д. Дезоксикортикостерон
Е. Норадреналин
Верные ответы: 1 – Б, В, Д; 2 – А, Г, Е.




IV Задание: «Вставьте пропущенное слово»
1. … − парные эндокринные железы, расположенные ретроперитонеально над верхними полюсами почек на уровне 12-го … и 1-го … позвонков.
Верные ответы: надпочечники, грудного, поясничного.
2. Надпочечники состоят из двух самостоятельных частей, имеющих различное эмбриональное происхождение: из … вещества, на долю которого приходится 80% массы железы и из … вещества.
Верные ответы: коркового, мозгового.
3. Исходным продуктом синтеза кортикостероидов является …
Верный ответ: холестерин.
4. … и … образуются в клетках сетчатой зоны и действуют так же, как стероиды, секретируемые половыми железами.
Верный ответ: андрогены, эстрогены.
5. Действие … повышает систолическое артериальное давление, а диастолическое остается неизмененным.
Верный ответ: адреналина.
V Задание «Выберите правильное суждение»
1.
а) Исходным продуктом синтеза кортикостероидов является фенилаланин.
б) Исходным продуктом синтеза кортикостероидов является холестерин.
в) Исходным продуктом синтеза кортикостероидов является тирозин.
Верное суждение: б.
2.
а) Глюкокортикоиды повышают выделение кальция и уменьшают его всасывание.
б) Глюкокортикоиды повышают выделение железа и уменьшают его всасывание.
в) Глюкокортикоиды повышают выделение фосфора и уменьшают его всасывание.
Верное суждение: а.
3.
а) Адреналин способствует понижению содержания в крови глюкозы
б) Адреналин способствует повышению содержания в крови глюкозы
в) Адреналин не влияет на уровень глюкозы в крови.
Верное суждение: б.
VI Задание: «Установите последовательность»
1. Расположите в правильной последовательности этапы синтеза гормонов мозгового вещества надпочечников.
А. Дофамин
Б. Тирозин
В.Адреналин
Г. Норадреналин
Д. ДОФА
Верный ответ: Б, Д, А, Г, В.
2. Расположите глюкокортикоиды в порядке убывания активности.
А. Кортикостерон
Б. Кортизол
В. Кортизон
Верный ответ: Б, В, А.
3. Расположите зоны коры надпочечников в порядке их приближения к моговому слою.
А. Клубочковая
Б. Пучковая
В. Сетчатая
Верный ответ: А, Б, В.

Тест по теме «Щитовидная железа. Биологическая роль гормонов щитовидной железы»
Задание 1. Выберите 1 верный ответ:
1. Наиболее активным гормоном щитовидной железы является:
1) Т4;
2) Т3;
3) Т4 и Т3;
4) МИТ и ДИТ.
2. Различают ……… рецепторов к тироидным гормонам:
1) два вида;
2) три вида;
3) пять видов;
4) один вид.

3. Метаболическое действие тироидных гормонов выражается в:
1) увеличение синтеза белка;
2) поддержание иммунитета;
3) повышение распада жиров и углеводов;
4) контроль поглощения кислорода клетками.

4. Самый высокий период полураспада имеет транспортный белок:
1) тироксинсвязывающий глобулин;
2) транстиретин (тироксинсвязывающий преальбумин);
3) альбумин;
4) все вышеперечисленные.

5. Диффузный токсический зоб:
1) заболевание, обусловленное недостаточной секрецией тироидных гормонов;
2) аутоиммунное заболевание, развивающееся у лиц с наследственной предрасположенностью;
3) заболевание, для которого характерна плохая переносимость пониженной температуры окружающей среды;
4) заболевание, для которого характерно понижение кровоснабжения железы, отстствие систолического шума при надавливании на нее фонендоскопом.

Задание 2. Выберите все правильные ответы
7. Роль белков, связывающих тироидные гормоны заключается в:
1) связывание избыточного количества гормонов;
2) ограничение в строгих пределах фракции свободного гормона;
3) предупреждают потерю гормонов через выделительную систему (печень и почки);
4) регулируют скорость доставки тиреоидных гормонов на периферию;
5) стимулируют экскрецию гормонов через выделительную систему (печень и почки);
6) увеличивают фракцию свободных гормонов.
8. Регуляторное направление действия тиреоидных гормонов представлено:
1) регуляцией энергетического обмена;
2) поддержанием нормального функционирования дыхательного центра;
3) регулированием обмена белков;
4) повышением приспособляемости организма;
5) регуляцией обмена жиров и углеводов;
6) контролем над образованием тепла;
7) регуляцией уровня кальция во всех клетках организма;
8) участием в поддержании иммунитета;
9) регуляцией уровня содержания сахара в крови.

9. Физиологическая роль кальцитоцина состоит в:
1) тормозит резорбцию костной ткани, снижая активность остеокластов;
2) стимулирует остеобласты, способствуя образованию костной ткани;
3) подавляет канальцевую реабсорбцию кальция в почках и тем самым усиливает его экскрецию;
4) снижает содержание цАМФ в кости;
5) способствует входу фосфата в клетки кости и периостальную жидкость, снижая при этом выход кальция из костей в плазму крови;
6) повышает канальцевую реабсорбцию кальция в почках;
7) увеличивает содержание цAMФ в кости;
8) увеличивает резорбцию костной ткани, повышает активность остеокластов.

