Закреплена за кафедрой | Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Профиль | Физиология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_03_01_Биология-34-2017 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 37 | 37 | 37 | 37 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Протокол от 31.08.2017 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.
1.1. | формирование представлений о молекулярных механизмах гормональной регуляции метаболических процессов и роли эндокринной системы в регуляции основных процессов жизнедеятельности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02 |
СПК-3 | способностью применять базовые теоретические знания в области биохимии микроорганизмов, растений, животных и человека в профессиональной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - о роли эндокринной системы в регуляции основных процессов жизнедеятельности; - примеры и классификации гормонов; - строение и функции гормонов; - основные этапы синтеза, секреции и распада гормонов; - молекулярные механизмы действия гормонов; - основные эндокринные патологии и причины их возникновения. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - приводить примеры гормонов и характеризовать их роль в регуляции процессов жизнедеятельности; - объяснять, пути биосинтеза и распада гормонов, механизмы их действия в соответствии с их химической природой; - интерпретировать последствия выпадения функций различных желез внутренней секреции. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - приемами классификации и номенклатуры гормонов; - теоретическими знаниями о роли эндокринной системы в регуляции основных процессов жизнедеятельности и развитии патологий. - теоретическими знаниями из области эндокринологии для оценки функциональной активности желез внутренней секреции |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в эндокринологию | ||||||
1.1. | Эндокринология, как наука. Предмет и методы эндокринологии. | Лекции | 5 | 2 | СПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.2. | История развития эндокринологии. Методы изучения желез внутренней секреции. Методы определения гормонов в биологических жидкостях. | Сам. работа | 5 | 8 | СПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Структурно-функциональная организация эндокринной системы | ||||||
2.1. | Гипоталамо-гипофизарная система и ее роль в регуляции функций организма | Лекции | 5 | 2 | СПК-3 | Л2.2, Л1.2 |
2.2. | Эндокринная функция щитовидной, паращитовидных желез, тимуса и эпифиза. | Лекции | 5 | 2 | СПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
2.3. | Обнаружение йода в гидролизате щитовидной железы | Лабораторные | 5 | 4 | СПК-3 | Л2.2, Л1.1 |
2.4. | Эндокринная функция поджелудочной железы и надпочечников. | Лекции | 5 | 2 | СПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
2.5. | Качественные реакции на адреналин | Лабораторные | 5 | 4 | СПК-3 | Л2.2 |
2.6. | Половые железы. Эндокринная функция плаценты | Лекции | 5 | 2 | СПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
2.7. | Качественные рекции на стероидные гормоны их метаболиты. | Лабораторные | 5 | 2 | СПК-3 | Л2.2, Л2.1 |
2.8. | Эндокринная функция печени, почек и сердца. Гормоны энтериновой системы. | Лекции | 5 | 2 | СПК-3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
2.9. | Эндокринная функция желез внутренней секреции | Лабораторные | 5 | 8 | СПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.10. | Структурно-функциональная организация эндокринной системы. Регуляция деятельности желез внутренней секреции и их физиологической активности. | Сам. работа | 5 | 13 | СПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 3. Общие представления о гормонах и гормональной регуляции обменных процессов | ||||||
3.1. | Основные свойства и классификации гормонов | Лекции | 5 | 2 | СПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Качественные реакции на гормоны белковой природы | Лабораторные | 5 | 4 | СПК-3 | Л2.2, Л1.1 |
