Закреплена за кафедрой | Кафедра всеобщей истории и международных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.01. Зарубежное регионоведение |
Профиль | Китай и китайский язык |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_01_КиКЯ-1234-2017 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 81 | 81 | 81 | 81 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений
Протокол от 29.08.2017 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Ю.Г. Чернышов
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины "История стран Запада в новое и новейшее время» является формирование у студентов целостного представления о развитии западного общества в период XVII по ХХ вв., изучение закономерностей и основных этапов модернизации, формирование понимания логики развития революционных эпох, а также роли различных социальных слоёв, личностей и идей в истории. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.09 |
ОК-2 | способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции |
ОК-7 | способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | общие закономерности всемирно-исторического процесса |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | систематизировать общественно-политическую информацию |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками применения универсальных методов научного анализа исторической информации |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основные понятия курса | ||||||
1.1. | Основные понятия курса | Лекции | 4 | 1 | ОК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 2. Английская революция середины XVII в. | ||||||
2.1. | Английская революция середины XVII в. | Лекции | 4 | 1 | ОК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.2. | Подготовка к практическому занятию "Английская буржуазная революция середины XVII в." | Сам. работа | 4 | 6 | ОК-2, ОК-7 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.3. | Английская буржуазная революция середины XVII в. | Практические | 4 | 2 | ОК-2, ОК-7 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 3. Война за независимость в Северной Америке и образование США | ||||||
3.1. | Война за независимость в Северной Америке и образование США | Лекции | 4 | 2 | ОК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.2. | Подготовка к практическому занятию "Война за независимость североамериканских колоний" | Сам. работа | 4 | 6 | ОК-2, ОК-7 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.3. | Война за независимость североамериканских колоний | Практические | 4 | 2 | ОК-2, ОК-7 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 4. Германия в XVI - XVIII в. | ||||||
4.1. | Германия в XVI - XVIII в. | Лекции | 4 | 2 | ОК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
4.2. | Подготовка к практическому занятию "Франко-прусская война 1870-1871 гг. и объединение Германии" | Сам. работа | 4 | 6 | ОК-2, ОК-7 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
4.3. | Франко-прусская война и объединение Германии | Практические | 4 | 2 | ОК-2, ОК-7 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 5. Великая французская революция | ||||||
5.1. | Великая французская революция | Лекции | 4 | 2 | ОК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
5.2. | Чтение дополнительной литературы по теме "Великая французская революция" | Сам. работа | 4 | 6 | ОК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
5.3. | Франция в период Консульства и Первой империи | Лекции | 4 | 1 | ОК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 6. Гражданская война в США. Отмена рабства | ||||||
6.1. | Гражданская война в США. Отмена рабства | Лекции | 4 | 1 | ОК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
6.2. | Подготовка к практическому занятию "Гражданская война и отмена рабства в США" | Сам. работа | 4 | 6 | ОК-2, ОК-7 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
6.3. | Гражданская война и отмена рабства в США | Практические | 4 | 2 | ОК-2, ОК-7 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 7. Блоковая дипломатия и международные кризисы начала ХХ в. | ||||||
7.1. | Блоковая дипломатия и международные кризисы начала ХХ в. | Лекции | 4 | 1 | ОК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 8. Происхождение Первой мировой войны | ||||||
8.1. | Происхождение Первой мировой войны | Лекции | 4 | 1 | ОК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
8.2. | Чтение дополнительной литературы по теме "Первая мировая война" | Сам. работа | 4 | 6 | ОК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 9. Экономическая стабилизация в 1920-е | ||||||
9.1. | Экономическая стабилизация в 1920-е | Лекции | 4 | 1 | ОК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
9.2. | Подготовка к практическому занятию "Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. Новый курс Ф.Д.Рузвельта" | Сам. работа | 4 | 6 | ОК-2, ОК-7 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
9.3. | Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. Новый курс Ф.Д. Рузвельта | Практические | 4 | 2 | ОК-2, ОК-7 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 10. Фашизм в европейских странах | ||||||
10.1. | Фашизм в европейских странах | Лекции | 4 | 1 | ОК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
10.2. | Подготовка к практическому занятию "Итальянский фашизм (1919-1929 гг.)" | Сам. работа | 4 | 6 | ОК-2, ОК-7 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
10.3. | Итальянский фашизм (1919-1929 гг.) | Практические | 4 | 2 | ОК-2, ОК-7 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 11. НТР и постиндустриальное общество | ||||||