Задание 3. Установите соответствие
10. Размеры щитовидной железы:
А. Длина 1. 1-1,5 см
Б. Ширина 2. 2,5-4 см
В. Толщина 3. 1,5-2 см

11. Из перечисленных ниже симптомов выберите те, что характеризуют гипотиреоз и гипертиреоз:
А. Гипертиреоз
Б. Гипотиреоз
1) повышение основного обмена;
2) сонливость;
3) одутловатая форма лица;
4) повышение ЧСС;
5) потливость, непереносимость тепла;
6) повышенный аппетит;
7) снижение памяти;
8) снижение температуры;
9) разрушение зубов;
10) непереносимость холода;
11) увеличение размеров щитовидной железы;
12) повышение систолического артериального давления и снижение диастолического.

12. Установите соответствие между видом клеток щитовидной железы и их функцией:
А. А-клетки
Б. В-клетки
В. С-клетки
1) функция клеток до конца не установлена; известно, что они могут выделять некоторые биологически активные вещества (например, серотонин)
2) выработка трийодтиронина, тироксина;
3) секреция кальцитонина – одного из гормонов, регулирующих гомеостаз кальция.


Задание 4. Верно ли суждение
13.. В клетках под воздействием тироидных гормонов возрастает число митохондрий. Тироксин и трийодтиронин увеличивают не только общую продукцию энергии в митохондриях, но и теплообразование.

14. В первые годы жизни тиреотропные гормоны отвечают за созревание высших структур головного мозга и интеллектуальный потенциал, физическое развитие и линейный рост, запуск и нормальное протекание полового созревания.

15. Биосинтез тироидных гормонов полностью находится под контролем ТТГ.

16. Взаимодействие ТТГ с соответствующим рецептором тиреоидных гормонов ингибирует аденилатциклазу и накопление цАМФ.


Задание 5. Вставьте пропущенное слово
17. Гормоны щитовидной железы повышают приспособляемость организма, изменяют свою активность в зависимости от потребностей в ней конкретного органа или системы, это направление действия гормонов называется - _______________

18. Функциональной и морфологической единицей щитовидной железы является - _______________

19. Парафолликулярные клетки щитовидной железы секретируют гормон - ________________
20. Полость каждого фолликула заполнена коллоидом, состоящим в основном из ________________


Задание 6. Установите последовательность
21. Расположите стадии биосинтезе тироидных гормонов по порядку:
1) окисление йодидов до активной формы при помощи фермента тиропероксидазы и перекиси водорода;
2) фиксация йода в молекулу тирозина;
3) захват йода щитовидной железой;
4) образование биологически активных гормонов щитовидной железы: трийодтиронина-Т3 и тироксина-Т4;
5) образование МИТ и ДИТ на боковых цепях молекулы тиреоглобулина, несущих тирозиновые остатки.

22. Расположите этапы синтеза тиреоглобулина по порядку:
1) освобождение содержимого пузырьков в просвет фолликулов, путем экзоцитоза;
2) транспорт в комплекс Гольджи, образование углеводных компонентов;
3) синтез тиреоглобулина на рибосомах шероховатой эндоплазматической сети;
4) йодирование тиреоглобулина, с последующим «складированием про запас» в форме коллоида;
5) перемещение тиреоглобулина к апикальной части клетки, образование пузырьков;
6) перенос в цистерны, с формированием вторичных и третичных структур тиреоглобулина.

23. Механизм действия тиреотропных гормонов:
1) трансляция на рибосомах;
2) взаимодействие с ДНК клетки;
3) распад комплекса гормон+белок;
4) транскрипция;
5) образование комплекса гормон +связывающий белок цитоплазмы;
6) связывание гормона с соответствующим рецептором;
7) синтез м-РНК;
8) выработка соответствующего белка;
9) связывание с ядром клетки.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мохорт Т. В. , Забаровская З. В. , Шепелькевич А. П. Эндокринология: учебник Минск: Вышэйшая школа, 2015 biblioclub.ru
Л1.2 Благосклонная Я.В., Шляхто Я.В., Бабенко А.Ю. Эндокринология: учебник СПб.: СпецЛит, 2012 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Комов В.П., Шведова В.Н. Биохимия: учеб. для вузов. Юрайт, 2015 34
Л2.2 Романовский В.Е. Эндокринология для всех: Диабет. Щитовидная железа. Ожирение: Ростов н/Д: Феникс, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.medlain.ru
Э2 www.download-book.ru
Э3 http://medkarta.com
Э4 http://www.lib.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.
6.4. Перечень информационных справочных систем
www.medlain.ru
www.download-book.ru
http://medkarta.com

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Оборудование: пипетки,штативы с пробирками, стеклянные палочки, водяная баня, флуороскоп, весы, ступка. пестик, колба для гидрализата.
Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Химические реактивы и расходные материалы.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Программой курса предусмотрены следующие формы организации учебного процесса: лекции (вводная, тематические), лабораторные занятия, самостоятельная работа студентов. Предполагаемые формы самостоятельной работы студентов: различные виды домашних заданий, подготовка к лабораторным занятиям, выполнение рефератов.
В курсе «Эндокринология» предусмотрено использование словесных (лекция, объяснение, беседа, дискуссия, обсуждение) и наглядных (демонстрация схем, таблиц) методов обучения.
Текущий контроль знаний студентов по дисциплине осуществляется на лабораторных (семинарских) занятиях в форме письменных контрольных работ, устных ответов на поставленные вопросы и их аргументации. Уровень знаний и способность самостоятельно мыслить могут быть оценены при обсуждении тематических выступлений, в ходе дискуссии или беседы. Самостоятельная работа контролируется либо на лабораторных занятиях, либо в часы индивидуальных консультаций преподавателя.
Для итогового контроля знаний предполагается проведение экзамена. Экзамен выставляется студентам, освоившим основные положения теории, посетившим практические занятия, и ответившим на вопросы билета.