Закреплена за кафедрой | Кафедра ботаники |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Профиль | Физиология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_03_01_Биология-34-2017 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 64 | 64 | 64 | 64 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра ботаники
Протокол от 07.09.2017 г. № 2
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.
1.1. | сформировать у бакалавров представление о географических центрах происхождения и расселения растений, принципах филогенетического родства групп и направлениях их дальнейшей эволюции. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.09 |
СПК-2 | готовностью использовать современные экспериментальные методы работы с ботаническими объектами для выполнения научных исследований |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Об основных эрах и периодах в истории развития Земли |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | строить ареалы древнейших групп растений и выявлять центры их происхождения и расселения |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | основными методами и принципами выделения центров происхождения и расселения растений |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Филогения, ее предмет и методы исследования. Основные понятия филогении. История изучения эволюции растительного мира Разнообразие адаптивных особенностей растений и проблема филогенетического родства. Иерархия таксонов. Искусственные и естественные классификации форм. | ||||||
1.1. | Проблемы филогенетического родства | Лекции | 7 | 4 | СПК-2 | Л2.7, Л2.3, Л2.2, Л2.6, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 |
1.2. | Искусственные и естественные классификации | Лабораторные | 7 | 4 | СПК-2 | Л2.7, Л2.3, Л2.2, Л2.6, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 |
1.3. | Искусственные и естественные классификации | Сам. работа | 7 | 12 | СПК-2 | |
Раздел 2. Обзор палеоботанического материала и «значение данных палеоботаники, палеоэкологии, палеогеографии». Филогенетическое родство и проблемы монофилии. Шкала геологического времени. Филогенетический возраст современных групп растений. | ||||||
2.1. | Филогенетический возраст современных групп растений | Лекции | 7 | 4 | СПК-2 | Л2.7, Л2.3, Л2.2, Л2.6, Л2.4, Л2.1, Л2.5 |
2.2. | Филогенетическое родство и проблемы монофилии | Лабораторные | 7 | 4 | СПК-2 | Л2.7, Л2.3, Л2.2, Л2.6, Л2.4, Л2.1, Л2.5 |
2.3. | Филогенетическое родство и проблемы монофилии | Сам. работа | 7 | 12 | СПК-2 | |
Раздел 3. Филогенетические связи цветковых и их вероятные предки. Генетические и экологические факторы происхождения цветковых растений | ||||||
3.1. | Филогенетические связи цветковых растений | Лекции | 7 | 4 | СПК-2 | Л2.7, Л2.3, Л2.2, Л2.6, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 |
3.2. | Генетические и экологические факторы происхождения цветковых растений | Лабораторные | 7 | 6 | СПК-2 | Л2.7, Л2.3, Л2.2, Л2.6, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 |
3.3. | Генетические и экологические факторы происхождения цветковых растений | Сам. работа | 7 | 12 | СПК-2 | |
Раздел 4. Основные теории происхождения цветка | ||||||
4.1. | Псевдантовая теория происхождения цветка | Лекции | 7 | 4 | СПК-2 | Л2.7, Л2.3, Л2.2, Л2.6, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 |
4.2. | Теломная теория происхождения цветка | Лабораторные | 7 | 4 | СПК-2 | Л2.7, Л2.3, Л2.2, Л2.6, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 |
4.3. | Теломная теория происхождения цветка | Сам. работа | 7 | 14 | СПК-2 | Л2.7, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 |
Раздел 5. Вероятное место и время возникновения цветковых растений. Пути расселения цветковых растений. Экологическая эволюция цветковых растений. Основные филогенетические системы. | ||||||
5.1. | Вероятное место и время возникновения цветковых растений. Расселение цветковых растений | Лекции | 7 | 4 | СПК-2 | Л2.7, Л2.3, Л2.2, Л2.6, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 |
5.2. | Филогенетическая система А.Л. Тахтаджяна. Филогенетическая система А. Кронквиста | Лабораторные | 7 | 6 | СПК-2 | Л2.7, Л2.3, Л2.2, Л2.6, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 |
5.3. | Филогенетическая система А.Л. Тахтаджяна. Филогенетическая система А. Кронквиста | Сам. работа | 7 | 14 | СПК-2 | Л2.7, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Филогения, ее предмет и методы исследования. Основные понятия. 2. История изучения эволюции растительного мира. 3. Определение понятия «таксон». Иерархия таксонов. Ранг таксона. 4. Искусственные и естественные классификации растительных форм. 5. Проблемы филогенетического родства. 6. Общая картина истории развития растительного мира. Шкала геологического времени. 7. Значение палеоботанических данных для филогении. 8. Филогенетическое родство и возраст современных групп растений (моховидные). 9. Филогенетическое родство и возраст современных групп растений (папоротникообразные). 10. Филогенетическое родство и возраст современных групп растений (голосеменные). 11. Филогенетическое родство и возраст современных групп растений (цветковые). 12. Генетические и экологические факторы происхождения цветковых растений. 