МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информатика и современные информационные технологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки06.03.01. Биология
ПрофильФизиология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-34-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 54
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1, 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 19,5 15
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лабораторные 26 26 28 28 54 54
Сам. работа 10 10 44 44 54 54
Итого 36 36 72 72 108 108

Программу составил(и):
Ваганов А.В.

Рецензент(ы):
Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Информатика и современные информационные технологии

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки - 06.03.01 «Биология», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ «04» февраля 2010 г. № 100

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология : Ботаника, Биохимия, Биотехнология, Зоология, Физиология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 07.09.2017 г. № 2
Срок действия программы: 2014-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева М.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 07.09.2017 г. № 2
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины является знакомство студентов биологов с современными информационными технологиями в биологии

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятия информационных технологий, передачи, обработки и накопления информации; виды информационных технологий и разновидности информационных компьютерных технологий; способы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну; методы защиты информации
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять выбор необходимого вида программы для выполнения конкретных задач в своей профессиональной деятельности; самостоятельно осуществлять выбор использования информационных технологий и верно их применять для достижения практических целей; применить на практике различные виды информационных технологий; организовывать проектную работу и презентовать результаты своей исследовательской работы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способами защитить персональный компьютер и обеспечить его бесперебойную работу4 возможностями сети Интернет для организации своей исследовательской научной работы; обрабаткой текстовой и графическок информации, полученной в результате исследования биологических объектов; возможностями биологических баз данных; возможностями презентации результатов своих исследований; обработкой электронных библиотек и электронных изданий в сети Интернет; соблюдением норм авторского права.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Текстовые редакторы и электронные талицы
1.1. Обработка информации в текстовом редакторе (на примере пакета программ MS Office: Word), редактирование, форматирование и начальная верстка текста. Сам. работа 1 5 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
1.2. Обработка информации в электронных таблицах (на примере пакета программ MS Office: Excel), ввод данных, форматирование, работа с формулами и форматами. Лабораторные 1 10 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Презентации, Сеть Интернет и графика
2.1. Понятие презентации и её основное содержание; классификация всего разнообразия мира презентаций; особенности работы с цветом, стилем изложения, шрифтом, иллюстративным рядом. Сам. работа 1 5 ОПК-1 Л2.4, Л1.3
2.2. Сеть Интернет для биолога: правила и приемы адресного поиска информации, полезные ресурсы для биолога Лабораторные 1 8 ОПК-1 Л2.3, Л1.3
2.3. Сеть Интернет для биолога: поиск научной литературы и организация НИРС Лабораторные 1 8 ОПК-1 Л2.1, Л2.4, Л1.1, Л1.3
Раздел 3. Графические редакторы
3.1. Графические редакторы Сам. работа 2 22 ОПК-1
3.2. Виды компьютерной графики и форматы, цветовые модели, работа с растровой графикой на примере редактора Paint.net. Лабораторные 2 8 ОПК-1 Л2.4, Л2.3, Л2.5
3.3. Работа с растровой графикой на примере Paint.net, ч 1 Лабораторные 2 8 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л2.5
3.4. Работа с растровой графикой на примере Paint.net, ч 1 Лабораторные 2 6 ОПК-1 Л2.2, Л2.3
Раздел 4. Молекулярная филогения
4.1. Построение филогенетических деревьев живых организмов Сам. работа 2 22 ОПК-1 Л2.4, Л1.2
4.2. Решение задач с помощью алгоритмов программы Mega Лабораторные 2 3 ОПК-1 Л2.1, Л2.4
4.3. Дендриты, особенности построения, их биологический смысл Лабораторные 2 3 ОПК-1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Какова роль информационных технологий и информационный компьютерных технологий в биологической науке и образовании; перечислите виды мультимедиа технологий в образовании и биологической науке и дайте характеристику их прикладного использования; какие бывают разновидности презентаций и в чем их принципиальное различие; перечислите основные технические требования при оформлении классических презентаций; в чем заключается интеринтерактивный подход образовании и роль в этом мультимедиа технологий; чему необходимо руководствоваться при подготовке урока с использованием информационных технологий; перечислите виды самостоятельной творческой деятельности студента, школьника, педагога при использовании различных видов информационных компьютерных технологий (метод проектов, создание сайтов и пр.); перечислите полезное программное обеспечение для работы специалиста биолога; какие задачи позволяет решить новый стандарт образования по биологии; перечислите этапы работы над презентацией и дайте краткую характеристику каждому.
Дате краткую характеристику возможностей сети Интернет; какова роль сети Интернет для специалиста-биолога; дайте краткий обзор программному обеспечению для работы с сетью Интернет; какие основные принципы и особенности работы в поисковых системах сети Интернет; какими возможностями обладает «Google» для биолога; какие вы знаете программы для поиска и основные принципы их работы; какие особенности поиска электронных изданий и электронных научных изданий по биологической тематике в сети Интернет; перечислите разновидности сайтов содержащих ЭНИ и дайте им краткую характеристику; как можно классифицировать биологические ресурсы в сети Интернет; назовите программы для создания и чтения следующего типа файлов: .pdf, .djvu; какие разновидности БД по биологии вы знаете в сети Интернет (привести примеры для каждой группы); что такое индивидуальная составляющая специализации биолога и её место в сети Интернет; что такое цифровой образовательный ресурс (ЦОР) и его место в системе преподавания биологии; какие вы знаете возможности электронной научной библиотеки Алтайского государственного университета; какое место занимает Интернет при подготовки современного урока по биологии.
Какие различают виды графики и в чем их принципиальное различие; дайте характеристику понятиям разрешение и размер изображения; какие вы знаете виды цветовых моделей и кратная их характеристика; расшифруйте понятие индексирования в среде компьютерной графики; дайте характеристику популярным форматам компьютерной графики;
Дайте характеристику фрактальной графики и её роли в биологических исследованиях; что такое филогенетическое дерево; какие этапы при построении филогенетического дерева выделяют; какие вы знаете генбанки в сети Интернет и особенности их пользовательской организации.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
критический обзор технического исполнения презентации (написание рецензии); обзор разновидностей типов презентаций (составление сводной таблицы); итоговая презентация (создание наглядного информационного пособия, метод проектов)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения входного, текущего контроля и промежуточной аттестации. Фонд включает типовые задания, индивидуальные домашние задания, написание реферата, составление презентаций, составление опорного конспекта, задания для собеседования, вопросы к экзамену.
Используемые формы текущего контроля: аудиторные самостоятельные и контрольные работы; устный опрос; устное сообщение; выступление с докладом.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Д. Д. Рудер, Я. И. Грачева Информатика. Компьютерный практикум: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/2733
Л1.2 Иванов А.Л. Эволюция и филогения растений: учебное пособие М.: Берлин : Директ-Медиа, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276518http://doi.org/10.23681/276518
Л1.3 О. П. Новожилов Информатика : учеб. пособие для бакалавров М. : Юрайт, 2014
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Андресен Б.Б. Мультимедиа в образовании: специализир. учеб. курс: [пер. с англ.]: учебное пособие Дрофа, 2007
Л2.2 Бесчастнов, Н. П Цветная графика: ВЛАДОС, 2014 biblioclub.ru
Л2.3 М. С. Цветкова, И. Ю. Хлобыстова Информатика и ИКТ: учеб. пособие: практикум для профессий и спец. естеств.-науч. и гуманит. профилей М. : Академия, 2014
Л2.4 Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации : Учебное пособие Издат. сервис, 2004
Л2.5 Дмитриев А. А. Компьютерная графика и обработка изображения. Теоретические основы.: Учебное пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2015
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС «Windows»; пакет Microsoft Office (Word; PowerPoint)
Foxit Reader; Paint.net (freeware); MEGA (freeware); GIMP (freeware).
6.4. Перечень информационных справочных систем

