Закреплена за кафедрой | Кафедра ботаники |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Профиль | Физиология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_03_01_Биология-34-2017 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | 1 (2) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 19,5 | 15 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лабораторные | 26 | 26 | 28 | 28 | 54 | 54 |
Сам. работа | 10 | 10 | 44 | 44 | 54 | 54 |
Итого | 36 | 36 | 72 | 72 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра ботаники
Протокол от 07.09.2017 г. № 2
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины является знакомство студентов биологов с современными информационными технологиями в биологии |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-1 | способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | понятия информационных технологий, передачи, обработки и накопления информации; виды информационных технологий и разновидности информационных компьютерных технологий; способы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну; методы защиты информации |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | осуществлять выбор необходимого вида программы для выполнения конкретных задач в своей профессиональной деятельности; самостоятельно осуществлять выбор использования информационных технологий и верно их применять для достижения практических целей; применить на практике различные виды информационных технологий; организовывать проектную работу и презентовать результаты своей исследовательской работы |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | способами защитить персональный компьютер и обеспечить его бесперебойную работу4 возможностями сети Интернет для организации своей исследовательской научной работы; обрабаткой текстовой и графическок информации, полученной в результате исследования биологических объектов; возможностями биологических баз данных; возможностями презентации результатов своих исследований; обработкой электронных библиотек и электронных изданий в сети Интернет; соблюдением норм авторского права. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Текстовые редакторы и электронные талицы | ||||||
1.1. | Обработка информации в текстовом редакторе (на примере пакета программ MS Office: Word), редактирование, форматирование и начальная верстка текста. | Сам. работа | 1 | 5 | ОПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Обработка информации в электронных таблицах (на примере пакета программ MS Office: Excel), ввод данных, форматирование, работа с формулами и форматами. | Лабораторные | 1 | 10 | ОПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Презентации, Сеть Интернет и графика | ||||||
2.1. | Понятие презентации и её основное содержание; классификация всего разнообразия мира презентаций; особенности работы с цветом, стилем изложения, шрифтом, иллюстративным рядом. | Сам. работа | 1 | 5 | ОПК-1 | Л2.4, Л1.3 |
2.2. | Сеть Интернет для биолога: правила и приемы адресного поиска информации, полезные ресурсы для биолога | Лабораторные | 1 | 8 | ОПК-1 | Л2.3, Л1.3 |
2.3. | Сеть Интернет для биолога: поиск научной литературы и организация НИРС | Лабораторные | 1 | 8 | ОПК-1 | Л2.1, Л2.4, Л1.1, Л1.3 |
Раздел 3. Графические редакторы | ||||||
3.1. | Графические редакторы | Сам. работа | 2 | 22 | ОПК-1 | |
3.2. | Виды компьютерной графики и форматы, цветовые модели, работа с растровой графикой на примере редактора Paint.net. | Лабораторные | 2 | 8 | ОПК-1 | Л2.4, Л2.3, Л2.5 |
3.3. | Работа с растровой графикой на примере Paint.net, ч 1 | Лабораторные | 2 | 8 | ОПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л2.5 |
3.4. | Работа с растровой графикой на примере Paint.net, ч 1 | Лабораторные | 2 | 6 | ОПК-1 | Л2.2, Л2.3 |
Раздел 4. Молекулярная филогения | ||||||
4.1. | Построение филогенетических деревьев живых организмов | Сам. работа | 2 | 22 | ОПК-1 | Л2.4, Л1.2 |
4.2. | Решение задач с помощью алгоритмов программы Mega | Лабораторные | 2 | 3 | ОПК-1 | Л2.1, Л2.4 |
4.3. | Дендриты, особенности построения, их биологический смысл | Лабораторные | 2 | 3 | ОПК-1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Какова роль информационных технологий и информационный компьютерных технологий в биологической науке и образовании; перечислите виды мультимедиа технологий в образовании и биологической науке и дайте характеристику их прикладного использования; какие бывают разновидности презентаций и в чем их принципиальное различие; перечислите основные технические требования при оформлении классических презентаций; в чем заключается интеринтерактивный подход образовании и роль в этом мультимедиа технологий; чему необходимо руководствоваться при подготовке урока с использованием информационных технологий; перечислите виды самостоятельной творческой деятельности студента, школьника, педагога при использовании различных видов информационных компьютерных технологий (метод проектов, создание сайтов и пр.); перечислите полезное программное обеспечение для работы специалиста биолога; какие задачи позволяет решить новый стандарт образования по биологии; перечислите этапы работы над презентацией и дайте краткую характеристику каждому. Дате краткую характеристику возможностей сети Интернет; какова роль сети Интернет для специалиста-биолога; дайте краткий обзор программному обеспечению для работы с сетью Интернет; какие основные принципы и особенности работы в поисковых системах сети Интернет; какими возможностями обладает «Google» для биолога; какие вы знаете программы для поиска и основные принципы их работы; какие особенности поиска электронных изданий и электронных научных изданий по биологической тематике в сети Интернет; перечислите разновидности сайтов содержащих ЭНИ и дайте им краткую характеристику; как можно классифицировать биологические ресурсы в сети