МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Филогения растений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки06.03.01. Биология
ПрофильФизиология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-34-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 64
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 64 64 64 64
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Шмаков А.И.

Рецензент(ы):
Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Филогения растений

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки - 06.03.01 «Биология» (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ «07» августа 2014 г. № 944

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология : Ботаника, Биохимия, Биотехнология, Зоология, Физиология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 07.09.2017 г. № 2
Срок действия программы: 2015-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева М.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 07.09.2017 г. № 2
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать у бакалавров представление о географических центрах происхождения и расселения растений, принципах филогенетического родства групп и направлениях их дальнейшей эволюции.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.09

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

СПК-2 готовностью использовать современные экспериментальные методы работы с ботаническими объектами для выполнения научных исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Об основных эрах и периодах в истории развития Земли
3.2.Уметь:
3.2.1.строить ареалы древнейших групп растений и выявлять центры их происхождения и расселения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основными методами и принципами выделения центров происхождения и расселения растений

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Филогения, ее предмет и методы исследования. Основные понятия филогении. История изучения эволюции растительного мира Разнообразие адаптивных особенностей растений и проблема филогенетического родства. Иерархия таксонов. Искусственные и естественные классификации форм.
1.1. Проблемы филогенетического родства Лекции 7 4 СПК-2 Л2.7, Л2.3, Л2.2, Л2.6, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.2. Искусственные и естественные классификации Лабораторные 7 4 СПК-2 Л2.7, Л2.3, Л2.2, Л2.6, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
1.3. Искусственные и естественные классификации Сам. работа 7 12 СПК-2
Раздел 2. Обзор палеоботанического материала и «значение данных палеоботаники, палеоэкологии, палеогеографии». Филогенетическое родство и проблемы монофилии. Шкала геологического времени. Филогенетический возраст современных групп растений.
2.1. Филогенетический возраст современных групп растений Лекции 7 4 СПК-2 Л2.7, Л2.3, Л2.2, Л2.6, Л2.4, Л2.1, Л2.5
2.2. Филогенетическое родство и проблемы монофилии Лабораторные 7 4 СПК-2 Л2.7, Л2.3, Л2.2, Л2.6, Л2.4, Л2.1, Л2.5
2.3. Филогенетическое родство и проблемы монофилии Сам. работа 7 12 СПК-2
Раздел 3. Филогенетические связи цветковых и их вероятные предки. Генетические и экологические факторы происхождения цветковых растений
3.1. Филогенетические связи цветковых растений Лекции 7 4 СПК-2 Л2.7, Л2.3, Л2.2, Л2.6, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
3.2. Генетические и экологические факторы происхождения цветковых растений Лабораторные 7 6 СПК-2 Л2.7, Л2.3, Л2.2, Л2.6, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
3.3. Генетические и экологические факторы происхождения цветковых растений Сам. работа 7 12 СПК-2
Раздел 4. Основные теории происхождения цветка
4.1. Псевдантовая теория происхождения цветка Лекции 7 4 СПК-2 Л2.7, Л2.3, Л2.2, Л2.6, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
4.2. Теломная теория происхождения цветка Лабораторные 7 4 СПК-2 Л2.7, Л2.3, Л2.2, Л2.6, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
4.3. Теломная теория происхождения цветка Сам. работа 7 14 СПК-2 Л2.7, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
Раздел 5. Вероятное место и время возникновения цветковых растений. Пути расселения цветковых растений. Экологическая эволюция цветковых растений. Основные филогенетические системы.
5.1. Вероятное место и время возникновения цветковых растений. Расселение цветковых растений Лекции 7 4 СПК-2 Л2.7, Л2.3, Л2.2, Л2.6, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
5.2. Филогенетическая система А.Л. Тахтаджяна. Филогенетическая система А. Кронквиста Лабораторные 7 6 СПК-2 Л2.7, Л2.3, Л2.2, Л2.6, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4
5.3. Филогенетическая система А.Л. Тахтаджяна. Филогенетическая система А. Кронквиста Сам. работа 7 14 СПК-2 Л2.7, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Филогения, ее предмет и методы исследования. Основные понятия.
2. История изучения эволюции растительного мира.
3. Определение понятия «таксон». Иерархия таксонов. Ранг таксона.
4. Искусственные и естественные классификации растительных форм.
5. Проблемы филогенетического родства.
6. Общая картина истории развития растительного мира. Шкала геологического времени.
7. Значение палеоботанических данных для филогении.
8. Филогенетическое родство и возраст современных групп растений (моховидные).
9. Филогенетическое родство и возраст современных групп растений (папоротникообразные).