ИБС "Лань"
ИБС "Университетская библиотека on-line"
Научная электронная библиотека http://www.e-library.ru.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Персональный компьютер (15 машин)
Компьютерный класс
Лекционные аудитории
Мультимедийный проектор с экраном

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Программа курса «Информатика и современные информационные технологии» предусматривает 4 раздела.
В первом разделе рассматриваются возможности программы MS PowerPoint для создания презентаций. На первом занятии студенты знакомятся с панелью инструментов программы, усваивают элементарные навыки по созданию презентаций. Типы презентаций, нюансы создания, типичные ошибки. Раскрываются цель и задачи дисциплины. На последующих занятиях студентам предлагаются более сложные практические задания (создание 3D фигур, применение различных форм заливки фигур, анимация текста и фигур, создание презентаций по заданным темам). Также студентам предлагается лекция («Методические указания по созданию презентаций для научного доклада»).
Во втором разделе основной упор сделан на освещении электронных научных изданий в сети Интернет по биологическим направлениям (работа с ресурсами сети Интернет, метод проектов). Подробно рассматривается Научная электронная библиотека «E-library» - российский информационный портал в области науки, медицины, технологии и образования. На платформе аккумулируются полные тексты и рефераты научных статей и публикаций.
В третьем и четвертом разделах основное изложение материала относится к практическому применению знаний в своей научной работе и учебе. Студентам необходимо подготовить в графической компьютерной среде схему биологического процесса или явления (графологическая структура); обработать в графических редакторах и продемонстрировать на конкретных примерах своего научного исследования эффективность использования новых решений в графических средах (обработка графики); подготовить макет плаката по своей НИР в компьютерной графической среде (метод проектов).
Материал лекций закрепляется в ходе практических и семинарских занятий, посвященных созданию презентаций, серфингу в сети Интернет для формирования своих образовательных навыков и компетенций.
Практические занятия играют ключевую роль в реализации дидактических задач курса, связанных со структурой и содержанием курса информационных технологий в биологии. По содержанию они связаны с лекциями.
Наиболее важной задачей практических занятий является формирование профессиональных умений и формирование ключевых компетенций. При этом специальное занятие организуется в форме представления презентаций по своей научной работе, интерактивного урока.