11.1. | НТР и постиндустриальное общество | Лекции | 4 | 1 | ОК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
11.2. | Подготовка к практическому занятию "Режим Ш.де Голля во Франции" | Сам. работа | 4 | 6 | ОК-2, ОК-7 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
11.3. | Режим Ш.де Голля во Франции | Практические | 4 | 2 | ОК-2, ОК-7 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 12. Неоконсерватизм в странах Европы и Америки | ||||||
12.1. | Неоконсерватизм в странах Европы и Америки | Лекции | 4 | 1 | ОК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
12.2. | Подготовка к практическому занятию "Реформы М. Тэтчер и британское общество" | Сам. работа | 4 | 6 | ОК-2, ОК-7 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
12.3. | Реформы М. Тэтчер и британское общество | Практические | 4 | 2 | ОК-2, ОК-7 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
12.4. | Режим «народной демократии» в странах Восточной Европы и его крах | Лекции | 4 | 2 | ОК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 13. Режим «народной демократии» в странах Восточной Европы и его крах | ||||||
13.1. | Подготовка к практическому занятию "Бархатная революция 1989 г. в Чехословакии" | Сам. работа | 4 | 6 | ОК-2, ОК-7 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
13.2. | Бархатная революция 1989 г. в Чехословакии | Практические | 4 | 2 | ОК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
13.3. | Подготовка к экзамену | Сам. работа | 4 | 15 | ОК-2, ОК-7 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
13.4. | Экзамен | 4 | 27 | ОК-2, ОК-7 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы к зачету/экзамену по курсу новой и новейшей истории 1. Понятие и периодизация новой и новейшей истории. 2. Английская буржуазная революция XVII в. 3. Война североамериканских колоний Англии за независимость. Образование США. 4. Великая французская буржуазная революция XVIII в. 5. Консульство и Первая империя во Франции. Европа в эпоху наполеоновских войн. 6. Объединение Германии. Франко-прусская война 1870–1871 гг. 7. Гражданская война в США. Отмена рабства. 8. Объединение Италии. 9. Великобритания в «викторианскую эпоху» (1837-1901 гг.) 10. Происхождение Первой мировой войны. 11. Версальская система международных отношений: основные черты и этапы развития. 12. США и страны Европы в 1920-е годы. 13. Мировой экономический кризис. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта. 14. Итальянский фашизм. 15. Приход нацистов к власти в Германии. 16. Планы послевоенного мироустройства. Решения Ялтинской и Потсдамской конференций. 17. Западная Германия в 1945-1963 гг. 18. Политика «новых рубежей» Дж. Кеннеди. Война во Вьетнаме. 19. Режим Ш.де Голля во Франции (1958-1968 гг.). 20. ФРГ в годы правления «большой» и «малой» коалиции (1966-1982 гг.). 21. Куба при Ф. Кастро (1959-начало ХХ в.). 22. Неоконсервативная волна в странах Запада. «Рейганомика» 23. Неоконсервативная волна в странах Запада/ «Тэтчеризм». 24. Франция после Ш. де Голля (1969- конец 1970-х гг.). |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Тестовые задания 1. Какие факторы играли важную роль в Английской революции XVII века? (вычеркнуть неправильный вариант) а. религиозный; б. аграрный; в. международный; д. политический. 2. Американская концепция «естественных прав» включала формулу: а) жизнь, свобода, собственность; б) жизнь, свобода, стремление к счастью; в) жизнь, свобода, равенство. 3. Каким образом решался вопрос о рабстве в Декларации независимости? А) рабство отменялось; б) рабство сохранялось; в) рабство сохранялось до определённого года. 4. Когда возникли первые политические партии в США ? а) в годы Войны за независимость; б) в конце XVIII века; в) в начале XIX века; г) в период президентства Джексона. 5. Что собой представляло аболиционистское движение в США? А) движение, выступающее за активизацию внешней политики США; б) движение за свободную торговлю; в) антирабовладельческое движение; г) прорабовладельческое движение. 6. Где была осуществлена сецессия в начале 60-х гг. XIX века? А) в Германии; б) в Италии; в) в США; г) в Австрии. 7. Где существовало «либерум вето»? а) в Швеции; б) в Польше; в) в Соединённых Провинциях; г) в Австрии. 8. Чем являлись французские парламенты в XVII – XVIII вв.? а) представительными органами власти; б) органами самоуправления; в) судебными палатами. 9. Что собой представляла партия жирондистов? А) республиканская партия; б) партия конституционных монархистов; в) партия революционных демократов. 10. Каким образом был решён аграрный вопрос в период Великой французской революции? А) крестьяне получили возможность выкупать свои повинности; б) крестьяне получили землю без выкупа; в) поземельная зависимость крестьян была сохранена. 11. Кем был создан Рейнский союз? А) Меттернихом; б) Наполеоном; в) Бисмарком; г) Александром I. 12. Как решался вопрос об объединении Германии в период революции 1848 – 1849 гг.? а) была принята конституция единой Германии; б) конституция была принята, но в силу не вступила; в) конституцию не удалось выработать. 13. Какой вариант объединения Германии был осуществлён? А) малогерманский; б) великогерманский; в) северогерманский. 14. Главной целью движения карбонариев была а) демократизация; б) объединение Италии; в) аграрный вопрос. 15. Какие из перечисленных событий противоречили принципам Священного союза? А) революция 1830 г. во Франции; б) созыв международных конгрессов; в) подавление Австрией революций в итальянских государствах; г) создание независимой Бельгии; д) поддержка Англией греческого национального движения. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Л. В. Монина | Новая история стран Запада : учебое пособие | Изд-во АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | О. А. Аршинцева | Теория и практика мирного урегулирования после Первой мировой войны: британский опыт : учебноепособие | Барнаул : АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | В. Л. Хейфец, Р. В. Костюк, Н. А. Власов, Н. С. Ниязов | История новейшего времени : учебник и практикум для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/1DE66103-FB13-4D77-B76C-1621AB4EE441 |