10. Филогенетическое родство и возраст современных групп растений (голосеменные).
11. Филогенетическое родство и возраст современных групп растений (цветковые).
12. Генетические и экологические факторы происхождения цветковых растений.
13. Основные теории происхождения цветка.
14. Вероятное место и время возникновения цветковых растений.
15. Пути расселения цветковых растений.
16. Основные филогенетические системы.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Основные понятия филогении растений.
2. Характеристика эволюции растительного мира по периодам.
3. Искусственные и естественные системы классификации растений.
4. Палеоботанические данные как основа для филогенитических построений.
5. Филогенетическое родство и возраст моховидных.
6. Филогенетическое родство и возраст папоротникообразных.
7. Филогенетическое родство и возраст голосеменных.
8. Филогенетическое родство и возраст цветковых.
9. Генетические и экологические факторы происхождения цветковых растений.
10. Основные теории происхождения цветка.
11. Вероятное место и время возникновения цветковых растений.
12. Пути расселения цветковых растений.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения входного, текущего контроля и промежуточной аттестации. Фонд включает типовые задания, индивидуальные домашние задания, защита письменной работы, защита реферата, составление опорного конспекта, задания для собеседования, вопросы к экзамену.
Используемые формы текущего контроля: аудиторные самостоятельные работы; устный опрос; устное сообщение; письменное тестирование.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Иванов А.Л. Эволюция и филогения растений: учебное пособие М.: Берлин : Директ-Медиа, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276518http://doi.org/10.23681/276518
Л1.2 Шмаков А.И, Папоротники (Pteridophyta). Общая характеристика. Порядки Ophioglossales – Cheilanthales : Учебное пособие Барнаул, Пять плюс, 2015
Л1.3 Шмаков А.И. Папоротники (Pteridophyta). Порядки Aspleniales – Polypodiales: Учебное пособие Барнаул, Пять плюс, 2015
Л1.4 Кечайкин А.А., Шмаков А.И. Обзор трибы Potentilleae Sweet (Rosaceae) : Учебное пособие Барнаул: OOO “Пять плюс”, 2015 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/1907
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Тахтаджян А.Л. Система магнолиофитов: начное издание Л.: Наука, 1987 4
Л2.2 Шамров И. И. Семязачаток цветковых растений: строение, функции, происхождение: учеб. пособ. М. : Товарищество науч. изд. КМК, 2008
Л2.3 Камелин Р. В. Лекции по систематике растений: главы теоретической систематики растений: Учеб. пособ. Барнаул: Азбука, 2004 21
Л2.4 Курбатский В.И. Происхождение покрытосеменных: учебн. пособ. Томск: ТГУ, 1993
Л2.5 Хохряков А.П. Эволюция биоморф растений: научное издание М.: Наука, 1981
Л2.6 Жизнь растений: В 6 т. / гл. ред. А. А. Федоров.: М. : Просвещение, 1978-1980 17
Л2.7 П. Зитте, Э. В. Вайлер, Й. В. Кадерайт [и др.] ; под ред. А. Г. Еленевского [и др.]. Ботаника: в 4т.: пер. с нем. Т. 3 : Эволюция и систематика. / П. Зитте, Э. В. Вайлер, Й. В. Кадерайт [и др.] ; под ред. А. Г. Еленевского [и др.]. - : учебник для вузов М. : Академия., 2007 7
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http:// herba.msu.ru/scipunov/school/ sch-ru.htm
Э2 http://ru.wikipedia.org/wiki/Aspleniaceae
Э3 http://www.anbg.gov.au/fern/
Э4 http://www.newworldencyclopedia.org/entry/Fern
Э5 http://www.encyclopedia.com/topic/fern.aspx#1-1E1:fern-full
6.3. Перечень программного обеспечения
Используется программное обеспечение для филогенетических построений MEGA-4, MEGA -5
6.4. Перечень информационных справочных систем
ИБС "Лань";
ИБС "Университетская библиотека on-line";
Научная электронная библиотека http://www.e-library.ru.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Имеются таблицы по Основным филогенетическим системам и Филогенетическим древам основных групп современных растений в количестве 25 штук.
Иконотека: имеются фотографические изображения высших растений из мировых гербариев, а также типовой материал по большинству родов высших растений, более 5000 фотографий.
Более 200 листов тропических и субтропических видов основных групп современных растений.
Оборудование: микроскопы и бинокуляры (на подгруппу из 12 человек).

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Филогения, это наука о происхождении растений, занимающая особое место в системе биологических наук. Велико ее как теоретическое так и прикладное значение. Этот раздел дает представление о вероятном месте и времени происхождения основных групп современных растений.
Филогения растений является наукой ботанического цикла, но при этом тесно связана с палеонтологией, зоологией, молекулярной генетикой физической географией, исторической геологией, палеогеографией и т.д.
При изучении спецкурса уделено особое внимание взаимоотношению различных групп современных растений и их родства между собой.
В ходе изучения дисциплины используются следующие формы работы магистрантов: лекции, семинары, практические работы. На семинарских занятиях и практических работах используются следующие виды деятельности: построение ареалов древних групп растений, заслушивание и обсуждение докладов, знакомство с палеоботаническим материалом.
Виды контроля: текущий (фронтальный опрос, тестовые задания или контрольные работы на каждом семинаре, написание рефератов); итоговый (экзамен).