МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История стран Запада в новое и новейшее время

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_КиКЯ-1234-2017
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., доц. О.А. Аршинцева

Рецензент(ы):
к.и.н., доц. Т.Г. Гребенникова

Рабочая программа дисциплины
История стран Запада в новое и новейшее время

разработана в соответствии с ФГОС:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 46.03.01 Зарубежное регионоведение (КВАЛИФИКАЦИЯ (уровень бакалавриата) Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение: Китай и китайский язык
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 29.08.2017 г. № 1
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Ю.Г. Чернышов


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 29.08.2017 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Ю.Г. Чернышов


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины "История стран Запада в новое и новейшее время» является формирование у студентов целостного представления о развитии западного общества в период XVII по ХХ вв., изучение закономерностей и основных этапов модернизации, формирование понимания логики развития революционных эпох, а также роли различных социальных слоёв, личностей и идей в истории.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.09

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ОК-7 способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.общие закономерности всемирно-исторического процесса
3.2.Уметь:
3.2.1.систематизировать общественно-политическую информацию
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения универсальных методов научного анализа исторической информации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные понятия курса
1.1. Основные понятия курса Лекции 4 1 ОК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Английская революция середины XVII в.
2.1. Английская революция середины XVII в. Лекции 4 1 ОК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.2. Подготовка к практическому занятию "Английская буржуазная революция середины XVII в." Сам. работа 4 6 ОК-2, ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.3. Английская буржуазная революция середины XVII в. Практические 4 2 ОК-2, ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Война за независимость в Северной Америке и образование США
3.1. Война за независимость в Северной Америке и образование США Лекции 4 2 ОК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.2. Подготовка к практическому занятию "Война за независимость североамериканских колоний" Сам. работа 4 6 ОК-2, ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.3. Война за независимость североамериканских колоний Практические 4 2 ОК-2, ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Германия в XVI - XVIII в.
4.1. Германия в XVI - XVIII в. Лекции 4 2 ОК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.2. Подготовка к практическому занятию "Франко-прусская война 1870-1871 гг. и объединение Германии" Сам. работа 4 6 ОК-2, ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.3. Франко-прусская война и объединение Германии Практические 4 2 ОК-2, ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 5. Великая французская революция
5.1. Великая французская революция Лекции 4 2 ОК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
5.2. Чтение дополнительной литературы по теме "Великая французская революция" Сам. работа 4 6 ОК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
5.3. Франция в период Консульства и Первой империи Лекции 4 1 ОК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 6. Гражданская война в США. Отмена рабства
6.1. Гражданская война в США. Отмена рабства Лекции 4 1 ОК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
6.2. Подготовка к практическому занятию "Гражданская война и отмена рабства в США" Сам. работа 4 6 ОК-2, ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
6.3. Гражданская война и отмена рабства в США Практические 4 2 ОК-2, ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 7. Блоковая дипломатия и международные кризисы начала ХХ в.
7.1. Блоковая дипломатия и международные кризисы начала ХХ в. Лекции 4 1 ОК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 8. Происхождение Первой мировой войны
8.1. Происхождение Первой мировой войны Лекции 4 1 ОК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
8.2. Чтение дополнительной литературы по теме "Первая мировая война" Сам. работа 4 6 ОК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 9. Экономическая стабилизация в 1920-е
9.1. Экономическая стабилизация в 1920-е Лекции 4 1 ОК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
9.2. Подготовка к практическому занятию "Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. Новый курс Ф.Д.Рузвельта" Сам. работа 4 6 ОК-2, ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
9.3. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. Новый курс Ф.Д. Рузвельта Практические 4 2 ОК-2, ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 10. Фашизм в европейских странах
10.1. Фашизм в европейских странах Лекции 4 1 ОК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
10.2. Подготовка к практическому занятию "Итальянский фашизм (1919-1929 гг.)" Сам. работа 4 6 ОК-2, ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
10.3. Итальянский фашизм (1919-1929 гг.) Практические 4 2 ОК-2, ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 11. НТР и постиндустриальное общество
11.1. НТР и постиндустриальное общество Лекции 4 1 ОК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
11.2. Подготовка к практическому занятию "Режим Ш.де Голля во Франции" Сам. работа 4 6 ОК-2, ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
11.3. Режим Ш.де Голля во Франции Практические 4 2 ОК-2, ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 12. Неоконсерватизм в странах Европы и Америки
12.1. Неоконсерватизм в странах Европы и Америки Лекции 4 1 ОК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
12.2. Подготовка к практическому занятию "Реформы М. Тэтчер и британское общество" Сам. работа 4 6 ОК-2, ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
12.3. Реформы М. Тэтчер и британское общество Практические 4 2 ОК-2, ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
12.4. Режим «народной демократии» в странах Восточной Европы и его крах Лекции 4 2 ОК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 13. Режим «народной демократии» в странах Восточной Европы и его крах
13.1. Подготовка к практическому занятию "Бархатная революция 1989 г. в Чехословакии" Сам. работа 4 6 ОК-2, ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
13.2. Бархатная революция 1989 г. в Чехословакии Практические 4 2 ОК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
13.3. Подготовка к экзамену Сам. работа 4 15 ОК-2, ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
13.4. Экзамен 4 27 ОК-2, ОК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к зачету/экзамену по курсу новой и новейшей истории