3.3. | Синтез, секреция, транспорт, периферический метаболизм и экскреция гормонов | Лекции | 5 | 2 | СПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.4. | Современные представления о молекулярных механизмах действия гормонов | Лекции | 5 | 2 | СПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.5. | Метаболизм и механизм действия гормонов | Лабораторные | 5 | 2 | СПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
3.6. | Свойства, классификация, метаболизм и механизм действия гормонов. Гормональная регуляция обмена белков, жиров и углеводов | Сам. работа | 5 | 8 | СПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 4. Гормональная координация основных процессов жизнедеятельности | ||||||
4.1. | Гормональное управление процессами размножения, роста и развития. Гормоны и адаптация. | Лекции | 5 | 2 | СПК-3 | Л2.2, Л1.1 |
4.2. | Роль соматотропного гормона, «соматомединов» и других гормонов в регуляции процессов роста. Гормональная регуляция процессов размножения. Гормоны и стресс. | Сам. работа | 5 | 8 | СПК-3 | Л2.2, Л1.1 |
4.3. | Экзамен | 5 | 27 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы к экзамену по спецкурсу «Эндокринология» 1.Эндокринология. Предмет и задачи. 2.Регуляция деятельности желез внутренне секреции и их функциональной активности. 3.Методы изучения желез внутренней секреции. 4.Основные свой гормонов. 5.Химическое строение стероидных гормонов. 6.Химическое строение белково-пептидных гормонов. 7.Химическое строение гормонов производных аминокислот 8.Биосинтез стероидных гормонов 9.Биосинтез белково-пептидных гормонов и гормонов производных аминокислот 10.Секреция гормонов. 11.Транспорт гормонов 12.Механизм действия гормонов с внутриклеточным типом рецепции 13.Механизм действия гормонов с мембранным типом рецепции. 14.Характеристика клеточных рецепторов и снижения чувствительности к гормону 15.Периферический метаболизм гормонов 16.Пути экскреции гормонов и их метаболитов 17.Гипоталамо-гипофизарная система (эндокринная функция) 18.Эндокринная функция эпифиза 19.Эндокринная функция щитовидной железы 20.Эндокринная функция околощитовидных желез 21.Эндокринная функция поджелудочной железы 22.Эндокринная функция надпочечников 23.Эндокринная функция половых желез 24.Почечные гормоны. Ренин и эритропоэтин. Химическая природа, синтез, биологическая роль. 25. Гормоны и стресс |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Темы рефератов по курсу «Эндокринологии» 1. Гипоталамо-гипофизарные заболевания, связанные с нарушениями секреции СТГ. 2. Гипоталамо-гипофизарные заболевания, связанные с нарушениями секреции АКТГ. 3. Несахарный диабет и синдром Пархона. 4. Эндокринная функция щитовидной железы (ЩЖ). Заболевания ЩЖ в Алтайском крае. 5. Заболевания ЩЖ, обусловленные гипофункцией. 6. Заболевания, связанные с гиперфункцией ЩЖ. 7. Гормоны поджелудочной железы и их роль в регуляции углеводного обмена. Сахарный диабет. 8. Эндокринная функция половых желез. Заболевания половых желез у мужчин и женщин. 9. Гормональная регуляция беременности и лактации. 10. Гормональная функция надпочечников (кора и мозговое вещество) и их заболевания. 11. Алкоголь, табак и эндокринная система. 12. Гормональная регуляция процессов роста. 13. Гормоны и адаптация. 14. Гормоны и стресс. 15. Проблема ожирения и эндокринная система. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Тестовые задания по теме "Эндокринная функция надпочечников" I Задания с выбором одного верного ответа 1. Гормоны, стимулирующие деятельность организма в состоянии физического и психического напряжения, синтезируются клетками: А. Надпочечников Б. Щитовидной железы В. Поджелудочной железы Г. Паращитовидных желез Верный ответ: А 2. Клетки клубочковой зоны ответственны за образование: А. Эстрадиола Б. Альдостерона В. Тироксина Г. Глюкагона Верный ответ: Б 3. Андрогены образуются в: А. Гипофизе Б. Вилочковой железе В. Надпочечниках Г. Щитовидной железе Верный ответ: В 4. Исходным продуктом для образования катехоламинов является: А. Тирозин Б. Триптофан В. Аланин Г. Глицин Верный ответ: А 5. Болезнь Аддисона наблюдается при: А. Избытке гормонов гипофиза Б. Недостатке гормонов щитовидной железы