Л2.2 | Петрович-Белкин, О. К. | История и культура европы : учебное пособие для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2017 | www.biblio-online.ru/book/7A7997DF-1FD3-4AD1-A191-2CF529802105 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Сайт "Военная литература" http://militera.lib.ru | |||
Э2 | Проект "Исторические материалы" http://istmat.info | |||
Э3 | Электронная библиотека исторического факультета МГУ им. М. Ломоносова http://www.hist.msu.ru/ | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MathCAD, Автокод, Adobe Photoshop, Corel draw, Компас, VBasic 6, Visual FoхPrо 7.0; Delphi 6 и др. В компьютерном классе установлены средства MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др. | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Сайт "Военная литература" http://militera.lib.ru Проект "Исторические материалы" http://istmat.info Электронная библиотека исторического факультета МГУ им. М. Ломоносова http://www.hist.msu.ru/ |
Cтандартно оборудованные лекционные аудитории, аудитории для проведения интерактивных лекций: видеопроектор, видеомагнитофоны, экран настенный, компьютерный класс, мультимедийные средства. |
При подготовке к семинарским занятиям необходимо познакомиться с документами по соответствующей теме и использовать их в качестве основы своего ответа. Однако специфика языка документов, связь их с конкретными событиями требуют обращения к специальной литературе, которая позволит лучше понять и объяснить анализируемые документы. Подбор источников по теме «Революция в Англии в середине XVII века» ориентирован на выяснение позиций противоборствующих сторон в предреволюционный и революционный периоды. В процессе работы над темой необходимо определить главные вопросы, требующие решения в период революции и предлагаемые политическими группировками варианты их решения. Следует сопоставить программы партий с итогами революции и на этом основании выявить возможности различных социально-политических сил влиять на развитие страны. Тема «Становление американского государства (США)» предполагает знакомство с основными документами эпохи Войны за независимость и послевоенного периода, что позволит найти ответы на вопросы о причинах войны американских колонистов за независимость и о характере созданного государства. Анализ содержания текста Декларации независимости требует уточнения смысла формулировок и выяснения того, каким образом американцы обосновали своё право на независимость. Особое внимание следует уделять принципам организации власти в США. Подбор источников по теме «Государственно-политическое устройство Франции в период Революции» ориентирован на решение в процессе работы следующих задач: во-первых, проследить изменения в политической сфере в период Революции, в том числе, в области политических прав; во-вторых, выделить этапы в развитии государства, форм организации власти. При анализе выступлений депутатов Конвента о суде над королём необходимо использовать метод сравнения, с помощью которого выявить разницу в позиции жирондистов и якобинцев по важнейшему политическому вопросу конца 1792 – начала 1793 гг. и тем самым уточнить характер этих политических группировок. Документы по теме «Политика Французской республики в области культуры в 1792 – 1793 гг.» дают представление о межпартийной (жирондисты – якобинцы) и внутрипартийной (якобинцы) борьбе по вопросам религии и церкви. Сравнивая взгляды лидеров якобинской партии на религию с проводимой ими религиозной политикой, необходимо выяснить, чем продиктованы конкретные решения якобинской власти по религиозным вопросам (выявить соотношение желаемого и возможного в политике). Знакомство с планами в области просвещения предполагает поиск ответа на вопросы: зачем и какими средствами якобинцы хотели сформировать нового человека. Подготовка к коллоквиуму по проблеме якобинского террора в историографии требует освоения значительной по объёму информации. Путём сравнения различных интерпретаций такого феномена как якобинский террор следует выявить развитие исторической науки, появление новых подходов, как в российской, так и в зарубежной историографии Французской революции. Тема «Чартистское движение в Англии» ориентирована на решение ряда задач. Во-первых, необходимо выявить характер чартистского движения, ориентируясь на главный документ чартистов – Хартию. Во-вторых, анализируя содержание нескольких петиций, следует выявить эволюцию чартистского движения и причины этой эволюции. В конечном итоге, это позволит составить представление о движущих силах процесса демократизации Великобритании в 30 – 40-е гг. XIX в. В процессе работы по теме «Рабство в США: от его возникновения до эпохи Реконструкции» необходимо выявить причины возникновения и развития рабовладения в Америке, содержание двух основных проблем социально-политической жизни США (проблемы рабства и расовой), а также увидеть их проявление в аболиционистском движении и в борьбе Севера и Юга в годы Гражданской войны. Следует обратить внимание и на эволюцию позиции Республиканской партии по вопросу о рабстве в период от начала сецессии до окончания Гражданской войны. |