1. Понятие и периодизация новой и новейшей истории.
2. Английская буржуазная революция XVII в.
3. Война североамериканских колоний Англии за независимость. Образование США.
4. Великая французская буржуазная революция XVIII в.
5. Консульство и Первая империя во Франции. Европа в эпоху наполеоновских войн.
6. Объединение Германии. Франко-прусская война 1870–1871 гг.
7. Гражданская война в США. Отмена рабства.
8. Объединение Италии.
9. Великобритания в «викторианскую эпоху» (1837-1901 гг.)
10. Происхождение Первой мировой войны.
11. Версальская система международных отношений: основные черты и этапы развития.
12. США и страны Европы в 1920-е годы.
13. Мировой экономический кризис. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта.
14. Итальянский фашизм.
15. Приход нацистов к власти в Германии.
16. Планы послевоенного мироустройства. Решения Ялтинской и Потсдамской конференций.
17. Западная Германия в 1945-1963 гг.
18. Политика «новых рубежей» Дж. Кеннеди. Война во Вьетнаме.
19. Режим Ш.де Голля во Франции (1958-1968 гг.).
20. ФРГ в годы правления «большой» и «малой» коалиции (1966-1982 гг.).
21. Куба при Ф. Кастро (1959-начало ХХ в.).
22. Неоконсервативная волна в странах Запада. «Рейганомика»
23. Неоконсервативная волна в странах Запада/ «Тэтчеризм».
24. Франция после Ш. де Голля (1969- конец 1970-х гг.).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Тестовые задания
1. Какие факторы играли важную роль в Английской революции XVII века? (вычеркнуть неправильный вариант) а. религиозный; б. аграрный; в. международный; д. политический.
2. Американская концепция «естественных прав» включала формулу: а) жизнь, свобода, собственность; б) жизнь, свобода, стремление к счастью; в) жизнь, свобода, равенство.
3. Каким образом решался вопрос о рабстве в Декларации независимости? А) рабство отменялось; б) рабство сохранялось; в) рабство сохранялось до определённого года.
4. Когда возникли первые политические партии в США ? а) в годы Войны за независимость; б) в конце XVIII века; в) в начале XIX века; г) в период президентства Джексона.
5. Что собой представляло аболиционистское движение в США? А) движение, выступающее за активизацию внешней политики США; б) движение за свободную торговлю; в) антирабовладельческое движение; г) прорабовладельческое движение.
6. Где была осуществлена сецессия в начале 60-х гг. XIX века? А) в Германии; б) в Италии; в) в США; г) в Австрии.
7. Где существовало «либерум вето»? а) в Швеции; б) в Польше; в) в Соединённых Провинциях; г) в Австрии.
8. Чем являлись французские парламенты в XVII – XVIII вв.? а) представительными органами власти; б) органами самоуправления; в) судебными палатами.
9. Что собой представляла партия жирондистов? А) республиканская партия; б) партия конституционных монархистов; в) партия революционных демократов.
10. Каким образом был решён аграрный вопрос в период Великой французской революции? А) крестьяне получили возможность выкупать свои повинности; б) крестьяне получили землю без выкупа; в) поземельная зависимость крестьян была сохранена.
11. Кем был создан Рейнский союз? А) Меттернихом; б) Наполеоном; в) Бисмарком; г) Александром I.
12. Как решался вопрос об объединении Германии в период революции 1848 – 1849 гг.? а) была принята конституция единой Германии; б) конституция была принята, но в силу не вступила; в) конституцию не удалось выработать.
13. Какой вариант объединения Германии был осуществлён? А) малогерманский; б) великогерманский; в) северогерманский.
14. Главной целью движения карбонариев была а) демократизация; б) объединение Италии; в) аграрный вопрос.
15. Какие из перечисленных событий противоречили принципам Священного союза? А) революция 1830 г. во Франции; б) созыв международных конгрессов; в) подавление Австрией революций в итальянских государствах; г) создание независимой Бельгии; д) поддержка Англией греческого национального движения.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Л. В. Монина Новая история стран Запада : учебое пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л1.2 О. А. Аршинцева Теория и практика мирного урегулирования после Первой мировой войны: британский опыт : учебноепособие Барнаул : АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. Л. Хейфец, Р. В. Костюк, Н. А. Власов, Н. С. Ниязов История новейшего времени : учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/1DE66103-FB13-4D77-B76C-1621AB4EE441
Л2.2 Петрович-Белкин, О. К. История и культура европы : учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/7A7997DF-1FD3-4AD1-A191-2CF529802105
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт "Военная литература" http://militera.lib.ru
Э2 Проект "Исторические материалы" http://istmat.info