Интернет; назовите программы для создания и чтения следующего типа файлов: .pdf, .djvu; какие разновидности БД по биологии вы знаете в сети Интернет (привести примеры для каждой группы); что такое индивидуальная составляющая специализации биолога и её место в сети Интернет; что такое цифровой образовательный ресурс (ЦОР) и его место в системе преподавания биологии; какие вы знаете возможности электронной научной библиотеки Алтайского государственного университета; какое место занимает Интернет при подготовки современного урока по биологии. Какие различают виды графики и в чем их принципиальное различие; дайте характеристику понятиям разрешение и размер изображения; какие вы знаете виды цветовых моделей и кратная их характеристика; расшифруйте понятие индексирования в среде компьютерной графики; дайте характеристику популярным форматам компьютерной графики; Дайте характеристику фрактальной графики и её роли в биологических исследованиях; что такое филогенетическое дерево; какие этапы при построении филогенетического дерева выделяют; какие вы знаете генбанки в сети Интернет и особенности их пользовательской организации. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
критический обзор технического исполнения презентации (написание рецензии); обзор разновидностей типов презентаций (составление сводной таблицы); итоговая презентация (создание наглядного информационного пособия, метод проектов) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения входного, текущего контроля и промежуточной аттестации. Фонд включает типовые задания, индивидуальные домашние задания, написание реферата, составление презентаций, составление опорного конспекта, задания для собеседования, вопросы к экзамену. Используемые формы текущего контроля: аудиторные самостоятельные и контрольные работы; устный опрос; устное сообщение; выступление с докладом. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Д. Д. Рудер, Я. И. Грачева | Информатика. Компьютерный практикум: учеб. пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/2733 |
Л1.2 | Иванов А.Л. | Эволюция и филогения растений: учебное пособие | М.: Берлин : Директ-Медиа, 2015 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276518http://doi.org/10.23681/276518 |
Л1.3 | О. П. Новожилов | Информатика : учеб. пособие для бакалавров | М. : Юрайт, 2014 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Андресен Б.Б. | Мультимедиа в образовании: специализир. учеб. курс: [пер. с англ.]: учебное пособие | Дрофа, 2007 | |
Л2.2 | Бесчастнов, Н. П | Цветная графика: | ВЛАДОС, 2014 | biblioclub.ru |
Л2.3 | М. С. Цветкова, И. Ю. Хлобыстова | Информатика и ИКТ: учеб. пособие: практикум для профессий и спец. естеств.-науч. и гуманит. профилей | М. : Академия, 2014 | |
Л2.4 | Осин А.В. | Мультимедиа в образовании: контекст информатизации : Учебное пособие | Издат. сервис, 2004 | |
Л2.5 | Дмитриев А. А. | Компьютерная графика и обработка изображения. Теоретические основы.: Учебное пособие | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2015 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
ОС «Windows»; пакет Microsoft Office (Word; PowerPoint) Foxit Reader; Paint.net (freeware); MEGA (freeware); GIMP (freeware). | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ИБС "Лань" ИБС "Университетская библиотека on-line" Научная электронная библиотека http://www.e-library.ru. |
Персональный компьютер (15 машин) Компьютерный класс Лекционные аудитории Мультимедийный проектор с экраном |
Программа курса «Информатика и современные информационные технологии» предусматривает 4 раздела. В первом разделе рассматриваются возможности программы MS PowerPoint для создания презентаций. На первом занятии студенты знакомятся с панелью инструментов программы, усваивают элементарные навыки по созданию презентаций. Типы презентаций, нюансы создания, типичные ошибки. Раскрываются цель и задачи дисциплины. На последующих занятиях студентам предлагаются более сложные практические задания (создание 3D фигур, применение различных форм заливки фигур, анимация текста и фигур, создание презентаций по заданным темам). Также студентам предлагается лекция («Методические указания по созданию презентаций для научного доклада»). Во втором разделе основной упор сделан на освещении электронных научных изданий в сети Интернет по биологическим направлениям (работа с ресурсами сети Интернет, метод проектов). Подробно рассматривается Научная электронная библиотека «E-library» - российский информационный портал в области науки, медицины, технологии и образования. На платформе аккумулируются полные тексты и рефераты научных статей и публикаций. В третьем и четвертом разделах основное изложение материала относится к практическому применению знаний в своей научной работе и учебе. Студентам необходимо подготовить в графической компьютерной среде схему биологического процесса или явления (графологическая структура); обработать в графических редакторах и продемонстрировать на конкретных примерах своего научного исследования эффективность использования новых решений в графических средах (обработка графики); подготовить макет плаката по своей НИР в компьютерной графической среде (метод проектов). Материал лекций закрепляется в ходе практических и семинарских занятий, посвященных созданию презентаций, серфингу в сети Интернет для формирования своих образовательных навыков и компетенций. Практические занятия играют ключевую роль в реализации дидактических задач курса, связанных со структурой и содержанием курса информационных технологий в биологии. По содержанию они связаны с лекциями. Наиболее важной задачей практических занятий является формирование профессиональных умений и формирование ключевых компетенций. При этом специальное занятие организуется в форме представления презентаций по своей научной работе, интерактивного урока. |