В. Избыточной функции коры надпочечников Г. Снижении функции коры надпочечников. Верный ответ: Г II Задания с выбором двух и более верных ответов 1. Какие зоны выделяют в корковом слое надпочечника: А. Пучковую Б. Сетчатую В. Гладкую Г. Клубочковую Д. Шероховатую Е. Паутинную Верные ответы: А, Б, Г. 2. К глюкокортикоидам относятся: А. Норадреналин Б. Дофамин В. Кортизол Г. Кортикостерон Д. Трийодтиронин Е. Кортизон Верные ответы: В, Г, Е. 3. Минералокортикоиды выполняют следующие функции: А. Поддерживают баланс электролитов жидкостей организма Б. Увеличивают реабсорбцию хлора и бикарбонатов В. Ускоряют линейный рост Г. Повышают концентрацию глюкозы в печени Д. Повышают катаболизм белков Е. Усиливают липолиз и липогенез Верные ответы: А, Б. III Задания на соответствие 1. Установите соответствие между гормоном и исходным продуктом для его образования: 1 – Тирозин 2 – Холестерин А. Адреналин Б. Альдостерон В. Кортизол Г. 18-оксикортикостерон Д. Норадреналин Верные ответы: 1 – А, Д; 2 – Б, В, Г. 2 . Установите соответствие между гормоном и его функцией: 1. Кортизол 2. Адреналин 3. Альдостерон А. Обмен ионов натрия на калий в дистальных отделах канальцев Б. Увеличивает ОЦК В. Способствует повышению содержания в крови глюкозы Г. Тормозит секрецию инсулина Д. В высоких дозах выступает как иммунодепрессант Е. Производит выраженный противовоспалительный эффект путем стабилизации клеточных мембран и органелл. Верные ответы: 1 – Д, Е; 2 – В, Г; 3 – А, Б 3.Установите соответствие между гормонами и местом их синтеза: 1. Корковое вещество 2. Мозговое вещество А. Адреналин Б. Кортизон В. Альдостерон Г. Дофамин Д. Дезоксикортикостерон Е. Норадреналин Верные ответы: 1 – Б, В, Д; 2 – А, Г, Е. IV Задание: «Вставьте пропущенное слово» 1. … − парные эндокринные железы, расположенные ретроперитонеально над верхними полюсами почек на уровне 12-го … и 1-го … позвонков. Верные ответы: надпочечники, грудного, поясничного. 2. Надпочечники состоят из двух самостоятельных частей, имеющих различное эмбриональное происхождение: из … вещества, на долю которого приходится 80% массы железы и из … вещества. Верные ответы: коркового, мозгового. 3. Исходным продуктом синтеза кортикостероидов является … Верный ответ: холестерин. 4. … и … образуются в клетках сетчатой зоны и действуют так же, как стероиды, секретируемые половыми железами. Верный ответ: андрогены, эстрогены. 5. Действие … повышает систолическое артериальное давление, а диастолическое остается неизмененным. Верный ответ: адреналина. V Задание «Выберите правильное суждение» 1. а) Исходным продуктом синтеза кортикостероидов является фенилаланин. б) Исходным продуктом синтеза кортикостероидов является холестерин. в) Исходным продуктом синтеза кортикостероидов является тирозин. Верное суждение: б. 2. а) Глюкокортикоиды повышают выделение кальция и уменьшают его всасывание. б) Глюкокортикоиды повышают выделение железа и уменьшают его всасывание. в) Глюкокортикоиды повышают выделение фосфора и уменьшают его всасывание. Верное суждение: а. 3. а) Адреналин способствует понижению содержания в крови глюкозы б) Адреналин способствует повышению содержания в крови глюкозы в) Адреналин не влияет на уровень глюкозы в крови. Верное суждение: б. VI Задание: «Установите последовательность» 1. Расположите в правильной последовательности этапы синтеза гормонов мозгового вещества надпочечников. А. Дофамин Б. Тирозин В.Адреналин Г. Норадреналин Д. ДОФА Верный ответ: Б, Д, А, Г, В. 2. Расположите глюкокортикоиды в порядке убывания активности. А. Кортикостерон Б. Кортизол В. Кортизон Верный ответ: Б, В, А. 3. Расположите зоны коры надпочечников в порядке их приближения к моговому слою. А. Клубочковая Б. Пучковая В. Сетчатая Верный ответ: А, Б, В. Тест по теме «Щитовидная железа. Биологическая роль гормонов щитовидной железы» Задание 1. Выберите 1 верный ответ: 1. Наиболее активным гормоном щитовидной железы является: 1) Т4; 2) Т3; 3) Т4 и Т3; 4) МИТ и ДИТ. 2. Различают ……… рецепторов к тироидным гормонам: 1) два вида; 2) три вида; 3) пять видов; 4) один вид. 3. Метаболическое действие тироидных гормонов выражается в: 1) увеличение синтеза белка; 2) поддержание иммунитета; 3) повышение распада жиров и углеводов; 4) контроль поглощения кислорода клетками. 