13. Основные теории происхождения цветка. 14. Вероятное место и время возникновения цветковых растений. 15. Пути расселения цветковых растений. 16. Основные филогенетические системы. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Основные понятия филогении растений. 2. Характеристика эволюции растительного мира по периодам. 3. Искусственные и естественные системы классификации растений. 4. Палеоботанические данные как основа для филогенитических построений. 5. Филогенетическое родство и возраст моховидных. 6. Филогенетическое родство и возраст папоротникообразных. 7. Филогенетическое родство и возраст голосеменных. 8. Филогенетическое родство и возраст цветковых. 9. Генетические и экологические факторы происхождения цветковых растений. 10. Основные теории происхождения цветка. 11. Вероятное место и время возникновения цветковых растений. 12. Пути расселения цветковых растений. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения входного, текущего контроля и промежуточной аттестации. Фонд включает типовые задания, индивидуальные домашние задания, защита письменной работы, защита реферата, составление опорного конспекта, задания для собеседования, вопросы к экзамену. Используемые формы текущего контроля: аудиторные самостоятельные работы; устный опрос; устное сообщение; письменное тестирование. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Иванов А.Л. | Эволюция и филогения растений: учебное пособие | М.: Берлин : Директ-Медиа, 2015 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276518http://doi.org/10.23681/276518 |
Л1.2 | Шмаков А.И, | Папоротники (Pteridophyta). Общая характеристика. Порядки Ophioglossales – Cheilanthales : Учебное пособие | Барнаул, Пять плюс, 2015 | |
Л1.3 | Шмаков А.И. | Папоротники (Pteridophyta). Порядки Aspleniales – Polypodiales: Учебное пособие | Барнаул, Пять плюс, 2015 | |
Л1.4 | Кечайкин А.А., Шмаков А.И. | Обзор трибы Potentilleae Sweet (Rosaceae) : Учебное пособие | Барнаул: OOO “Пять плюс”, 2015 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/1907 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Тахтаджян А.Л. | Система магнолиофитов: начное издание | Л.: Наука, 1987 | 4 |
Л2.2 | Шамров И. И. | Семязачаток цветковых растений: строение, функции, происхождение: учеб. пособ. | М. : Товарищество науч. изд. КМК, 2008 | |
Л2.3 | Камелин Р. В. | Лекции по систематике растений: главы теоретической систематики растений: Учеб. пособ. | Барнаул: Азбука, 2004 | 21 |
Л2.4 | Курбатский В.И. | Происхождение покрытосеменных: учебн. пособ. | Томск: ТГУ, 1993 | |
Л2.5 | Хохряков А.П. | Эволюция биоморф растений: научное издание | М.: Наука, 1981 | |
Л2.6 | Жизнь растений: В 6 т. / гл. ред. А. А. Федоров.: | М. : Просвещение, 1978-1980 | 17 | |
Л2.7 | П. Зитте, Э. В. Вайлер, Й. В. Кадерайт [и др.] ; под ред. А. Г. Еленевского [и др.]. | Ботаника: в 4т.: пер. с нем. Т. 3 : Эволюция и систематика. / П. Зитте, Э. В. Вайлер, Й. В. Кадерайт [и др.] ; под ред. А. Г. Еленевского [и др.]. - : учебник для вузов | М. : Академия., 2007 | 7 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http:// herba.msu.ru/scipunov/school/ sch-ru.htm | |||
Э2 | http://ru.wikipedia.org/wiki/Aspleniaceae | |||
Э3 | http://www.anbg.gov.au/fern/ | |||
Э4 | http://www.newworldencyclopedia.org/entry/Fern | |||
Э5 | http://www.encyclopedia.com/topic/fern.aspx#1-1E1:fern-full | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Используется программное обеспечение для филогенетических построений MEGA-4, MEGA -5 | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ИБС "Лань"; ИБС "Университетская библиотека on-line"; Научная электронная библиотека http://www.e-library.ru. |
Имеются таблицы по Основным филогенетическим системам и Филогенетическим древам основных групп современных растений в количестве 25 штук. Иконотека: имеются фотографические изображения высших растений из мировых гербариев, а также типовой материал по большинству родов высших растений, более 5000 фотографий. Более 200 листов тропических и субтропических видов основных групп современных растений. Оборудование: микроскопы и бинокуляры (на подгруппу из 12 человек). |
Филогения, это наука о происхождении растений, занимающая особое место в системе биологических наук. Велико ее как теоретическое так и прикладное значение. Этот раздел дает представление о вероятном месте и времени происхождения основных групп современных растений. Филогения растений является наукой ботанического цикла, но при этом тесно связана с палеонтологией, зоологией, молекулярной генетикой физической географией, исторической геологией, палеогеографией и т.д. При изучении спецкурса уделено особое внимание взаимоотношению различных групп современных растений и их родства между собой. В ходе изучения дисциплины используются следующие формы работы магистрантов: лекции, семинары, практические работы. На семинарских занятиях и практических работах используются следующие виды деятельности: построение ареалов древних групп растений, заслушивание и обсуждение докладов, знакомство с палеоботаническим материалом. Виды контроля: текущий (фронтальный опрос, тестовые задания или контрольные работы на каждом семинаре, написание рефератов); итоговый (экзамен). |