Э3 Электронная библиотека исторического факультета МГУ им. М. Ломоносова http://www.hist.msu.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
MathCAD, Автокод, Adobe Photoshop, Corel draw, Компас, VBasic 6, Visual FoхPrо 7.0; Delphi 6 и др.
В компьютерном классе установлены средства MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайт "Военная литература" http://militera.lib.ru
Проект "Исторические материалы" http://istmat.info
Электронная библиотека исторического факультета МГУ им. М. Ломоносова http://www.hist.msu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Cтандартно оборудованные лекционные аудитории, аудитории для проведения интерактивных лекций: видеопроектор, видеомагнитофоны, экран настенный, компьютерный класс, мультимедийные средства.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При подготовке к семинарским занятиям необходимо познакомиться с документами по соответствующей теме и использовать их в качестве основы своего ответа. Однако специфика языка документов, связь их с конкретными событиями требуют обращения к специальной литературе, которая позволит лучше понять и объяснить анализируемые документы. Подбор источников по теме «Революция в Англии в середине XVII века» ориентирован на выяснение позиций противоборствующих сторон в предреволюционный и революционный периоды. В процессе работы над темой необходимо определить главные вопросы, требующие решения в период революции и предлагаемые политическими группировками варианты их решения. Следует сопоставить программы партий с итогами революции и на этом основании выявить возможности различных социально-политических сил влиять на развитие страны. Тема «Становление американского государства (США)» предполагает знакомство с основными документами эпохи Войны за независимость и послевоенного периода, что позволит найти ответы на вопросы о причинах войны американских колонистов за независимость и о характере созданного государства. Анализ содержания текста Декларации независимости требует уточнения смысла формулировок и выяснения того, каким образом американцы обосновали своё право на независимость. Особое внимание следует уделять принципам организации власти в США. Подбор источников по теме «Государственно-политическое устройство Франции в период Революции» ориентирован на решение в процессе работы следующих задач: во-первых, проследить изменения в политической сфере в период Революции, в том числе, в области политических прав; во-вторых, выделить этапы в развитии государства, форм организации власти. При анализе выступлений депутатов Конвента о суде над королём необходимо использовать метод сравнения, с помощью которого выявить разницу в позиции жирондистов и якобинцев по важнейшему политическому вопросу конца 1792 – начала 1793 гг. и тем самым уточнить характер этих политических группировок. Документы по теме «Политика Французской республики в области культуры в 1792 – 1793 гг.» дают представление о межпартийной (жирондисты – якобинцы) и внутрипартийной (якобинцы) борьбе по вопросам религии и церкви. Сравнивая взгляды лидеров якобинской партии на религию с проводимой ими религиозной политикой, необходимо выяснить, чем продиктованы конкретные решения якобинской власти по религиозным вопросам (выявить соотношение желаемого и возможного в политике). Знакомство с планами в области просвещения предполагает поиск ответа на вопросы: зачем и какими средствами якобинцы хотели сформировать нового человека. Подготовка к коллоквиуму по проблеме якобинского террора в историографии требует освоения значительной по объёму информации. Путём сравнения различных интерпретаций такого феномена как якобинский террор следует выявить развитие исторической науки, появление новых подходов, как в российской, так и в зарубежной историографии Французской революции. Тема «Чартистское движение в Англии» ориентирована на решение ряда задач. Во-первых, необходимо выявить характер чартистского движения, ориентируясь на главный документ чартистов – Хартию. Во-вторых, анализируя содержание нескольких петиций, следует выявить эволюцию чартистского движения и причины этой эволюции. В конечном итоге, это позволит составить представление о движущих силах процесса демократизации Великобритании в 30 – 40-е гг. XIX в. В процессе работы по теме «Рабство в США: от его возникновения до эпохи Реконструкции» необходимо выявить причины возникновения и развития рабовладения в Америке, содержание двух основных проблем социально-политической жизни США (проблемы рабства и расовой), а также увидеть их проявление в аболиционистском движении и в борьбе Севера и Юга в годы Гражданской войны. Следует обратить внимание и на эволюцию позиции Республиканской партии по вопросу о рабстве в период от начала сецессии до окончания Гражданской войны.