4. Самый высокий период полураспада имеет транспортный белок: 1) тироксинсвязывающий глобулин; 2) транстиретин (тироксинсвязывающий преальбумин); 3) альбумин; 4) все вышеперечисленные. 5. Диффузный токсический зоб: 1) заболевание, обусловленное недостаточной секрецией тироидных гормонов; 2) аутоиммунное заболевание, развивающееся у лиц с наследственной предрасположенностью; 3) заболевание, для которого характерна плохая переносимость пониженной температуры окружающей среды; 4) заболевание, для которого характерно понижение кровоснабжения железы, отстствие систолического шума при надавливании на нее фонендоскопом. Задание 2. Выберите все правильные ответы 7. Роль белков, связывающих тироидные гормоны заключается в: 1) связывание избыточного количества гормонов; 2) ограничение в строгих пределах фракции свободного гормона; 3) предупреждают потерю гормонов через выделительную систему (печень и почки); 4) регулируют скорость доставки тиреоидных гормонов на периферию; 5) стимулируют экскрецию гормонов через выделительную систему (печень и почки); 6) увеличивают фракцию свободных гормонов. 8. Регуляторное направление действия тиреоидных гормонов представлено: 1) регуляцией энергетического обмена; 2) поддержанием нормального функционирования дыхательного центра; 3) регулированием обмена белков; 4) повышением приспособляемости организма; 5) регуляцией обмена жиров и углеводов; 6) контролем над образованием тепла; 7) регуляцией уровня кальция во всех клетках организма; 8) участием в поддержании иммунитета; 9) регуляцией уровня содержания сахара в крови. 9. Физиологическая роль кальцитоцина состоит в: 1) тормозит резорбцию костной ткани, снижая активность остеокластов; 2) стимулирует остеобласты, способствуя образованию костной ткани; 3) подавляет канальцевую реабсорбцию кальция в почках и тем самым усиливает его экскрецию; 4) снижает содержание цАМФ в кости; 5) способствует входу фосфата в клетки кости и периостальную жидкость, снижая при этом выход кальция из костей в плазму крови; 6) повышает канальцевую реабсорбцию кальция в почках; 7) увеличивает содержание цAMФ в кости; 8) увеличивает резорбцию костной ткани, повышает активность остеокластов. Задание 3. Установите соответствие 10. Размеры щитовидной железы: А. Длина 1. 1-1,5 см Б. Ширина 2. 2,5-4 см В. Толщина 3. 1,5-2 см 11. Из перечисленных ниже симптомов выберите те, что характеризуют гипотиреоз и гипертиреоз: А. Гипертиреоз Б. Гипотиреоз 1) повышение основного обмена; 2) сонливость; 3) одутловатая форма лица; 4) повышение ЧСС; 5) потливость, непереносимость тепла; 6) повышенный аппетит; 7) снижение памяти; 8) снижение температуры; 9) разрушение зубов; 10) непереносимость холода; 11) увеличение размеров щитовидной железы; 12) повышение систолического артериального давления и снижение диастолического. 12. Установите соответствие между видом клеток щитовидной железы и их функцией: А. А-клетки Б. В-клетки В. С-клетки 1) функция клеток до конца не установлена; известно, что они могут выделять некоторые биологически активные вещества (например, серотонин) 2) выработка трийодтиронина, тироксина; 3) секреция кальцитонина – одного из гормонов, регулирующих гомеостаз кальция. Задание 4. Верно ли суждение 13.. В клетках под воздействием тироидных гормонов возрастает число митохондрий. Тироксин и трийодтиронин увеличивают не только общую продукцию энергии в митохондриях, но и теплообразование. 14. В первые годы жизни тиреотропные гормоны отвечают за созревание высших структур головного мозга и интеллектуальный потенциал, физическое развитие и линейный рост, запуск и нормальное протекание полового созревания. 15. Биосинтез тироидных гормонов полностью находится под контролем ТТГ. 16. Взаимодействие ТТГ с соответствующим рецептором тиреоидных гормонов ингибирует аденилатциклазу и накопление цАМФ. Задание 5. Вставьте пропущенное слово 17. Гормоны щитовидной железы повышают приспособляемость организма, изменяют свою активность в зависимости от потребностей в ней конкретного органа или системы, это направление действия гормонов называется - _______________ 18. Функциональной и морфологической единицей щитовидной железы является - _______________ 19. Парафолликулярные клетки щитовидной железы секретируют гормон - ________________ 20. Полость каждого фолликула заполнена коллоидом, состоящим в основном из ________________ Задание 6. Установите последовательность 21. Расположите стадии биосинтезе тироидных гормонов по порядку: 1) окисление йодидов до активной формы при помощи фермента тиропероксидазы и перекиси водорода; 2) фиксация йода в молекулу тирозина; 3) захват йода щитовидной железой; 4) образование биологически активных гормонов щитовидной железы: трийодтиронина-Т3 и тироксина-Т4; 5) образование МИТ и ДИТ на боковых цепях молекулы тиреоглобулина, несущих тирозиновые остатки. 22. Расположите этапы синтеза тиреоглобулина по порядку: 1) освобождение содержимого пузырьков в просвет фолликулов, путем экзоцитоза; 2) транспорт в комплекс Гольджи, образование углеводных компонентов; 3) синтез тиреоглобулина на рибосомах шероховатой эндоплазматической сети; 4) йодирование тиреоглобулина, с последующим «складированием про запас» в форме коллоида; 5) перемещение тиреоглобулина к апикальной части клетки, образование пузырьков; 6) перенос в цистерны, с формированием вторичных и третичных структур тиреоглобулина. 23. Механизм действия тиреотропных гормонов: 1) трансляция на рибосомах; 2) взаимодействие с ДНК клетки; 3) распад комплекса гормон+белок; 4) транскрипция; 5) образование комплекса гормон +связывающий белок цитоплазмы; 6) связывание гормона с соответствующим рецептором; 7) синтез м-РНК; 8) выработка соответствующего белка; 9) связывание с ядром клетки. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Мохорт Т. В. , Забаровская З. В. , Шепелькевич А. П. | Эндокринология: учебник | Минск: Вышэйшая школа, 2015 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Благосклонная Я.В., Шляхто Я.В., Бабенко А.Ю. | Эндокринология: учебник | СПб.: СпецЛит, 2012 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Комов В.П., Шведова В.Н. | Биохимия: учеб. для вузов. | Юрайт, 2015 | 34 |
Л2.2 | Романовский В.Е. | Эндокринология для всех: Диабет. Щитовидная железа. Ожирение: | Ростов н/Д: Феникс, 2010 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | www.medlain.ru | |||
Э2 | www.download-book.ru | |||
Э3 | http://medkarta.com | |||
Э4 | http://www.lib.asu.ru | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др. | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
www.medlain.ru www.download-book.ru http://medkarta.com |
Оборудование: пипетки,штативы с пробирками, стеклянные палочки, водяная баня, флуороскоп, весы, ступка. пестик, колба для гидрализата. Компьютер, мультимедийный проектор, экран. Химические реактивы и расходные материалы. |
Программой курса предусмотрены следующие формы организации учебного процесса: лекции (вводная, тематические), лабораторные занятия, самостоятельная работа студентов. Предполагаемые формы самостоятельной работы студентов: различные виды домашних заданий, подготовка к лабораторным занятиям, выполнение рефератов. В курсе «Эндокринология» предусмотрено использование словесных (лекция, объяснение, беседа, дискуссия, обсуждение) и наглядных (демонстрация схем, таблиц) методов обучения. Текущий контроль знаний студентов по дисциплине осуществляется на лабораторных (семинарских) занятиях в форме письменных контрольных работ, устных ответов на поставленные вопросы и их аргументации. Уровень знаний и способность самостоятельно мыслить могут быть оценены при обсуждении тематических выступлений, в ходе дискуссии или беседы. Самостоятельная работа контролируется либо на лабораторных занятиях, либо в часы индивидуальных консультаций преподавателя. Для итогового контроля знаний предполагается проведение экзамена. Экзамен выставляется студентам, освоившим основные положения теории, посетившим практические занятия, и ответившим на вопросы билета. |